5 причин посетить выставку «Утопия и Ухрония» в галерее a-s-t-r-a

Культурная программа на последние выходные мая

Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина — современные мультимедийные художники, создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций и основатели таких художественных объединений, как Товарищество «Свинец и Кобальт», «Комитет Аполлона», мастерская «Волчья ягода». Сейчас в галерее a-s-t-r-a можно увидеть их выставку «Утопия и Ухрония», куратором которой выступил петербургский искусствовед Иван Чечот. Собрали пять поводов успеть увидеть их проект об альтернативной истории до 28 мая.

Новый взгляд на исторические события глазами художников

«История не терпит сослагательного наклонения» — эту мантру мы знаем еще со школы. Но для Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной закономерности пространственно-временных координат работают по-другому — они становятся пластичными и податливыми, подчиняясь фантазии художников. Выставка в галерее a-s-t-r-a «Утопия и Ухрония» — метафизическая фантазия в жанре документального мифа, его авторы предлагают альтернативную версию развития событий в отечественной истории XIX века. В основе проекта — размышление о том, как выглядел бы облик российского уклада, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. В линейной истории утопический план российско-французского союза так и остался несбыточным. Отличный повод перелистать учебник истории и пофантазировать, а что если бы…

Эскапизм через художественный вымысел 

«Я не знаю, кто сейчас в поле современного искусства занимается художественной мистификацией. Если уж вводить зрителей в заблуждение, то делать это надо максимально подробно и качественно», — делится художница Самородова-Сонина. Жизнь в бытовых условиях XXI достаточно комфортна, и все же современный человек временами грезит о побеге от реальности и насыщенной событийной повестки. Благодаря художникам, которые часто позволяют себе обыгрывать и обходить законы действительности, мы можем отправить в путешествие сквозь время, пространство и даже изменить исторический ход событий.

Творческий тандем художников с известным куратором 

«На сегодняшний день «Утопия и Ухрония» — Opus Magnum из всего, что нами было создано до этого», — признается художник Сергей Сонин. Можно предположить, не последнюю роль в этом сыграл знаменитый петербургский искусствовед Иван Чечот, который выступил куратором выставки. Метаисторическую концепцию придумали сами художники, но «дирижер-вдохновитель», как сам себя называет Иван Чечот, написал тексты, в которых объяснил замысел проекта и придал ему современное звучание для выставочных пространств. В таком креативном союзе художники и куратор работают не впервые. «Он участвует в наших проектах с начала нулевых годов как артист.  Воплощает самых разных персонажей: в исторических мистификациях и в зооморфных постановочных притчах», — рассказывает Сергей Сонин.

Разнообразие художественных медиумов и техник 

Пигментная фотопечать, струйная печать жикле, подглазурная роспись кобальтом, золотое шитье, аппликация на ткани, глина высокотемпературного обжига, объекты из дерева — все это можно увидеть прямо сейчас на выставке «Утопия и Ухрония», а это отличная возможность за один поход в галерею провести экскурс в современные художественные практики и выучить пару новых арт-терминов. Несмотря на разнообразие жанров и форматов, все произведения объединены художественной концепцией и представляют фрагменты вымышленной русско-индийской цивилизации. Это жанровые и архитектурные фотографии, сделанные в Подмосковье и Тверском крае, барельефы и скульптуры, в которых заложен синтез разных культур. Залы галереи украшают крупноформатные вышивки-мильфлеры: их украшают орнаментально-символические мотивы, связанные с Индийским походом, Павлом Первым и Наполеоном Бонапартом. Здесь это квинтэссенция «провинциального ориентализма» и французского изящного вкуса.

Необычная визуальная эстетика

Как выглядели бы французские средневековые шпалеры в стиле «мильфлер», созданные в российском культурном контексте XIX? Они были были бы сделаны из ситца в цветочек — говорят нам художники, а еще воплощают свою задумку в реальность и показывают вымышленные объекты на выставке в галерее современного искусства. Предметы, представленные на выставке, являются частью повседневного быта и убранства собирательного образа помещика, просвещенного человека времен Индийского похода. Печные  жанровые изразцы с аллегорическими сюжетами, на которых запечатлены знаменательные моменты Индийского похода и символические намеки на его мемориальное значение – фрагменты украшений дворцовой или усадебной печи  первой половины  XIX века. Неочевидный микс элементов из индийской, французской и провинциальной российской визуальных культур — в экспозиции галереи a-s-t-r-a прямо сейчас.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive