«Я начал писать музыку с хип-хопа» — интервью с композитором-неоклассиком Sirius Eyes

Обсудили с музыкантом источники вдохновения, детство и перспективы авторского жанра

В январе «Яндекс Музыка» обновила плейлист «Искра», куда попадают треки артистов, взлетевших благодаря системе персональных рекомендаций «Моя волна». В этот раз героями стали разножанровые артисты, и впервые в нее попал композитор фортепианной неоклассической музыки Sirius Eyes. Редакция NOW пообщалась с музыкантом о его творческом пути и перспективах жанра.

— Вы стали новым героем плейлиста «Искра» на «Яндекс Музыке». Еще полгода назад у вас было в среднем по 150 тысяч слушателей в месяц, а с ноября уже полмиллиона. Как считаете, в чем причина такого стремительного взлета? 

— Могу предположить, что на это в большей степени повлияли умные алгоритмы сервиса и система персональных рекомендаций. Я ничего особенного для взлета не делал. Просто занимался творчеством, писал треки, а площадка сама дала импульс.

— В плейлист попали сразу две ваши композиции. Как думаете, чем Breath III и Fly зацепили слушателей? Какие чувства испытываете, когда видите, как композиции набирают тысячи прослушиваний? 

— Эти треки, особенно Fly, насколько я помню, набрали немалое количество прослушиваний и на других площадках. Поэтому да, можно сказать, что они зацепили слушателей. Почему? Мне кажется, в этих двух треках выражены понятные многим эмоции. Fly — это вдохновение, легкость, полет. Breath III — это такая глубокая, спокойная меланхолия, которая лежит где-то внутри человека.

А насчет чувств, раньше я испытывал по этому поводу радость — для меня было важно, чтобы мои треки набирали какое-то количество прослушиваний. Сейчас я по этому поводу не испытываю ничего, хотя мои треки набирают десятки и сотни тысяч стримов, а какие-то уже и миллионы. Для меня это потеряло большое значение. Сейчас мне важно одно — заниматься своим любимым делом, делать то, что хочу и как я этого хочу. А все остальное ушло на второй план и даже третий.

— Как вы пришли к созданию неоклассической музыки? Повлияла ли среда, в которой вы росли (вы же родом из Самары?) или, может, родители прививали любовь к искусству?

— Родители — нет. Они не имеют никакого отношения к искусству. Я начал заниматься музыкой, потому что сам этого захотел. Когда мне было лет 8, я увидел, как знакомая нашей семьи играет на гитаре, и захотел научиться играть на ней. Родители отправили меня в музыкальную школу, но на гитару меня не взяли, зато взяли на балалайку. Потом я много лет учился играть на ней, участвовал в огромном количестве концертов, конкурсов. Мой преподаватель Сергей Николаевич Мамченко дал мне серьезный музыкальный фундамент, на котором я дальше рос самостоятельно.

Когда мне было лет 13-14, мой брат тоже начал увлекаться музыкой и читать рэп. Как-то он установил на наш слабенький компьютер программку для создания музыки и сказал: «Садись и пиши мне бит». Вот так я и начал писать музыку — с хип-хопа. Сначала получалось не очень, потом с каждым разом все лучше и лучше. Затем увлекся студийной звукорежиссурой, сводил треки, немного диджеил, мне тоже это нравилось. Несколько лет вот такого поиска себя и как-то я пришел к тому, что меня все-таки тянет больше именно к классической музыке. Тогда я начал сочинять музыку на фортепиано и пришел к неоклассике.

— Вы самоучка или обучались игре на фортепиано профессионально? Насколько важно знание музыкальной теории и владение композиторской техникой для создания оригинальной неоклассической музыки? Или главное, это вдохновение в паре с интуицией?

— Профессионально я учился игре на балалайке, а фортепиано у меня было вторым инструментом в музыкальной школе в последние пару лет обучения. В то время мне не особо нравился этот инструмент, поэтому я нередко пропускал занятия. Сложно назвать такое обучение профессиональным. На фортепиано, можно сказать, что я обучался сам.

А насчет музыкальной теории, если человек ей владеет, это хорошо. Но если не знает, ничего в этом страшного нет. Я работал со множеством артистов, которые не знали ни названия нот, ни чего-то более сложного. При этом они делали прекрасную музыку и играли на инструментах. Ничего такого страшного в этом нет.

Меня никто и никогда не обучал написанию музыки, но я ее пишу. Я не считаю, что пишу какую-то великую музыку, но как минимум неплохую. На мой взгляд, гораздо важнее понимание того, как вообще все эти процессы устроены. А все остальное — это частности, которые помогают делу.

— Есть ли у вас какие-то особые ритуалы, привычки или условия, в которых вам лучше всего сочиняется музыка? Поделитесь своим рецептом вдохновения.

— Я никогда не жду вдохновения. Если бы я ждал вдохновения каждый раз для того, чтобы писать музыку, я бы в жизни не написал ни одного трека. Я не жду идеальных условий, каких-то знаков, символов и прочего. Просто беру и делаю — это мой главный принцип. Вот так все просто с одной стороны и сложно с другой. Поэтому вдохновение для меня такое понятие, которого не существует в моей жизни.

Ритуалы, привычки или условия? Каких-то особых нет. Я люблю сочинять музыку в первой половине дня, и чтобы у меня в целом был режим. То есть я человек дисциплинированный, и режим, которого я придерживаюсь, помогает мне заниматься своим делом — писать музыку. 

— Как вы считаете, неоклассическая музыка достаточно востребована современной публикой? Что можно сделать для популяризации этого жанра? 

— Мне кажется, цифры говорят сами за себя. Треки в неоклассике набирают десятки и сотни миллионов прослушиваний. На концерты композиторов-неоклассиков ходят тысячи людей. Поэтому, конечно, такая музыка востребована во всем мире. У меня есть слушатели из разных стран: от России и США до Турции и Японии.

Что можно сделать для популяризации? Я думаю, что каждому нужно продолжать делать свое дело. Композиторам писать музыку, дистрибьюторам ее выпускать, а стриминг-платформам запускать какие-то новые инструменты, и они делают это. Поэтому надо просто продолжать работать. 

— Работаете ли вы в коллаборации с другими артистами, художниками, музыкантами, режиссерами? Есть ли такое сотрудничество в планах? С кем хотелось бы совместно поработать? 

Сейчас я ни с кем не работаю в коллаборации и практически все в проекте Sirius Eyes делаю самостоятельно: и треки, и обложки, и видео, и все остальное. Но в будущем, конечно, я хотел бы поработать и с художниками — сделать интересные проекты. Есть в планах поработать с танцорами на концертах и не только. С режиссерами тоже хотелось бы поработать, возможно, написать какой-нибудь саундтрек к фильму, сериалу, мультфильму или короткометражке. С музыкантами, как бы это странно ни звучало, в рамках своего проекта мне меньше всего было бы интересно поработать. Но кто его знает, может быть, в будущем с кем-нибудь и в рамках Sirius Eyes поработаю.

— Знаете ли вы, кто ваш слушатель? Выходит ли коммуникация с аудиторией за рамки онлайна? 

— За рамки онлайна пока что нет, но я думаю, что в будущем это изменится. Кто мой слушатель? Люди абсолютно разных возрастов. Меня слушают и подростки, и пожилые люди, и среднего возраста, поэтому сложно сказать конкретно. Все же в основной массе это молодые люди от 20 до 35 лет. 

— Есть ли у вас дополнительная работа или вы зарабатываете только музыкой? Как близкие отнеслись к выбору такой профессии? 

— Дополнительной работы нет. Моя работа всегда была связана с музыкой: я писал инструменталы для других артистов, сводил треки, работал концертным звукорежиссером, либо диджеем. А сейчас я занимаюсь только проектом Sirius Eyes и больше ничем. Вкладываю в него все свои силы и время.

Как близкие отнеслись к выбору моей профессии? Брат, так как он тоже занимается музыкой, естественно, нормально. Родители, как мне кажется, с трудом это все восприняли. В какой-то период они даже пытались меня отговорить. Говорили: «Может музыка — это все-таки хобби, а ты освоишь какую-то другую профессию». Но я настоял на своем и продолжил ей заниматься. Рад, что поступил именно так, потому что, если бы я перестал заниматься музыкой, то был бы сейчас несчастным человеком.

— Каково ваше отношение к современной популярной музыке? Находите ли вы в ней что-то интересное и вдохновляющее, или считаете, что она уступает классической и неоклассической музыке? 

— В данном контексте я не мыслю категориями: «уступает» или «не уступает». Для меня все жанры находятся в одной плоскости. Неважно, хип-хоп, поп, рок, драм-н-бейс, классика или что-то еще. Я нормально отношусь ко всем жанрам, помогаю брату хип-хоп-музыку делать. В прошлом я делал и поп, и рок, и много чего экспериментального. Поэтому у меня нет такого, что какой-то жанр лучше или хуже. Я могу послушать любой трек, который мне понравится, и не важно, какого жанра он будет. Поэтому создавайте и слушайте ту музыку, которая вам нравится. А какой там жанр — не имеет значения.

— Кто вас вдохновляет из известных людей? Кто из них вам ближе всего по стилю и эстетике? 

— Я скорее ищу не вдохновение, а идеи. Могу посмотреть на картину или фотографию, и она даст мне идею. Или увидеть что-то даже в простом разговоре с человеком. Не так давно я наткнулся на проект одного фотографа — он делал снимки заключенных и просил их написать письмо самим себе же в прошлом. Одни письма были тяжеловатые, другие — довольно трогательные. Я задумался о важных вещах, когда их читал и смотрел этот фотопроект, и он дал мне идею.

Она заключается в том, чтобы сделать серию синглов. Пока не знаю, как она будет называться, но, скорее всего, «Портрет». Я буду рисовать портреты людей как художник, только моими инструментами будут не кисти и краски, а ноты. Я с помощью музыки буду рисовать портреты людей. Уже есть пара мыслей, как развить эту идею в рамках концертов, но об этом как-нибудь в другой раз.

Возвращаясь к известным людям, мне нравятся кое-какие работы Ludovico Einaudi, Joep Beving, и многих других композиторов. И я думаю, что из нашего разговора уже понятно, что я слежу не только за сферой музыки, но и за другими. Мне нравятся и фотографы, и художники, и танцоры, и не только.

— Какое влияние на ваше творчество оказывают другие виды искусства, живопись, литература, кино? Можно назвать любимый фильм, любимую книгу, постановку или что-то еще? 

— Большое влияние оказывают на меня другие виды искусства. Они дают пищу для размышлений, идеи и чувства, которые я потом преобразую в музыку. Но я бы не сказал, что у меня есть конкретная любимая работа — есть музыка и фильмы, которые мне просто нравятся. Но назвать их любимыми я, наверное, не могу. 

Из музыки мне нравится альбом Underwater Эйнауди и Hermetism Бевинга. Из фильмов: «1+1», «Джокер». У «Джокера» изумительный саундтрек, на мой взгляд. Среди сериалов могу выделить первый сезон «Настоящего детектива» и «Мистер Робот».

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive