Неполный пазл: «Аврора», «Псих», «Эффект бабочки» и еще семь проектов про потерю памяти

Драмы, комедии и детективы, которые стоит внести в ваш список для просмотра на праздниках

Забыть кто ты на самом деле и почему проснулся в чужом доме — чувства не из приятных. В преддверии новогодних праздников, когда первого января многие из нас просыпаются, «потеряв память», мы решили вспомнить, как это случалось с героями фильмов и сериалов. «Иронию судьбы» уже засмотрели до дыр, но есть и другие проекты об амнезии, не всегда временной и «послеалкогольной».

Прием с потерей воспоминаний в целом популярен еще с прошлого века и особенно любим в мексиканском кинопроизводстве. Сериал «Просто Мария», наполненный бесконечной драмой и ежесекундными сюжетными поворотами, не мог не включить трагическую потерю воспоминаний, чтобы окончательно «добить» всех мам, жен и бабушек 1990-х, которые после просмотра обсуждали каждую серию со всем подъездом.

Киноиндустрия СССР тоже не оставалась в стороне и выдавала сюжеты покруче «Санта-Барбары». Режиссер Александр Бланк в фильме «Возвращение Будулая» представил персонажа, потерявшего память после избиения бандитами, и только случайная встреча с сыном помогла цыгану вспомнить свое прошлое. А затем погони, месть и остальные прелести драмы в суровом советском стиле. В общем, идея не нова, но каждый раз она получала свою интерпретацию в различных жанрах и во всевозможных уголках Земли. Вы этого не просили, но заслуживали, так что мы выбрали 10 проектов, снятых в России и за рубежом, чтобы немного встряхнуть память и уберечь хотя бы ваши воспоминания от внезапных исчезновений.

Производство: Россия

«Псих» (2020)

Олег (Константин Богомолов) — успешный психолог, на прием к которому выстраиваются целые очереди. Ему 40 лет, он женат и финансово обеспечен, по крайней мере, таким его видят окружающие. А на самом деле у Олега около года назад пропала супруга Марина (Евгения Громова), и он понятие не имеет, где ее искать, топит себя на дне бутылки, страдает наркотической зависимостью, живет с мамой и вообще, терпеть не может свою работу. Мать героя Кира (Роза Хайруллина) преподает сексологию в институте и на юбилей сына дарит секс-куклу в сомнительной надежде, что это как-то отвлечет Олега от пропажи жены.

Из-за постоянной депрессии и употребления наркотических веществ герой начинает терять связь с реальностью, в подаренной кукле он видит собственную супругу и отказывается с ней расставаться, клиенты раздражают и постоянно толкают на агрессию, память о Марине затуманена и приходит к Олегу точечно, смешиваясь с ложными событиями, которые формирует мозг, чтобы подавить травматические воспоминания.  Психолог учит жизни своих богатых клиентов, но сам нуждается в еще более серьезной помощи. Впереди у Олега бесконечная борьба с зависимостями, поиски жены, попытки наладить отношения с близкими и не самый радужный финал.

«Хэппи-энд» (2020)

Амнезия в жанре комедии не проигрывает драматическим картинам. Здесь есть все известные составляющие: русский, море и проблемы с полицией. Главный герой — простой пенсионер, проснувшийся на пляже в Таиланде. Сильный удар по голове и вот Ксенофонт уже не помнит кто он и как тут оказался. Чтобы выжить в незнакомой стране, предприимчивый старикашка готов идти на любые меры и, естественно, находит новые проблемы, вступает в конфликт с местными рыбаками и попадает в полицию. За хулиганство и нелегальное нахождение в Таиланде Ксенофонт вынужден отработать три недели в отеле русской эмигрантки Ирины Львовны (Евгения Дмитриева). Выясняется, что у героя отличные навыки в кулинарии и огромная любовь к рыбалке, и на крючке у него не только рыба, но и владелица отеля. Жизнь пенсионера практически налажена, пока на пороге отеля не появляется его взрослый сын. Осторожно, фильм может стать вредным советом хотя бы разочек, но забыть о своей прошлой бытовухе.

«Вне себя» (2021)

Личную жизнь и деловые отношения точно не наладить, если в голове постоянно звучат чужие голоса. Инвестиционного эксперта Дмитрия Озерецкого (Евгений Стычкин) бесконечно преследуют «фантомы» убитой жены Марины (Елена Лядова) и застреленного подполковника МВД России Игоря, которых нашли на одном месте и предположительно считали тайными любовниками. Призрак супруги продолжает донимать героя и с того света, появляется по утрам, напоминает о делах и капает на мозги по поводу отношений с сыном, а фантом Игоря по ночам внушает Диме, что он последний трус, неудачник и тряпка. Герой не престает винить себя в их смерти и обращается к психотерапевту.

На финансиста наваливаются бесконечные проблемы: получение опеки над сыном, вечные мертвецы, вызывающие чувство вины, галлюцинации, потеря воспоминаний и новые фантомы, которые вообще являются в виде летающей Золотой Рыбки. Дима начинает собственное расследование, где его компаньонами становятся фантомы Игоря и Марины. Результаты помогут герою узнать всю правду о себе и неприятно удивиться подробностям из прошлого.

«Хрустальный» (2021)

Вернуться на родину, чтобы вновь окунуться в детские воспоминания и провести время с семьей может быть отличной идеей, если вы — не охотник за маньяками Сергей Смирнов (Антон Васильев). Главного героя вызывают на новое дело в маленький городок Хрустальный, откуда он уехал 20 лет назад, надеясь избавиться от всех связей с родиной и травматичных подробностей прошлого. В Хрустальном появляется убийца, который похищает мальчиков и расправляется с ними самыми изощренными способами. Примечательно, что почерк маньяка очень напоминает преступника, орудовавшего в городе 30 лет назад.

Сергею придется встретиться лицом к лицу с жуткими событиями его детства, снова вспомнить, как он лично стал жертвой преступника и не получил поддержки от семьи, навсегда стал заложником этой травмы и начал разрушать свою жизнь в алкоголе, бесконечной работе и болезненном разводе. Провалы в памяти начинают восстанавливаться и складывать пугающую картину событий. Над делом охотнику придется работать вместе с родным братом — главой местного УВД.

В основу сюжета заложена реальная история автора идеи и сценариста Олега Маловичко, которого в 13 лет избил потенциальный отчим, угрожал изнасилованием и убийством. Олег смог спастись, выпрыгнув из окна своей комнаты, а после проходил длительную реабилитацию и четыре месяца не мог ходить даже на костылях.

«Аврора» (2022)

Праздновать 25-летие надо так, чтобы наутро не вспомнить четыре последних недели своей жизни. Правда, Саша Зорина (Лена Тронина) не совсем в восторге от таких последствий. Девушка успела прославиться в десятилетнем возрасте, сыграв главную роль в блокбастере «Аврора». Спустя 15 лет героиня совсем не блистает на ковровых дорожках, а работает на горячей линии службы психологической поддержки населения, часто прогуливает смены, много пьет и живет с пустыми карманами. Платить за аренду нечем, попытки продолжить карьеру актрисы не отличаются успехом, а в один из рабочих дней незнакомец сообщает ей по телефону, что Саша беременна. Теперь агрессивной «звезде», оставшейся на задворках кинематографа, нужно найти отца ребенка, достать много денег и справиться с временной амнезией. Прошлое начинает преподносить неприятные сюрпризы уже в кабинете психоаналитика, который тоже имеет свои секреты.

Производство: США

Помни (2000)

В ход идет тяжелая артиллерия Кристофера Нолана и его работа о простом следователе страховой компании Леонарде Шелби (Гай Пирс), который расследует убийство жены. Все сцены фильма идут в обратном хронологическом порядке со вставками флешбеков героя, чтобы наглядно продемонстрировать жизнь человека с антероградной амнезией. Леонард получил тяжелую травму головы, из-за которой помнит только жизнь до трагедии и последние 15 минут из настоящего времени. Чтобы запоминать важные детали, герой пишет себе записки, оставляет фотографии и даже делает татуировки.

Его интересует только месть за погибшую супругу, расследование начинается вместе с мужчиной по прозвищу «Тедди (Джо Пантолиано) и девушкой Натали (Кэрри-Энн Мосс), но, прежде чем выяснить правду и найти убийцу, Леонард должен обратиться к другой части расследования, той, которую он уже успел забыть из-за своего недуга. Чтобы максимально погрузить зрителя в состояние главного героя Нолан и выбрал инвертированную композицию. Одна часть фильма разбита на пятиминутные отрезки, идущие друг за другом в обратном порядке, они включают трехминутные черно-белые вставки, в которых повествование ведется в обычном порядке. В самом конце все линии сливаются, и зритель уже может увидеть последовательную картину фильма. Ничего не понятно, но очень интересно? Так и было задумано!

За бортом (1987)

Вечная классика или база всех баз снята более 20 лет назад. Миллиардерша Джоанна Стэйтон (Голди Хоун) не знает слова «нет», вечно недовольна своим персоналом и известна как высокомерная и избалованная женщина, жена известного аристократа Гранта Стэйтона Третьего (Эдвард Херрманн). Когда яхта супругов останавливается на ремонт, Джоанна нанимает плотника Дина Проффита (Курт Рассел), чтобы смастерить огромный шкаф для обуви и недовольная материалом для будущего хранилища вещей закатывает скандал и выставляет работника «за борт». Ночью девушка и сама случайно падает с палубы, ударяется головой и теряет память.

Оскорбленный Дин решает проучить невоспитанную богачку и притворяется ее мужем, привозит домой к четырем детям и сваливает на новоиспеченную жену все хозяйство. Джоанна в жизни не брала в руки сковородку и из ряда вон плохо справляется с домашними делами, чуть не сжигает весь дом и все еще не верит в то, что она часть этой семейки. Но новые обстоятельства и люди начинают оказывать на истеричную героиню свое влияние.

Вечное сияние чистого разума (2004)

У вас есть две веских причины посмотреть этот фильм: чтобы оценить сценарий, удостоенный «Оскара», и полюбоваться Джимом Керри, которого нечасто увидишь в серьезных драматических проектах. Его герой Джоэл — очень замкнутый и непримечательный человек, в один прекрасный день встречает Клементину — яркую, импульсивную, открытую девушку, которая не боится самовыражаться, постоянно меняет образы и вообще, любит хорошо погулять. Героям кажется, что они никогда раньше не встречались, но на самом деле оба просто стали частью эксперимента по удалению воспоминаний.

Все, что происходит вокруг нереально, это куски из совместного прошлого, которые пытаются стереть на операционном столе. Весь процесс похож на сюрреалистичный сон, который вот-вот закончится и не оставит после себя ничего от прошлой жизни с любимым человеком. Режиссер Мишель Гондри делал ставку на ощущения от просмотра фильма, а не на саму идею потери памяти. Все-таки этой работой правит отношение к любви и само ее понимание.

Судья (2014)

Отличный адвокат может оправдать виновного, но едва справится с прощением родного отца. Хэнк Палмер (Роберт Дауни мл.) работает с самыми отпетыми преступниками и почти всегда выигрывает дело. Внезапно у героя умирает мать и на похоронах в маленьком родном городе Хэнк вынужден встретиться с отцом (Роберт Дювалл), оставившим не самые приятные воспоминания о детстве. Все семейные связи адвокат порвал много лет назад, когда переехал в большой город строить карьеру, чему глава семейства, старый городской судья был крайне не рад.

Внезапно отца Хэнка обвиняют в убийстве, герой задерживается в городе, чтобы выяснить все подробности и пообщаться с родственниками, которых давно не видел. Сам судья не помнит произошедшего из-за амнезии, вызванной раком. Сын предлагает выбрать его в качестве адвоката, но из-за холодных отношений в семье, мужчина отказывается от помощи, в то время как сторону обвинения занимает опытный прокурор, имеющий не одну претензию к судье. Ситуация толкает отца и сына на сложный путь примирения, высказывания старых обид и долгую борьбу в зале суда.

Эффект бабочки (2004)

Признайтесь, каждый из нас мечтал о машине времени, чтобы вернуться и «сказать по-другому» в перепалке с парнем или у доски в университете. Прекрасная сверхспособность, чтобы стирать ошибки и всегда выглядеть идеальным, если она не губит чужие жизни. Эван Треборн (Эштон Кутчер) тоже посчитал свое умение возвращаться в прошлое и менять его даром свыше, пока не узнал цену, которую должен платить за постоянные деформации истории. Герой рос и получал психологические травмы, а наиболее тяжелые моменты его жизни попросту исчезали из сознания.

Принуждение к съемкам в детском порно, удушения, сцены чужой смерти попросту больше не существовали в голове героя. Но уже во взрослом возрасте, когда Эван стал читать свои старые дневники, ему открылась возможность путешествовать во времени и влиять на прошлое. Но каждое изменение сценария приводило к совсем иному настоящему, зачастую неблагополучному и разрушающему для него и его близких.

Подготовила: Елизавета Владимирова

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive