«В краудфандинге должен работать принцип «равный помогает равному»: интервью с Владимиром Шведовым

Основатель краудфандинговой платформы «Френдли» и экс-главный редактор «Таких дел» о том, как преодолеть стереотип о «голодном художнике» и перестать стесняться просить поддержки на творческие проекты

В феврале прошлого года Владимир Шведов ушел с поста главного редактора издания «Такие дела» и основал «Френдли» — новую независимую онлайн-платформу для поддержки создателей творческого контента: иллюстраторов, поэтов, писателей, сценаристов, подкастеров, видеоблогеров, фотографов и документалистов. Здесь авторы рассказывают о своей работе и новых проектах, а друзья и поклонники поддерживают их денежными переводами. Мы поговорили с Владимиром об особенностях российского народного финансирования, зачем в 2023 году нам еще одна крауд-платформа, как научиться просить и получать деньги на свое творчество.

— «Френдли» направлен на поддержку творческих людей — художников, поэтов, документалистов. Но в России существует предубеждение, что «художник» должен ходить голодным и работать бесплатно. А еще, что просить — плохо. Как с этим бороться?

Да, общаясь с нашими авторами, мы регулярно сталкиваемся с этим стереотипом. Наверное, хуже всего здесь то, что «художники» сами зачастую не готовы принять мысль, что за их творчество кто-то может платить деньги — и не для того, чтобы забрать себе и поставить на полку, а просто потому что ему нравится его смотреть, читать, слушать. Среди тех, кто увидит ссылку на краудфандинговый сбор, наверняка найдутся желающие позубоскалить над «выпрашиванием помощи» — ну и ладно, пройдут мимо и не поддержат. Это нормально, что конверсия подписчиков в донаторов небольшая! Хуже, если сам автор привык верить, что нормально быть голодным и не просить денег за работу — тогда он даже не попробует преодолеть этот стереотип.

Бороться с этим действительно сложно. Мы заранее поставили себе задачу привлекать именно создателей творческого контента — у нас на платформе нет благотворительных проектов, технологических стартапов или продажи материальных товаров. И среди выбранной нами социальной группы продвигаться тяжело. Вижу, как много предубеждения, например, у новых пользователей, которых мы привели к нам с помощью рекламы. И чтобы преодолеть эту инерцию, мы регулярно рассказываем об авторах проекта, готовим материалы о краудфандинге вместе с независимыми медиа, публикуем полезные советы и лайфхаки. 

На мой взгляд, здесь должен работать принцип «равный помогают равному», который пришел из социальной работы. Лучше всего мотивировать на запуск краудфандинговых кампаний и на преодоление своих страхов могут не какие-то высоколобые «эксперты индустрии», а такие же музыканты, иллюстраторы, блогеры и фотографы, как и ты сам. Через рассказ о людях, которые уже попробовали, мы показываем — все возможно, нужно только не отступать от своей идеи и не забывать о нескольких важных моментах. В будущем мы как платформа хотим еще больше усилий предпринять именно в этом направлении — будем помогать диалогу авторов между собой, будем делать все от нас зависящее, чтобы сформировать поддерживающее коммьюнити авторов.

— Расскажите, откуда появилась идея запустить новую краудфандинговую платформу в 2023 году? Кто поверил в ваш проект и помогал вам?

Идея запуска крауд-платформы для независимых авторов возникла у меня давно — еще в то время, когда я работал в социально ориентированном издании «Такие дела». Я тогда думал о том, что для журналистов и медиа нужна площадка, где было бы удобно собирать деньги на свои проекты. Когда я уволился в феврале прошлого года, у меня появилось время, чтобы подумать об этом получше. Например, я понял, что на одних журналистах фокусироваться не надо, нужно расширить оптику до всех создателей творческого контента. Примерно в это же время из России ушли Visa и Mastercard, а также популярные иностранные крауд-платформы — и стало ясно, что если когда и пробовать «зайти» на эту поляну, то именно сейчас.

Реализоваться этой идее помогло мое знакомство с Анной Ладошкиной, создательницей известного в социальной сфере IT-бюро. Вместе мы смогли привлечь немного финансирования на запуск проекта и начали работу. Сразу же пришлось столкнуться со множеством сложностей — кажется, вести цифровой бизнес в России стало еще труднее, чем раньше, а мы строго соблюдаем все нормы российского законодательства. Но к осени прошлого года года проект, наконец, начал полноценную работу. С тех пор мы продолжаем улучшать «Френдли» и внедрять дополнительные функции — и на этом пути мы в первую очередь учитываем мнение сообщества авторов на платформе. К сожалению, ресурсов у нас не так много, поэтому многие важные составляющие проекта всё еще находятся в разработке. Например, внутренняя система коммуникации на платформе — я ее очень жду и надеюсь, что этим летом она начнет работу. Для авторов контента и их поклонников это будет очень важный инструмент.

— Раньше многие говорили, что краудфандинг в России не приживется, но потом мы своими глазами наблюдали, как активно люди поддерживают благотворительные и правозащитные инициативы. Готовы ли они так же охотно жертвовать на творческие начинания? 

У краудфандинга в России действительно тяжелая судьба. Его развитие, пик и кризис произошли всего за одно десятилетие — и весь этот драматический путь можно было наблюдать буквально своими глазами.

В начале 2010-х в России только начиналось развитие онлайн-фандрайзинга в благотворительных организациях, а в целом над продвижением краудфандинга много работала Planeta.ru. Ко второй половине десятилетия случился определенный перелом — крауд-кампании стали запускать многие проекты, не только благотворительные, но и творческие. Примерно в это же время донаты стали собирать независимые медиа — первое время это было в диковинку, но буквально за несколько лет форма для финансовой поддержки стала буквально стандартом для любого неподконтрольного власти СМИ. Немало для продвижения краудфандинга на социальные проекты и медиа сделал и руководитель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский, основатель издания «Такие дела», в котором я проработал семь лет.

К концу десятилетия противостояние гражданского общества и власти особенно обострилось, и на первый план вышла поддержка правозащитных проектов. Но потом случился перелом — когда давление власти перешло определенную черту и продолжать работу этим проектам стало практически невозможно. Отдельно надо сказать и о безответственной политике международных финансовых структур — своими действиями по блокировке любых транзакций в России они нанесли колоссальный вред множеству совершенно добропорядочных социальных организаций. Некоторые НКО потеряли не меньше половины своих финансовых поступлений. Добавим сюда всеобщую фрустрацию, выросшее со времен пандемии взаимное отчуждение, избыток новых сборов денег при реальных экономических проблемах у людей в последний год — и получим колоссальный удар по краудфандинговому рынку в России. 

Как на этом фоне себя чувствуют творческие проекты? В отличие от социального краудфандинга, на мой взгляд, этот сегмент и в лучшие-то времена не успел набрать силы и стать значимым. Обратите внимание — каждый новый фильм или музыкальный альбом, вышедшие в России благодаря народному финансированию, становились уникальным событием. Конечно, выбраться из этого кризиса очень и очень непросто.

— Можно ли «приучить» людей донатить?

Человек — не собачка, которую можно простыми действиями натаскать на определенные команды. «Приучить» аудиторию делать что-то очень сложно — можно только формировать определенные ценности, показывать продуктивные примеры, создавать новый спрос, долго и планомерно работая над продвижением целых моделей поведения. 

Еще несколько лет назад в России вообще за цифровой контент платили с большой неохотой, и только после длительного продвижения удобных сервисов подписок люди начали потихоньку покупать себе что-то нематериальное в интернете, а не искать обходные пути. Но прошлый год нанес колоссальный удар по этой привычке — помимо полного ухода множества сервисов, возросла подозрительность к переводам в интернете, общие недоверие и закрытость. Сюда же и колоссальное число случаев мошенничества в сети. Я лично знаю примеры, как люди не хотели переводить кому-то денег, хотя рады были их поддержать — потому что не верили, что эти деньги правильно дойдут до адресата.

Остается только по-прежнему говорить, что существуют надежные независимые платформы, где можно совершить денежный перевод интересующему тебя человеку, рассказывать об этих людях — и ждать, пока это принесёт какие-никакие плоды.

— Как правило на крауд-платформах нет открытой информации о тех, кто совершает пожертвования. Анализируете ли вы эту часть своей аудитории? Кто эти люди?

Анализ аудитории, которая совершает денежные переводы — это отдельное большое направление, в котором нам предстоит еще многое сделать. Важно не переборщить с разными анкетами и данными, чтобы не отбить у людей желание совершать какие-либо действия на платформе. Один из наших приоритетов — чтобы все было «френдли», то есть удобно. Поэтому мы не хотим, чтобы донаторам надо было регистрироваться. При этом, конечно, изучать, кто и почему совершает переводы, очень важно — и для нас, как для сервиса, и для авторов контента. Мы сейчас работаем над неким компромиссным решением с «двумя уровнями» поддержки — в первом случае ты можешь с минимальными усилиями совершить перевод и оставить о себе один только ник, в другом — ты соглашаешься на развернутую коммуникацию с автором и платформой, вступаешь в своеобразный клуб. Это важно еще и для того, чтобы авторы могли поддерживать наиболее вовлеченных поклонников. С этой же, более мотивированной, аудиторией мы будем работать над разными опросами и исследованиями, чтобы совершенствовать платформу дальше.

— Вы давно работаете на стыке краудфандинга и журналистики. Как эти две сферы сосуществуют в вашей жизни, помогает ли одна другой?

В первую очередь я до сих пор считаю себя именно редактором. И это главное, чем я занимаюсь — помогаю разным независимым медиа собирать большие лонгриды с человеческими историями и примерами лучших социальных практик. Даже к краудфандингу я подхожу в первую очередь как журналист — поэтому, например, многолетний опыт работы с фандрайзинговыми материалам в «Таких делах» помогает мне сформулировать, как лучше построить текст с призывом донатить благотворительному или журналистскому проекту. Иногда я об этом даже веду какие-то онлайн-занятия.

— «Такие дела» помогали фонду «Нужна помощь» привлекать дополнительные средства на благотворительность. Планирует ли «Френдли» запускать свое small-медиа? 

Конечно! Без своего медиаресурса «Френдли» далеко не уедет. Наши социальные сети уже можно назвать таким небольшим медиа. Кроме того, мы запустили отдельный журнал и на сайте проекта. У нас нет амбиции делать огромное ежедневно обновляемое СМИ — но мы хотим собрать в одном месте все наши статьи, коллаборации с другими проектами, портреты наших героев и примеры эффективного краудфандинга. Больше всего хочется, чтобы это был не просто некий информационный бюллетень, а стартовая площадка для диалога, взаимопомощи, обмена опытом и знаниями.

— Что можно посоветовать творческим людям, которые боятся или стесняются искать материальную поддержку?

Во-первых, смотрите как можно больше на чужой опыт. Никакие тренинги, курсы и инструкции не заменят примеры других людей, которые делают то же самое, что и вы. Если вы записываете подкаст — посмотрите на опыт других подкастеров. Если вы фотограф — поговорите с другими фотографами. Любой краудфандинг — это бесконечный обмен опытом, авторов с авторами, автора с аудиторией, одних подписчиков с другими. 

Во-вторых, если вам совсем тяжело и ничего не получается, напишите тем, кто сможет вам помочь — сформулирует для вас сильные и слабые стороны ваших проектов, подскажет, на что обратить внимание. Мы с удовольствием помогаем авторам докрутить их описания, подсказываем, как можно преподнести их творчество, вместе придумываем разные посылы для разных аудиторий. Но важно понимать — это за вас все равно никто не сделает, важно активное участие и работа, общение с вашими подписчиками и стремление развиваться. Если сейчас у вас совсем нет сил и ресурса — возможно, нужно просто подождать!

Необязательно упираться лбом в одну активность и заставлять себя ее делать. Попробуйте заниматься тем, что вам нравится, и рассказывайте об этом. Почувствуйте себя спокойно и комфортно со своим делом. Возможно, когда вы будете в большей гармонии, чем сейчас, и увереннее в том, что вы делаете классные вещи — вы вспомните, что у вас есть ценный ресурс в лице сообщества поклонников вашего творчества. И в нужную минуту они вас поддержат!

— Испытывали ли вы когда-то схожие чувства относительно собственных проектов?

По правде говоря, я постоянно стесняюсь всего, что я делаю, и никогда не чувствовал себя заслуживающим внимания и поддержки. Мне сложно понять людей, преисполненных чувством собственной крутизны — и на самом деле я им немного завидую. Бороться с синдромом самозванца и другими психологическими стопорами получается только с помощью каких-то формальных подходов, алгоритмизации своих действий, самоорганизации и дисциплины. Не могу сказать, что всегда получается!

— Если бы вы решили открыть сбор средств на запуск своего нового проекта на «Френдли», как бы вы его продвигали?

Как и любой другой медиапроект. Для полноценной крауд-кампании нужно непрерывно напоминать о том, что и как вы делаете, добавлять личную эмоцию, демонстрировать результаты и объяснять, как поддержка конвертируется в реальные действия. Это действительно серьезная и сложная работа — если мы не говорим о дежурных «закрепленных реквизитах в описании профиля». И всегда важно не забывать, что краудфандинг — это только один из источников средств, нельзя класть все яйца в одну корзину и полагаться только на небольшие частные переводы.

— Что произойдет, если на проект будут пожертвованы деньги, но он по каким-то причинам не реализуется? 

Такое вполне возможно. Но для нас главный приоритет — это дружеская поддержка людей. Если будут поступать такие жалобы, мы свяжемся с автором, попытаемся выяснить, что произошло, и расскажем об этом на своих медиаресурсах. Но забирать деньги у нереализованного проекта обратно мы не будем — это и формально невозможно по нашим правилам, и не соответствует нашим ценностям.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive