В далеком будущем эволюция привела к тому, что человек перестал чувствовать физическую боль. Телесные трансформации и мутации стали главным трендом нового времени. «Хирургия — это новый секс», — заявляет дуэт художников Сол (Вигго Мортенсен) и Каприс (Леа Сейду). Они устраивают радикальные хирургические шоу, на которых Каприс рисует картины на внутренних органах Сола. Для свежего перформанса мужчина выращивает опухоль в теле, которую его партнерка вырезает на глазах у завороженной публики. Однажды ночью к Солу обращается неизвестный мужчина. Он предлагает ему вскрыть на следующем шоу мертвое тело своего сына. Этот мальчик родился с уникальной способностью поедать и переваривать пластик. Но правительство, желающее контролировать человеческую эволюцию, крайне не хочет, чтобы об этом стало известно.
В своей первой за восемь лет картине «Преступления будущего» режиссер Дэвид Кроненберг вернулся к истокам. Культовый канадец носит титул отца «боди-хоррора», и главными героями его творчества всегда были мутанты (достаточно вспомнить «Муху»). Однако в XXI веке он практически оставил тему трансгуманизма и все больше упражнялся в разных жанрах и стилях, снимая то о русских ворах в законе («Порок на экспорт»), то об основателях психоанализа («Опасный метод»), а последняя работа Кроненберга «Звездная карта» была своеобразной пародией на современный Голливуд.
В новом же фильме отчетливо видны мотивы классических работ мастера «Видеодром» и «Экзистенция», жуткие аксессуары, которыми пользуются герои, напоминают «Обед нагишом», а исследование необычных сексуальных практик отсылает к скандальной «Автокатастрофе». Неслучайно «Преступления будущего» — название любительской картины Кроненберга 1970 года, в которой он впервые затронул тему биологических трансформаций. Пожалуй, сам режиссер не скрывает, что его новая картина — подведение итогов.
Действие «Преступлений будущего» разворачивается в сумрачном месте, в котором угадываются пейзажи Греции. Характерно, что именно здесь, на родине античности, происходит закат цивилизации. Люди будущего, переставшие испытывать боль и вообще интерес к жизни, нашли себе новое развлечение. В ночных клубах и подворотнях они режут друг друга ножами и скальпелями, делают пластические операции и открывают для себя свободу и красоту телесных преображений. Государство пытается отслеживать случаи мутации, которые выходят за рамки условной нормы. Для этого был создан специальный Национальный реестр органов, который следит за тем, что растет внутри тел граждан, а особый отдел полиции выявляет наиболее радикальные группы эволюционистов.
Кроненберг создал на экране мрачный и странный мир, в котором поистине не осталось места ничему человеческому. Его населяют фрики и извращенцы, безумные художники и невротичные бюрократы (одну из них сыграла Кристен Стюарт). Над всеми возвышается фигура в темном плаще — уставший художник-декадент Сол, чье тело так изменилось, что ему трудно дышать и есть. В облике мессии, которому открылась какая-то новая правда о человеке, Вигго Мортенсен тяжелым шагом бродит по улицам и свалкам, хрипя и кашляя, лежит на монструозной постели, помогающей ему спать и заодно выращивать новые органы. Его сопровождает томная героиня Леи Сейду, жадная до новых чувственных приключений со скальпелем в руках. Сол и Каприс — местные звезды, загадочные художники-радикалы, чьи эксперименты привлекают внимание спецслужб и тайных обществ.
Несмотря на проработанный и объемный фантастический сюжет, в котором нашлось место нуарному детективу, теориям заговора, сектам и могучим корпорациям, «Преступления будущего» — очень лаконичный и минималистичный фильм. Посыл Кроненберга сперва кажется туманным, а действующие лица вызывают, скорее, холодное отторжение и непонимание. Сюжет движется неспешно, даже монотонно, а диалоги о том, как сексуально пускать кровь друг другу и копаться в кишках, могут показаться эпатажными и вычурными. Наверное, «Преступления будущего» больше всего заинтересуют как раз поклонников Кроненберга, понимающих его киноязык, его фрейдистские метафоры и смелые идеи о трансгуманизме. Однако атмосфера фильма вполне способна затянуть и неискушенного зрителя, поскольку философский замысел режиссера действительно интригует.
По версии Кроненберга, в будущем цивилизация будет озабочена поисками новой этики, когда границы человеческого предельно размоются. Свобода, чувственность, любовь — все перейдет в сферу биологии и хирургии. Пиком же человеческой эволюции станет способность переваривать пластик — главного виновника загрязнения планеты. Поэтому мальчик, который родился с желудком, выделяющим перерабатывающий мусор сок, становится как бы посланником нового порядка, своего рода искупления для человека за уничтожение окружающей среды.
Но Кроненберг и здесь остается пессимистом, поскольку наглядно показывает, что, как бы далеко люди не продвинулись на пути познания себя, во главе все равно будет стоять жажда власти. Как и все новое, откровения о теле и его метаморфозах будут хорошо продаваться и тиражироваться, а кто-то «сверху» захочет это контролировать. Недаром в центр событий фильма помещено современное искусство, которое режиссер беспощадно высмеивает за полную оторванность от реальности. «Преступления будущего» — глубокая и мрачная притча, в которой тема «хирургии, как нового секса» заставляет задуматься о туманных перспективах рода людского, окончательно утратившего связь с природой.