Жанна Малити родилась в Северной Осетии, в настоящее время живет и работает в Москве. Фотографирует с 2009 года, снимает в провокационной эстетике на фоне белых стен, используя в постановке кадра стилистику эпохи рок-н-ролла 1980-х. Эта практика вдохновила ее выпускать свой собственный журнал.
3 октября состоялось презентация клипа и журнала «PEPEL SBEY 2», а с 5 по 6 ноября в WHO I AM Gallery на территории завода «Рассвет» состоялась поп-ап выставка Жанны Малити «PEPEL SBEY 2. Дом, который построил черно-белый джек-рассел по имени Джек».
Мультидисциплинарный проект художницы — продолжение ее персональной выставки PEPEL SBEY, которая проходила в 2021 году в галерее Fine Art в Центре современного искусства Винзавод. Работы Жанны разных лет, представленные на обеих выставках, связаны темой утраты – в названии проекта зашифрована отсылка к пеплу кремированной собаки Жанны по имени Джек – и любви, которая не заканчивается даже после смерти близких.
Специально для NOW Жанна рассказала о своем творчестве, любимых художниках и дала советы тем, кто только начинает заниматься фотографией.
— Расскажи о самом интересном опыте съемки.
— До недавнего времени я не показывала свое лицо в интернете, многие не знали как я выгляжу и чаще всего впервые видели меня уже на самой съемке. Однажды перед съемкой я очень плохо себя чувствовала, потому что накануне практически не спала. Когда модель уже подъезжала, я поняла, что мне будет слишком тяжело работать и сказала своей ассистентке Кристине: «Ты фотограф, а я ассистент. Модель все равно не знает, как я выгляжу».
Мы подговорили всю команду нам подыграть — я была ассистенткой Кристиной, а Кристина — мной. В конце съемки я рассказала модели в чем была суть. Она, конечно, офигела от ситуации. Но больше смутилась потому, что пыталась подшучивать надо мной на протяжении всей съемки — ведь я была для нее всего лишь ассистентом.
Тогда я впервые побывала в шкуре ассистента и потом спросила у своей помощницы, часто ли над ней подтрунивают, она сказала, что да. С тех пор я стала внимательно следить за тем, как люди разговаривают с моей командой.
— Кто был самым интересным героем для тебя?
Ваня Недры. Он на обложке журнала Pepel Sbey 2, а также именно он исполняет роль главного героя в клипе, который был снят специально к выходу журнала. Обычно после первой съемки интерес к персонажу в кадре у меня проходит, с Ваней все ровно наоборот. Я считаю его самым талантливым артистом на российской сцене. Недавно у него вышел новый альбом «Что мы делаем в тени», обложку для которого сделала я.
— Какой совет вы можете дать начинающему фотографу?
— Совет фотографу: много не вы*****ться (выпендриваться — прим. ред.) и не позволять делать это в отношении вас самих.
— Кто из фотографов прошлого и настоящего для тебя являются образцовыми в профессиональном плане?
— Хельмут Ньютон. Хельмут мне близок, потому что у него в кадре, так же как и у меня — женщины всегда сильные, сексуальные. А если и присутствует элемент подчинения с их стороны, оно всегда — добровольное.
В работе я использую одну лампу с «Озона» за 1500 рублей, у меня всего три камеры и один объектив. Студию сняла рядом с домом, чтобы она всегда была на расстоянии вытянутой руки. Он так же не ходил снимать никуда дальше своей гостиницы, имел пару камер, одну лампу и считал, что фотограф должен уметь снимать везде.
— Ты переживала творческую эволюцию? Если да, то расскажи, что и когда в тебе менялось. Как менялись твои взгляды и эстетические предпочтения?
— Эволюция никак не связана с творчеством. Вообще, считаю, не надо так много смысла придавать творчеству. Слово «эволюция» больше подходит к разговору про теорию Дарвина.
— Расскажи о своих предпочтениях в моде. За кем из модных дизайнеров ты следишь? Какие тренды тебе нравятся?
— Люблю винтаж, сейчас пришла его эпоха. Китч, шик, секс и винтаж — главные тренды прямо сейчас.
— У тебя есть творческий проект мечты? Расскажи о нем.
— О творческом проекте мечты пока, к сожалению, рассказать не могу — я придумала его год назад. На днях определилась с направлением, буду работать над ним еще год.
О нем знают только два человека. Один из них — мой друг и главный наставник, направляющий меня, и моя подруга Настя Кудри с музыкальным лейблом Out of Records, которая очень меня поддержала.
— Если бы ты могла выбирать любую известную личность на планете (из настоящего и прошлого), чтобы сделать с ним съемку. Кто бы это был? Расскажи почему.
— Я бы сфотографировала Майкла Джексона и Альберта Эйнштейна. А еще Иисуса Христа.
— Какой твой любимый вид досуга? Ты разделяешь жизнь и творчество или одно перетекает в другое?
— Любимый досуг — сидеть на диване и ничего не делать, слоняться по квартире, планировать что-то сделать, но в итоге не делать ничего. Мне нравится иногда ничего не делать, не понимать как прошел мой день, и что я вообще сделала — то есть ничего.
Жизнь и творчество не разделяю, я вообще не понимаю, что эти слова значат по отдельности, тем более — вместе.
— Твой топ-три любимых художников?
— Майкл Джексон. Он самый гениальный и чистый художник в мире. Когда-то именно он вдохновил работать так, чтобы каждая моя фотография становилась хитом. Кристобаль Баленсиага. Скромный гений кутюрье. Энди Уорхол научил меня тому, что мало быть просто художником – нужно уметь самому себя продавать. Гений маркетинга.
— Важна ли узнаваемость в искусстве? Нужен ли личный бренд? Почему?
— Узнаваемость важна. Это самое важное в искусстве. Все яркие и талантливые люди уникальны, их уникальность всегда выражается в образе, который в итоге становится тем самым личным брендом. Хотя многие просто одеваются как конченные придурки — и это тоже становится уникальным.