Мы сами совсем недавно побывали в Переделкино и теперь готовы проводить там буквально каждые выходные. Ничто так не расслабляет после тяжелой рабочей недели, как природа, книга, чашечка кофе, шахматы и хорошая компания.
Переделкино — городок писателей. Там и книжный клуб, и ресторан-библиотека, и ярмарки, которые уже стали традиционными. Например, в субботу 11 июня, в Переделкино приедут представители наших любимых издательств, музыкальные критики, журналисты и менеджеры, которые проведут лекции и дискуссии о российских клипах 1990-х, о музыкальной индустрии в условиях кризиса и о состоянии современной академической музыки в России. Здесь же пройдет благотворительная книжная ярмарка и маркет с пластинками от магазина «Силы Винила».
Кажется, звучит уже достаточно привлекательно, чтобы провести выходные в Переделкино. А если потеряетесь в выборе книг о музыке, то вот наши рекомендации (чтобы вы уехали не с пустыми руками).
Какие книги купить на ярмарке:
«Все порви, начни сначала. Пост-панк 1978–1984», Саймон Рейнольдс
От Joy Division и Throbbing Gristle до Depeche Mode и Soft Cell: удалось ли пост-панку перевернуть игру и изобрести новое будущее музыкальной индустрии? Почему именно этот период (1978–1984) самый важный и непростой в истории музыки? В своем гимне (или летописи, как хотите) этой авантюрной и восхитительно странной музыке Рейнольдс отвечает на все эти вопросы и даже больше. Бонус: к каждой главе составлен специальный плейлист (нужно просто отсканировать QR-код в конце книги), который позволит точнее и глубже понять материал.
«Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством», Майк Робертс
В 1950-х и 1960-х у поп-музыки и визуального искусства не стало никаких границ. Музыканты считали себя художниками, а в арт-колледжи шли даже те, кто прежде выбрал бы профессии в производстве или сфере услуг. Кто у кого черпал вдохновение: музыканты у художников или наоборот? Точно знаем только одно: Марселя Дюшана, The Beatles, Йоко Оно, The Who, Энди Уорхола, The Velvet Underground, Фрэнка, Pink, Дэвида Боуи, SexPistols, Talking Heads, Blondie, Factory Records, Жан-Мишеля Баскию и многих других творцов того времени никак нельзя загнать в рамки одного жанра и направления.
«На музыке. Наука о человеческой одержимости звуком», Дэниел Левитин
Вам знакомо чувство, когда не помните название песни, с трудом можете ее напеть, но в голове она играет уже третий день? Или когда слышите мелодию, которая мельком играла на дискотеке в первом классе, и вас охватывает чувство ностальгии? В этой книге психолог и музыкальный композитор Дэниел Левитин исследует эти явления, а также связь между исполнением музыки, ее сочинением, тем, как мы ее слушаем, и человеческим мозгом.
«Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования», Максим Семеляк
Книга, которую музыкальный журналист Максим Семеляк должен был начать писать в 2008 году вместе с самим Егором Летовым. Однако планаи помешала смерть вокалиста и бессменного лидера «Гражданской Обороны». Единственная книга о Летове, которая предлагает взгляд с близкой дистанции и ответы из первых рук: об отношениях с группой, о любви и ненависти к постсоветскому миру, о союзе с Эдуардом Лимоновым и о многом другом.
«Призраки моей жизни», Марк Фишер
Марк Фишер — человек, сильно опередивший свое время. При этом ему всегда удавалось оставаться где-то в прошлом, где-то не на виду, где-то среди призраков. Так продолжалось вплоть до смерти Марка в 2017 году. Подробнее о нем можно прочитать вот здесь. «Призраки моей жизни» — сборник, в который вошли лучшие эссе Фишера о музыке, лейблах, кино и капиталистической поп-культуре. Он оставил после себя огромное наследие, в частности, знаменитый блог k-punk (архив доступен тут) и множество других трудов, которые только готовятся к переводу на русский язык.