Локальная хтонь: ночной Иркутск, «экспедиция» на Ольхон и очень мало сна — день седьмой

Седьмой день изначально должен был стать самым сложным в этой поездке, и если честно, сперва я не понимал, как пережить эти 24 часа. Но раз вы читаете эту заметку, значит (вот сюрприз) выжить мне все-таки удалось. Ложиться спать мы с Женей планировали в 12 часов ночи, но для начала нужно было дождаться Вову, который из аэропорта сразу планировал заселиться в наш номер. Стало понятно, что проспим мы очень мало — будильник должен был прозвонить в 5 утра. А уже в 6 предстояло отправиться на экскурсию на остров Ольхон посреди Байкала. Мы выбрали этот маршрут, так как его называют самым красивым из всех, в которые можно отправиться летом в России.

Если задуматься о привычном московском часовом поясе, то встать и вовсе необходимо было в 12 ночи. Сомневаюсь, что я когда-либо вставал в такое время. Как вы уже поняли, тема сна в тот вечер меня сильно волновала, но ложиться не хотелось совсем. А когда Вова доехал до нас к часу ночи, стало понятно, что в этом номере не уснет никто. Вместо того, чтобы потратить пару часов на сон, мы решили изучить Иркутск (днем у нас бы такой возможности не представилось).

Пока девочки спали (как в случае Ани) или пытались уснуть (как в случае Насти), мы взяли электросамокаты и поехали к набережной Ангары, попутно рассматривая известную на всю Россию старинную деревянную архитектуру. Дороги были настолько пустыми, что за весь получасовой прокат мы встретили всего несколько машин. Зато смогли осмотреть все достопримечательности Иркутска, несколько раз сфотографироваться на набережной и изучить дворы, в которых поздняя советская эпоха органично соседствовала с деревянными домами более ранних веков.

Прогулка получилась душевной и, надо признаться, сильно сплотила мужскую часть нашего коллектива. Мы обсуждали воспоминания из прошлых путешествий, делились впечатлениями о том, что нас окружало в Иркутске и наслаждались пустым ночным городом. Женя в очередной раз за поездку произнес банальную, но очень точную фразу — «В такие моменты хочется жить». Надо сказать, что от Жени слышать это приходится не часто — его периодически накрывает желанием отстраниться от группы, а усталость и вовсе провоцирует его на пассивную агрессию. Но в ту ночь это чувство радости было искренним.

Ближе к утру мы вновь пришли на набережную Ангары встречать рассвет, минуя немногочисленные группы людей, которые праздновали субботу. Ночная жизнь в Иркутске практически отсутствует — по пути мы видели разве что пару баров, вокруг которых все еще было шумно — там пели русские поп-песни из 2000-х и догонялись алкоголем, принесенным с собой.

В номер мы вернулись к пяти утра: предварительно закупили энергетики, чтобы не сойти с ума в течение дня, и воду, чтобы не умереть от жажды на Ольхоне. Мы переоделись, умылись и, кажется, выглядели достаточно бодро. Но стоило всем сесть в минивен, «рубить» начало одного за другим. Я не спал, потому что во сне мне всегда важны две вещи — положение лежа и отсутствие дневного света за окном. Разумеется, в машине такой роскоши как кровать предусмотрено не было.

Пока все спали, я смотрел в окна со всех сторон. Поначалу бесконечные степи вызывали интерес — они выглядели бескрайними и пустынными. Но примерно через километров 50 стало скучно — думаю, из окна машины оценить такую пустоту в полной мере невозможно.

Наш гид Рома в первые минуты поездки рассказывал об истории Иркутска и пытался вызвать у нас интерес к Ольхону. Но как только люди в салоне начали засыпать без сил, он понял, что момент для этого был выбран неподходящий.

Дорога до Ольхона заняла три часа, но по-настоящему природа раскрылась в заключительную треть поездки. Мы подъехали к Байкалу и увидели горную местность, которая окружала это озеро. Я никогда не был в Исландии и Норвегии, но поселки у переправы на Ольхон выглядели так, как будто сошли с открыток из северных стран Европы.

Мы взошли на паром пешком и проплыли пару километров по Байкалу, чтобы попасть на остров. Корабль преследовали чайки, вода в озере завораживала своей чистотой, а приближавшиеся скалы говорили о том, что на острове вряд ли удастся заскучать (сразу же вспомнился опыт с посещением красноярских Столбов) и наши коллективные попытки в скалолазание).

На берегу нас ждала уже ставшая привычной в этой поездке «буханка», на которой и предстояло объездить весь Ольхон. Тогда еще было невозможно представить, насколько этот остров большой — суммарно в машине мы провели где-то полтора часа, разъезжая по бездорожью из одной части острова в другой.

Что касается природы Ольхона, здесь буду краток и сошлюсь на сделанные мной фотографии: это окруженная прозрачным Байкалом степная скалистая местность с озерами (которые по сути своей сами находятся внутри озера). На пляжах можно встретить разнообразные и разноцветные минералы, а на возвышенностях растут степные синие, желтые и фиолетовые цветы. Везде пасутся коровы, в наиболее оживленных местах продают сувениры, а кое-где даже живут люди.

На Ольхоне также есть большое количество языческих символов и священных мест. Туристы вяжут на них ленточки, рассчитывая на гармонию с собой, духовное обогащение и удачу в любви, а местные привязывают коров, которые эти ленточки съедают. Не думаю, что ленты входят в рацион рогатого скота по задумке хозяев, но у меня на глазах была съедена не одна туристическая «отметка».

Коровы — не единственные животные, которых мы встретили на острове, как минимум, мы несколько раз видели здесь сусликов, которые с любопытством выглядывают из-за укрытия и рассматривают своих гостей.

В течение всего дня мы разъезжали по Ольхону, забирались по тропам к скалам и спускались к воде. От таких пейзажей невозможно устать, а вот от постоянной ходьбы, да еще и после суток без сна — очень даже возможно. Это со мной и произошло примерно к полудню. Ко всему добавилось еще и капризное неприятное настроение, вызванное внутренними факторами. Так что в какой-то момент я превратился в человека, с которым вы бы вряд ли захотели куда-то отправиться.

Особенно показательным стал момент с диким пляжем. Но для начала расскажу об этом нетронутом туристами месте поподробнее. Оно находится далеко от основной дороги острова, и к нему надо спускаться больше километра через камни, грязь и высокую траву. Сам пляж как будто из кино — по песчаному берегу летали бабочки, а вода в Байкале была прозрачно-голубой. Мы провели там в общей сложности около получаса, залезли в озеро, походили по песчаному берегу и пошли подниматься.

От упрямства и желания кому-то что-то доказать я решил забраться обратно в гору без передышек и под палящим солнцем. Под конец дороги я вымотался до того, что чуть не потерял сознание (я, конечно, преувеличиваю, но в тот момент у меня и правда серьезно поплыла картина перед глазами). Вова шутливо выразил мне уважение за целеустремленность, Настя сказала, что я упертый придурок (хоть и другими словами), а Аня с Женей спокойно подошли чуть позже и пропустили мою драматически-идиотическую сцену.

Я пытался оправдывать свое мерзкое настроение ночью без сна, на что мне вполне конкретно намекнули, что плохо спал сегодня не только я. Ближе к вечеру общий фон усталости и раздражительности заметно поднялся. Женя начал огрызаться, я вел себя как капризный ребенок, Настю вновь накрыло чувство «оставьте-меня-в-покое». Спокойными и умиротворенными как всегда оставались только Вова и Аня.

День на Ольхоне завершился ухой из местного омуля, которую нам приготовили гид и водитель. Мы сидели за переносным столом у озера, ели суп и пили чай. Это помогло нам немного восстановить силы и заключить друг с другом негласное перемирие (хотя «войну» никто никому тоже не объявлял).

Ольхон оказался каким-то нереальным — турист здесь будто бы вырван из своей привычной жизни и предоставлен самому себе, а также окружающим его людям. По крайней мере, со мной случилось именно так. В момент походов по острову я забывал, что существуют люди, помимо тех, с которыми находился.

На обратном пароме мы, будучи страшно вымотанными, все же нашли в себе силы на одну активность — покормили чаек хлебом. Птицы летели за нашим паромом и ловили в воздухе куски батона. Выглядело это захватывающе, а чтобы было веселее, мы начали соревноваться в том, у кого сколько раз птицы поймают хлеб. За Настей и вовсе «закрепилась» вполне конкретная чайка, которая летела наравне с ней и ловила только ее хлеб. В общем, как всегда, даже при самой серьезной усталости ничего не может подействовать лучше, чем «общение» с природой.

Когда мы вновь сели в машину, чтобы отправиться в Иркутск, спать хотели все. Так что стоило нам тронуться, все сразу уснули. В этот раз не удержался и я, хотя мой сон продолжился всего 25 минут, после чего был прерван внезапной кочкой на дороге. А весь оставшийся путь домой я много размышлял над тем, как прошел этот день, наблюдая за закатом через окно автомобиля.

В город мы приехали в 22 часа, сходили поужинать и встретили Алину — нашу одногруппницу, которая приехала в город, чтобы присоединиться к заключительному этапу путешествия. За день до этого у нее была важная игра в «Что? Где? Когда?». Поэтому она оказалась с нами в дороге не с самого начала. Мы поделились с ней своими впечатлениями от Ольхона, она рассказала про Листвянку, и мы разошлись по номерам. Этот день оказался слишком насыщенным и перегруженным, и я наконец уснул. Впереди предстояло трое суток в поезде.