В мае этого года на 75-м Каннском кинофестивале режиссер Дэвид Кроненберг, истинный мастер жанра боди-хоррора, представил свой новый фильм «Преступления будущего» — это первая лента кинематографиста за восемь лет. По сюжету, в будущем у некоторых людей появляется синдром ускоренной эволюции, из-за которого с телом начинают происходить удивительные мутации, и они почти перестают чувствовать боль. Главный герой картины — Сол Тенсер — страдает как раз таким синдромом и вместе со своей партнершей по имени Каприс устраивает авангардные перформансы, во время которых избавляется от выросших ненужных органов. Постепенно ими начинает интересоваться следователь из Национального реестра органов Тимлин, желающая «пролить свет на следующую фазу человеческой эволюции».
Начало проката «Преступлений будущего» в России планируется с 1 сентября — так, по крайней мере, нам обещает «Кинопоиск». Также, если постараться, фильм уже можно найти в интернете. Однако прежде, чем посоветовать вам посмотреть новинку, мы решили рассказать о самом жанре боди-хоррора и почему он считается более интеллектуальным, чем классические фильмы ужасов.
Что такое боди-хоррор?
По нашему мнению, начинать свое знакомство с жанром фильмов ужасов с боди-хорроров не стоит. Считается, что это один из самых экстремальных и тяжелых поджанров хоррора — как визуально, так и концептуально. Однако любителей испытать свои нервы на прочность во время просмотра кино боди-хорроры точно должны зацепить.
Боди-хоррор — это особый тип фильмов ужасов, в котором внимание уделяется человеческому телу и его трансформациям. Ключевое отличие этого поджанра от других видов хоррора заключается в том, что в нем речь идет не об уничтожении человеческого тела, а скорее о его превращении в нечто гротескное — и от того ужасное и наводящее страх на зрителя. Для боди-хоррора характерны мотивы различных болезней, вирусов, инфекций, паразитов, которые поражают героев, превращений или экспериментов над человеческим телом и создания ужасающих монстров и чудовищ.
Как развивался жанр боди-хоррора?
Считается, что первыми лентами, проложившими путь для развития боди-хоррора, были картины 1930-1940-х годов, которые выходили в рамках «Классической серии фильмов ужасов студии Universal». Например, фильм «Франкенштейн» 1931 года об ученом, который проводит эксперименты для превращения неживой материи в живую и сшивает вместе части тела разных людей для создания монстра Франкенштейна. Тем не менее жанру еще предстояло пройти долгий путь для того, чтобы полностью сформироваться.
Для развития жанра боди-хоррора в западном кино потребовались две вещи. Во-первых, ослабление киноцензуры. До 1960-х годов в США действовал этический кодекс Хейса, согласно которому фильмы, «подрывающие нравственные устои зрителей» или «склоняющие их на сторону преступников», не пропускались в кинопрокат. Во-вторых, развитие искусства спецэффектов, без которых сейчас невозможно представить ни один боди-хоррор, — от искусственной крови и кожи до имитации гниения и мутации тела.
В 1983 году кинематографист Филип Брофи впервые использовал термин «боди-хоррор» в статье «Ужас: текстуальность современного фильма ужасов» для описания новой тенденденции в кино. В целом, конец 1970-х — начало 1980-х годов считается «золотым веком» боди-хоррора. И именно в это время выходят одни из самых знаменитых картин режиссера-классика боди-хорроров Дэвида Кроненберг — «Судороги», «Видеодром» и «Муха».
В 1990-х и 2000-х широкая популярность боди-хорроров в целом пошла на убыль. Среднестатистический зритель стал увлекаться классическими кровавыми ужастиками с простым сюжетом и без особого философского подтекста, и таким образом боди-хорроры закрепились в нише артхаусного кино.
В чем смысл боди-хорроров?
Боди-хорроры — это фильмы-исследования, в том числе предполагаемых возможностей человеческого тела, его уязвимостей и концепций разных философов и психоаналитиков, которые изучали вопросы телесности. Поэтому главная цель боди-хорроров в отличие от классических фильмов ужасов — вовсе не банальная провокация зрителя на испуг или страх, а включение в процесс исследования нашей анатомии и психологии в самых экстремальных смыслах.
Как в 2017 году написал автор издания The Guardian Чарльз Брамеско, отметив возвращение боди-хоррор в мейнстрим, такие фильмы остаются актуальными, поскольку играют на одном из главных страхов человека — ужасе быть заточенным в несовершенной тюрьме из плоти, возможности которой никогда не смогут быть исследованы до конца. Жанр, по его мнению, всегда находит новые способы изучения глубинных страхов людей, а ужас перед телесной деформацией переходит из поколения в поколение — «хрупкие, уязвимые, угасающие и мягкие человеческие тела остаются любимой камерой пыток в боди-хорроре».
Лучшие фильмы для знакомства с жанром боди-хоррора
«Муха» (1986)
Реж. Дэвид Кроненберг
Главный герой этого фильма — эксцентричный ученый Сет Брандл — изучает технологию телепортации. Вначале он экспериментирует с перемещениями в пространстве неодушевленных предметов, позже на фоне успехов своей разработки, он решает провести тесты с живыми существами. Однажды удачно телепортировав обезьяну, Брандл хочет провести эксперимент на себе. Во время теста в камеру для телепортации залетает муха, и так, по воле случая, Сет начинает сливаться с насекомым. Фильм получил премию «Оскар» в 1987 году в категории «Лучший грим».
«Голова-ластик» (1977)
Реж. Дэвид Линч
Это первая полнометражная картина Дэвида Линча. Главный герой экспериментального фильма — Генри Спенсер, незадачливый фабричный рабочий, который вынужден жениться на случайно забеременевшей от него подруге. По сюжету на шестимесячном сроке у пары рождается ребенок-мутант, совсем не похожий на человека. Младенец без конца плачет день и ночь, чуть не сводя новоиспеченных родителей поневоле с ума.
«Кожа, в которой я живу» (2011)
Реж. Педро Альмодовар
В память о своей покойной жене, якобы погибшей в автокатастрофе, доктор Роберт Ледгард (Антонио Бандерас) пытается синтезировать идеальную кожу, способную противостоять ожогам, порезам и любым другим повреждениям. Ученый уверяет своих коллег, что проводит свои эксперименты по разработке чудо-материала на мышах, однако тайно держит в заложниках в своем загородном доме молодую женщину по имени Вера, которая и является объектом его тестов.
«Судороги» (1975)
Реж. Дэвид Кроненберг
Считая, что человек — это чересчур занятое бессмысленными размышлениями животное, безумный ученый Эмиль Хоббс выводит новый вид паразита, который должен повышать у людей уровень агрессии и сексуального желания. Первым объектом тестов становится его любовница. В ходе эксперимента девушка умирает и бесконтрольный вирус начинает распространяться среди жильцов комплекса, в котором жил Хоббс. Заразившиеся постепенно начинают превращаться в сексуальных маньяков и убийц.