Локальная хтонь: освоение скал, ночной черемуховый торт и самый душевный город России — день пятый

Последние минуты дороги до Красноярска уже походили на пытку — мы оделись, собрали чемоданы и просто сидели в духоте, ожидая прибытия. В итоге наш поезд немного опоздал, а сам город встретил нас запредельным количеством лестниц на вокзале

Поначалу Красноярск не вызывал никаких чувств, кроме опустошения от усталости. От вокзала до отеля Ibis нужно было пройти больше трех километров. И хоть изначально мы планировали проделать этот путь пешком, когда вышли из здания вокзала, стало понятно, что уехать получится только на такси. Мы вызвали две машины и отправились к гостинице.

В отеле нас ожидал приятный сюрприз — родители Ани заказали через администратора большой черемуховый торт, который считается традиционным во многих регионах географического центра России. Так что в три часа ночи, вместо того чтобы спать после долгой дороги, мы ели этот десерт из гостиничных стаканов. В этот момент я в очередной раз пожалел, что забыл взять с собой в дорогу вилку и ложку — торт пришлось есть без рук. Я весь запачкался (и немного измазал простынь), но ситуация получилась душевной — мы с Женей сидим в номере красноярского отеля в три часа ночи и едим черемуховый торт из стаканов. Скажу честно, еще пару месяцев назад я не мог представить, что такая абсурдная ситуация вообще может когда-нибудь произойти.

Проснуться нужно было рано, так как мы договорились встретиться с Аней и Настей в лобби в 11:30. Звучит нестрашно, но если учесть, что легли мы в 3 часа ночи, да еще и после долгой дороги, раннее пробуждение походило на пытку. Нам предстояло поехать на Красноярские Столбы (так называют скалы, которые вырастают из земли и возвышаются над лесом). Я видел фотографии этого места в интернете, но, если честно, до последнего ничего не ждал. Утром даже появилось желание отказаться от этой идеи и остаться спать в номере. Но боюсь, тогда бы я упустил одно из самых ярких воспоминаний в жизни.

До Столбов нам предстояло ехать на такси. Наш путь к вершинам начался у небольшого домика, кабинеты которого отдавали советской бюрократией. Это было здание администрации парка, где мы оплатили экскурсию и стали дожидаться машины, которая должна была отвезти нас к скалам.

Нашим транспортом оказалась шестиместная «буханка», из которой вышла молодая девушка лет 25 — Елена, наш гид. По пути она рассказывала истории о своем студенчестве, спрашивала у нас, как мы решились на эту поездку, и пыталась заинтересовать нас природой Сибири. Настроение в коллективе после этого явно поднялось.

Когда мы доехали до столбов, атмосфера в коллективе была гораздо бодрее, чем сразу после выселения из отеля. Лена приободрила всех и повела нас знакомиться со скалами, которые носили причудливые названия: дед, внучка, слоник, змейка, черепаха, мамонт.  Мы пытались угадать в очертаниях камней изображения.

Поначалу казалось, что нам предстоит просто ходить по туристическим тропам, смотреть на высокие сосны, вдыхать запах кедровых шишек, наслаждаться природой тайги, а также отбиваться от оводов и клещей. Но стоило нам добраться до первого столба, стало понятно, что придется много карабкаться.

Не буду скрывать — сначала было страшно. Страховки никакой нет, высоко, рюкзак на плечах мешает, а оводы пытаются сесть на любой незащищенный участок тела. Но сразу после покорения первой вершины мы вошли во вкус — виды тайги с нескончаемым лесом показали, насколько безграничной может быть природа. А мы возвышались над ней, чувствуя себя покорителями вершин.

Возможно, я говорю только за себя, но конкретно в тот момент я увидел этот приключенческий азарт в глазах всех своих спутников. При покорении следующих вершин страшно уже не было — по скалам мы передвигались так, будто нет никакой высоты, а стертые ладони не казались серьезной помехой — мы много фотографировались и снимали на видео, как забираемся и спускаемся. Аня преследовала в этой поездке и одну личную цель — она пыталась повторить фотографии, которые в тех же местах делал ее отец в 1989-м году.

Мы с Женей карабкались по скалам как дети. Неподдельный восторг на наших лицах, наверное, заметили все остальные спутники. В тот момент казалось, что мы впервые в этой поездке были не просто довольны, а по-настоящему счастливы. Я часто слышал о том, что скалолазание пробуждает душу внутри, но только в то утро понял, что это значит.

По пути на одну из скал Настя несколько раз ударилась локтями, сломала ноготь и пролезла через несколько узких темных пещер. Стало заметно, что это ее эмоционально подбило — фоновая тревога начала выходить на передний план, и остаток дороги вниз она воспринимала трудно. Признаюсь честно, я очень сильно за нее переживал — мы достаточно давно общаемся, поэтому я, кажется, научился распознавать, когда ее лучше оставить одну, а когда ей нужна поддержка. Но в тот момент я не понимал, как можно подбодрить ее, и нужно ли это делать вообще. В итоге решил, что это будет лишним. Мою догадку подтвердили и попытки Лены как-то подбодрить Настю на обратном пути. Стало понятно, что ее лучше оставить в покое.

Мы спустились к месту, где нас должна была подобрать «буханка». Стояли там 10 минут, 20, 30, час. А машина все не подъезжала. Мы были очень голодными и приунывшими. Лена показывала нам видео с «красноярским дедом-пауком» (местный легендарный мужчина, которого знает весь регион за его любовь к скалолазанию).В итоге транспорт подъехал почти на полтора часа позже заявленного времени, а в качестве компенсации нам пообещали большой пакет сувениров из администрации парка.

Впрочем, на этом «столбовое» приключение не закончилось. Водитель сказал, что может спустить нас из парка, но отказался везти до администрации. В городе поставили патрули ГИБДД, а ему крайне не рекомендовалось проезжать их (такое распоряжение дало начальство). По словам самого водителя, «документы были не в порядке». Впрочем, внизу нас перехватила другая машина, и мы все же добрались до этого советски-бюрократического здания. Лена вынесла нам большой пакет c настольными играми, книгами и брелоками. Мы обнялись с ней и тепло попрощались. В тот момент стало понятно, что для этого человека столбы — не просто работа, это смысл ее жизни.

Мы вызвали такси до места с названием «Нетипичная Пельменная» — все-таки в Сибири, наверное, не совсем правильно есть в ресторанах средиземноморской или азиатской кухни — хотелось побольше местного колорита. По пути мы с таксистом обсуждали перспективы «Вкусно и точка», пытки в красноярской прокуратуре, критиковали местные власти и подтрунивали над прохожими.

Сама пельменная оказалась достаточно дешевым и вкусным местом — то что нужно после тяжелого утра. За пельменями сюда определенно стоит зайти: мы попробовали буузы, таежные и сибирские пельмени. А вот с напитками здесь есть проблемы: чай оказался, откровенно говоря, так себе. Из-за накопившейся усталости под конец трапезы настроение у коллектива упало ниже дна. Казалось, что мы прямо сейчас разойдемся по одному и больше не встретимся до ночного отправления поезда.

Все изменил магазин с травами — «Травники Сибири». Аня где-то вычитала про него, и мы с самого начала поездки понимали, что обязательно туда зайдем. Оно находилось недалеко от центра, в одноэтажном деревянном доме.Это абсолютно нетуристический магазин «для своих», в котором продают огромное количество сибирских чаев, сборов, лекарственных трав, кедровых шишек и местных сладостей. В таких магазинах не чувствуешь себя туристом, есть ощущение, что ты — ценитель ассортимента.

«Травники Сибири» значительно улучшили наше настроение — Женя снова начал много смеяться, Настю отпустила тревога, Аня выполнила один из своих «пунктиков» в Красноярске, а мне подняло настроение то, насколько все приободрились. Город оказался очень красивым и душевным. Особенно когда мы вышли на набережную Енисея — завораживающей своими видами реки. По другую сторону берега возвышались Столбы. Мы сели на набережной и стали много говорить и смеяться. А дальше было несколько часов, которые я запомню если не на всю жизнь, то как минимум на долгие годы.

Прогуливаясь вдоль Енисея, мы наконец-то поймали общее настроение и начали влюбляться в Красноярск. Настя предложила зайти в какой-нибудь книжный, чтобы пополнить литературные запасы перед очередным поездом. Мы нашли на карте место с названием «Бакен» и отправились туда.

По пути мы увидели деревянные невысокие дома, невероятный закат, костел (который, по моему скромному католическому мнению, выглядел даже лучше, чем собор на Малой Грузинской улице в Москве). Город почему-то напомнил о каком-то южном курорте, но без предложений «сфотографироваться с обезьянкой», некачественных аттракционов и чурчхеллы с пахлавой на каждом шагу.

«Бакен» оказался отличным книжным магазином. Там небольшой выбор, но после изучения полок создается впечатление, что каждая книга оказалась тут не случайно и прошла тщательный отбор владельцем, который сидит за прилавком. Посередине магазина стоял диван со столиком и печатной машинкой. Это добавляет месту особой атмосферы, в которую захотелось погрузиться не на один час. Но времени у нас не оставалось — магазин закрывался.

После «Бакена» мы еще два часа бродили по улицам, влюблялись в город и много говорили на абсолютно разные темы. Признаюсь честно, мы никогда не общались с этими людьми столько, сколько в этой поездке, а в особенности — за сегодняшний вечер. Мы прошлись по центральному парку, который будто бы вернул нас в 2000-е годы, в очередной раз погуляли по набережной и насладились атмосферой пятничного вечернего Красноярска.

Мне показалось, что этот город как-то незаслуженно не пользуется популярностью у туристов. Возможно, все слишком хорошо совпало — погода, настроение, люди, которые нас окружали весьдень. Но после суток, проведенных здесь, задаешься вопросом — почему сюда не хотят ехать на постоянное место жительства. Я задумался о том, что нам очень повезло с сезоном, все-таки тут большую часть года стоит зима, и вряд ли город настолько же приятен, например, в марте. Но это типичная история большинства российских городов. И с нашим суровым климатом, увы, ничего не поделать.

Ближе к ночи мы вернулись в отель и решили отдохнуть перед дорогой в лобби. Сейчас каждый снова наслаждается одиночеством, но я вижу, что усталость у каждого сегодня в основном приятная. А я с уверенностью могу сказать, что пережил один из самых теплых и насыщенных дней в своей жизни. В начале пути я точно не мог предположить, что это случится в Красноярске.