Фильм «Добыча»: крепкая перезагрузка «Хищника» с Покахонтас вместо Шварценеггера

На сервисах Hulu и Disney+ вышел исторический сайфай-экшен «Добыча» — приквел фантастики с Арнольдом Шварценеггером «Хищник», которая празднует в этом году 35-летие. В новинке нет знакомых лиц, а пришелец-охотник прилетает на территорию индейцев-команчи. Рассказываем, почему простенький боевик оказался лучшим продолжением в истории франшизы

Оригинальный «Хищник» идеально отражал жанр экшена в 1980-е, когда в нем ценились мускулистые герои (Арнольд Шварценеггер), остроумные ванлайнеры («У меня нет времени истекать кровью»), сексистские анекдоты и односложные сюжеты (спецназ против пришельца). Фишкой боевика была лишь щепотка сайфай-хоррора в виде запоминающегося двухметрового антагониста с дредами, который, словно акула из «Челюстей», пугал в первую очередь своим отсутствием в кадре. Если бы не кинематографичный монстр, то франшиза давно бы канула в Лету.

За 35 лет существования Хищник успел поохотиться на ямайских гангстеров в Лос-Анджелесе («Хищник 2»), раскаченного обладателя «Оскара» Эдриана Броуди («Хищники»), комичных ветеранов с ПТСР («Хищник» 2018-го) и даже ксеноморфов в Антарктиде («Чужой против Хищника») и Колорадо («Чужие против Хищника: Реквием»). Все эти приключения приносили студии XX Century Fox доход, но, по сути, Хищник всегда оставался бедным родственником Чужого, фильмы про которого всегда в разы умнее, прибыльнее и амбициознее благодаря участию режиссеров уровня Ридли Скотта, Джеймса Кэмерона и Дэвида Финчера. 

После провала перегруженного сюжетными линиями и шутливого «Хищника» Шейна Блэка студия в очередной раз перезапустила серию, вернувшись к сурвайвал-истокам. Это вновь предельно простая история про выживание, но под новым названием — «Добыча». Вместо военных — племя команчи, вместо громилы Шварценеггера — прыткая коренная американка Эмбер Мидфандер, вместо мачизма — феминизм и дайверсити, вместо широкого кинотеатрального релиза — стриминги Hulu и Disney+ (в России, правда, нет ни того, ни другого). «Добыча» отражает современные тренды в Голливуде не хуже, чем это в свое время делал первый «Хищник». 

Действие происходит в 1719 году, так что формально это приквел. Космический кочевник приземляется на территории Великих Северных равнин, чтобы поохотиться на змей и пум, медведей и волков, французских вояжеров и индейцев. Его встречает воинственная девушка Нару (Мидфандер) из племени команчи, которая хочет стать великой охотницей, а не выполнять навязанные одноплеменниками функции. А лучший способ доказать свою самостоятельность — принести вождю голову двухметрового инопланетянина-трофейщика! Так добыча становится охотником, а охотник — добычей. Эта несложная идея проходит рефреном через весь фильм. 

У режиссера Дэна Трахтенберга уже есть опыт работы с франшизами. В 2016-м он снял «Кловерфилд, 10» — самодостаточный спин-офф мокьюментари-хита «Монстро». Клаустрофобный триллер, как и «Добыча», рассказывал о женщине, которая пыталась справиться с крупногабаритным противником, используя не столько физическую силу, сколько ловкость, внимательность и смекалку. В арсенале Нару — томагавк на веревке, лук и верный пес-динго. Хищник притащил на земное сафари свой чуть менее технологичный, но все же стандартный набор гаджетов, который позволяет ему становиться невидимым, взрывать, резать, свежевать и обезглавливать.

«Добыча» — эдакий гендерный перевертыш первого «Хищника», в который добавили выжимку из «Выжившего» с ДиКаприо, диснеевской «Покахонтас» и «Апокалипсиса». О первом напоминает дикая местность, трапперы-расисты и агрессивные гризли, о втором — индейская принцесса, о третьем — попытка снять масштабный фильм о традициях коренных народов без фигуры белого спасителя. Жаль только, что в отличие от Мела Гибсона кинематографисты сняли лишь пару сцен на языке, а не всю ленту целиком  (впрочем, на Hulu доступен и дубляж на команчи — тоже редкость). Таков уж современный Голливуд, истории, которые когда-то были самостоятельными, сейчас все чаще и чаще рассказываются внутри уже существующей франшизы (главный пример — «Джокер», пересказывающий «Таксиста» во вселенной DC).  

При большом желании в «Добыче» можно разглядеть метафору колониализма (пришелец все-таки относится к землянам свысока) и токсичной маскулинности (поначалу антагонист отказывается видеть в девушке равнозначного игрока), но стоит ли? В первую очередь Трахтенберг снял простой, но увлекательный боевик с экзотическим антуражем, изощренной хореографией убийств и красивой картинкой. Даже пасхалок и приветов предшественникам тут почти нет. В качестве бонусов для хардкорных фанатов сценаристы расскажут историю кремневого пистолета Рафаэля Адолини, который фигурировал в финале «Хищника 2», а композитор Сара Шахнер спрячет в музыкальных темах знакомые мотивы Алана Сильвестри. Оказывается, этого вполне достаточно, чтобы снять лучший сиквел в истории не самой впечатляющей франшизы. 

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive