Ресторанная группа Berrywood Family вместе с жюри вручили премию современного искусства SCAN, приуроченная к 13-летию ресторанной группы. С момента анонса конкурса поступило 129 заявок от художников, работающих в совершенно разных стилях и техниках. Скульптура, живопись, графика, цианотипия на ткани, различные арт-объекты, видео и фотография. Эксперты премии выбрали 21 работу, которые вошли в лонг-лист. Жюри премии — Полина Аскери, Полина Бондарева, Пьер-Кристиан Броше, Оксана Будулак, Мария Букова, Марина Глухова, Лилиана Маррэ, Ольга Попова, Василий Слонов — выбрали пять победителей основной премии, а также двух в специальной номинации.
Мы пообщались с фаворитами SCAN и узнали, в чем они видят связь между искусством и гастрономией, чему посвящена их работы и как бы выглядело их любимое блюдо, если бы они захотели его нарисовать.
Анастастия Безвершук
— Связь между искусством и гастрономией в первую очередь заключается в красоте и творчестве, которые передаются через вкус и визуальное восприятие. Кроме этого, гастрономия, как и искусство, способна вызывать эмоции. Вкусные блюда могут заставить нас переживать радость, ностальгию, удивление, восхищение. Я думаю, в этом и заключается смысл взаимодействия обеих областей.
— Моя работа о семье, о большом доме с яблоневым садом, который пришлось покинуть во время эмиграции, о сильном опыте изменений, потери и новых начал.
— Любимое блюдо — бешпармак, буквально переводится как «пять пальцев», что указывает на традиционный способ его употребления — без использования столовых приборов, только пальцами. Это создает особую атмосферу общения и сближает людей за столом. Его можно изобразить на красивой тарелке, но лучше сразу приступать к делу!
Анастасия Королева
— Думаю, что гастрономия — часть искусства. Обе области схожим образом воздействуют на человека: связывают культурные традиции, удовлетворяют потребности, удивляют, вводят в заблуждение, радуют, дают смысл жизни и многое другое.
— Скульптура создавалась на арт-лаборатории в рамках биеннале про Енисей и участвовала в выставке «Мы встретили Директора воды». Я размышляла о страхе глубины, так как он играет большую роль в моей жизни. Лаборатория длилась две недели, а на создание работ выделялось пять дней. Я накидала «надежный» план того, как создать большую скульптуру из эпоксидной смолы за этот срок, но он провалился в первый же день. Остальные четыре дня я просто импровизировала, пытаясь сделать что-то интересное. Последнюю ночь перед выставкой провела в мастерской, потому что увидела новый смысл в том, что делаю. Работа стала выражением личного опыта, переживаний и получилась скорее про расставание со страхом глубины.
— Мои предпочтения меняются часто, поэтому и одного любимого блюда нет. Идеальным блюдом будущего для меня было бы что-то, меняющее вкус под настроение. Какое-нибудь блюдо-хамелеон. Я бы изобразила его с помощью нейросетей и всяких технологичных штук, если бы разбиралась в этом.
Семен Борисенко
— Я вижу связь искусства и гастрономии в том, что оба этих явления имеют свои концептуальные аспекты и могут взаимно вдохновлять и обогащать друг друга, создавая новые перспективы и возможности для творчества и самовыражения.
— Работа, конечно, об ошибках, подробнее можно узнать в концепции.
— Я считаю, что лучший способ изобразить еду — приготовить ее. Время от времени мы готовим пасту в мастерской вместе с Пашей painting getto или с Сергеем Пастухом. Кроме того, я люблю брускетты с вялеными помидорами, творожным сыром и чесноком, блюда грузинской, среднеазиатской, русской кухни. Но я никогда не рисовал еду, меня больше интересует ее вкус.
Angel Danger
— Мне кажется, связь гастрономии и искусства в ритуальности обоих этих процессов; в создании ситуации для посетителя и его реакции на предложенные обстоятельства.
—Эта работа об исключенности из художественного контекста и сообщества, влияния личных отношений на атрибутирование другими. Восприятие человека, как спутника, без имени и личности. Забавно то, что эту табличку сделал за меня мой партнер, пока я депрессивно лежала на полу, отказывалась ее делать сама и идти на вернисаж.
—У меня сложные отношения с едой, чаще это достаточно ограниченный набор простых ингредиентов. Люблю консервированный горошек. Скорее всего, это был бы какой-то аморфный weird object.
Анастасия Рыбакова
— Эту связь я вижу на вернисажных фуршетах. Хорошая еда смягчает критическое восприятие зрителя к работам художника.
— Конкурсная работа — часть серии «Рай» из моего соло-проекта «Урожай». Серия живописи показывает моё виденье флоры рая и ангельских растительных сущностей.
— Я бы его не изображала, а приготовила. Считаю еду и процесс приготовления полноценным медиумом искусства. И, наверное, это был бы яблочный пирог.
Александр Мортаев
— Мне интересна связь искусства и гастрономии в контексте создания нашего местного красноярского (сибирского) лица, чтобы наш город стал важной точкой на карте высокой кухни и искусства.
— Моя серия «Король» о поиске собственной современной идентичности через географическую, этническую и социальную составляющие. Она об эфемерности видимого, которая мешает четкому и ясному восприятию.
— Мое любимое блюдо — большие жирные шорские пельмени с толстым тестом, приготовленные мамой. Их вкус изобразить невозможно.
Читайте также: