Фильм «Элвис» — трагедия о боли и несвободе великого музыканта

Посмотрели в интернете (а что делать?) байопик «Элвис» База Лурманна. Рассказываем, как режиссеру удалось показать великого музыканта ранимым и одиноким человеком, ищущим любви и свободы

Музыкальный продюсер Том Паркер (Том Хэнкс) по кличке «Полковник» занимается раскруткой кантри-певцов. «Шоу-Бизнес — это продавать людям снег», — твердит он и, руководствуясь этим принципом, ищет прибыльные истории и образы. Однажды Паркер попадает на выступление молодого артиста Элвиса Пресли (Остин Батлер). Истеричная реакция публики на движения и голос певца производят на «Полковника» огромное впечатление. Он решает заполучить Элвиса себе и сделать его суперзвездой. Так начинается знаменитая карьера музыканта, которая в конце концов обернется для него личной трагедией.

Элвис Пресли существует в общественном сознании в образе мифа и легенды. Король рок-н-ролла, эксцентричный секс-символ, главная американская звезда ХХ века, — как только его не называли. Но как смотреть на Элвиса сегодня, в век «новой этики», переосмысления ценностей и истории? На этот вопрос попытался ответить режиссер Баз Лурманн, автор «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж», в байопике «Элвис». Великий музыкант показан здесь не иконой, вернее, не только ею, но ранимым и одиноким человеком, ищущим любви и свободы.

Ракурс Лурманном тоже выбран оригинальный. История Элвиса рассказана от лица его продюсера Тома Паркера, ключевой фигуры в карьере и судьбе артиста, но малоизвестной. «Элвис», в общем, показывает традиционный сюжет о сделке с дьяволом, роль которого и исполняет здесь хитроумный бизнесмен. Взамен на всемирную славу Элвис буквально продает «Полковнику» свою душу. Связанный контрактом, музыкант вынужден исполнять волю своего патрона (пожалуй, столь отталкивающего героя Том Хэнкс еще не играл). Из-за него он отправляется служить в армию, чтобы сохранить образ «американского патриота», записывает новогодние альбомы с песнями про Санта-Клауса, снимается в дешевых фильмах и выступает в отелях Лас-Вегаса до потери пульса. В какой-то момент Элвис понимает, что находится в натуральном рабстве у продюсера. Но сети, которыми Паркер окутал артиста, уже невозможно разорвать.

«Элвис» показывает удивительный парадокс: карьера Пресли была, в сущности, чередой провалов и нереализованных возможностей. И все равно он стал величайшей звездой мира. Это история о поражении — его сломала система, общество, шоу-бизнес. Кажется, все было против него, включая его самого. Элвис был столь уникальным, что мир просто не вмещал его. И актер Остин Батлер, прославившейся ролью хиппи-убийцы в «Однажды в Голливуде» Тарантино, показал не мифического гения на экране, но сентиментального, доброго и запутавшегося человека, который не может вырваться из оков, которые на него навесили. Отсюда причина его саморазрушения, но, и это подчеркивает Баз Лурманн, и самоотдачи на сцене. «Ты счастлив только перед публикой», — говорит ему жена Присцилла. Как только свет софитов гаснет — Элвис остается наедине со своими кошмарами.

В свойственной ему режиссерской манере, Лурманн с первых минут «Элвиса» создает на экране атмосферу карнавала и праздника. Все здесь напоминает о том, что фильм снял постановщик «Мулен Руж». Америка середины прошлого века показана разноцветной, пышной, чуть ли не обсыпанной конфетти. На заднем плане играют современные хип-хоп ремиксы композиций Элвиса, что звучит сперва немного вычурно. Но одной из задач Лурманна было осовременить музыканта, и особый акцент в фильме делается на его артистических корнях — на блюзе и госпеле, музыке чернокожих. Элвис показан пограничной фигурой, его тянет в сторону свободной и раскрепощенной культуры черных, но судьба постоянно возвращает его обратно — в консервативную Америку с ее пуританскими нравами.

Баз Лурманн не стремился снимать документальную историю, и, конечно, множество нюансов судьбы и сложного характера музыканта здесь опущено. Он снимал трагедию Элвиса, его боль и несвободу, и подчинил этому весь сценарий. В «Элвисе» он, пожалуй, впервые показан жертвой, а не королем, и фильм позволяет взглянуть другими глазами на его творчество и судьбу. И в финальных кадрах выступления уже подлинного Элвиса, за считанные дни до смерти, усталого и изможденного, но по-прежнему великого, в глаза бросается его улыбка, направленная в зал. «Вам понравилось, неплохо вышло, а?», — как бы спрашивает она. Об этой грустной улыбке — весь «Элвис».

«Элвис» хорошо встраивается в линейку новых музыкальных байопиков, таких как «Богемская рапсодия» о Фредди Меркьюри и «Рокетмен» об Элтоне Джоне. Их роднит попытка приблизиться к личной драме артиста на сцене, показать гения — человеком. И восходящая звезда Остин Батлер сыграл вполне «оскаровскую» роль — он не просто очередной «двойник Элвиса», а живой и сложный персонаж, который вызывает интерес и сочувствие. Особенно интересно наблюдать за их дуэтом с Томом Хэнксом: Элвис видит в «Полковнике» своего отца, доверяет ему во всем, а тот подло использует доверчивого парня в своих корыстных целях. Динамика их отношений, контраст между героями делает «Элвиса» во многом ярче и трагичнее многих других байопиков о музыкантах. Поэтому он будет интересен не только поклонникам «Короля рок-н-ролла», с жадностью поедающим все, что связано с их кумиром, но и зрителям, для которых Пресли — это что-то, что слушали их родители в юности.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive