«Я делаю музыку, потому что не могу ее не делать»: интервью с музыкантом Глебом Андриановым

Поговорили о том, как будет выглядеть музыка будущего, что смогло возродить интерес к классике и в чем сила импровизации

Есть две вещи, которые у нас невозможно отнять — любовь и музыка. Последняя, благодаря разнообразию жанров и новым технологиям находит своего слушателя в любом возрастном диапазоне и разрезе интересов. Особенно сегодня ощущается человеческая потребность в ярких эмоциях и совершенно другом опыте. Сложно удивить мир, который уже видел все, но это вполне удается делать экспериментальным форматам, импровизации и науке!

Например, творческому проекту «CINEMATICA LAB: наука и искусство», в котором пианист, композитор и исследователь Глеб Андрианов создает поле для эксперимента на сценах самых разных площадок, превращая зрителей в наблюдателей и полноценных участников. Вместе с единомышленниками Глеб прямо на сцене «плетет» музыкальные полотна, повторить которые будет уже невозможно. Мы поговорили о текущих проектах, планах на ближайшие месяцы и, конечно, творчестве, непохожем ни на что другое.

Почему вы отдали предпочтение экспериментам и музыкальному «соседству» с другими инструментами и микшерным пультом, не остались за классическим фортепиано?

Я никогда не был классическим пианистом. Не ходил в музыкальную школу, не получал академического образования, но дома всегда был инструмент, и я много времени проводил за ним. Сейчас мне очень нравится играть сольно, и почти всю свою музыку я придумываю, сидя за классическим фортепиано. Но я не хочу ограничиваться только этим.

Для меня стать «соседями» с другими музыкантами, композиторами, и режиссерами — это способ выйти за рамки обычного и привычного, возможность расширить границы восприятия и моей личной фантазии. Мы учимся друг у друга, обмениваемся опытом и создаем что-то, что никто бы из нас не создал в одиночестве.

Как вы вообще пришли к точке невозврата? С чего начинали?

Начало было абсолютно неосознанное, ведь музыкой я интересовался с детства. Просто тогда я и представить не мог, что именно она станет делом моей жизни. Я довольно долго искал себя в разном искусстве: занимался режиссурой и писал стихи. Просто музыка оказалась для меня гораздо ближе.

Думаю, что я до сих пор в своего рода поиске, отсюда и большое количество экспериментов. Кажется, все, что случалось со мной, происходило не зря. Даже мое режиссерское образование, не имеющее никакого отношения к музыке, сейчас помогает мне в реализации моей концертной деятельности.

К каким театральным постановкам, выставкам и проектам вы писали музыку?

Было много разных проектов. В театре я поработал с режиссером Денисом Азаровым, писал музыку для его постановок «Сад» и «Пир». Мне нравится работать с музеями и галереями — это всегда глубокое погружение в какую-то интересную тему. Я создавал музыку для выставок Политеха и Музея транспорта, работал с Еврейским музеем, музеем современного искусства Yarat в Азербайджане, галереей «Триумф», Who I Am, с Новой Третьяковкой и центром «Зотов». Очень люблю Царицыно, мне кажется, что играл во всех залах этого прекрасного музейного комплекса. Я вместе с моим проектом Cinematica уже третий год базируюсь в культурном центре ЗИЛ, там тоже происходит много интересного.

Вообще это прекрасно, когда бренды и институции объединяются ради общих целей и приглашают искусство в этот диалог. Становится больше возможностей для реализации своих творческих идей, особенно когда работаешь с компаниями, которые мыслят широко и не шаблонно. Так совместно с «Яндексом» мы делали концерты в центре современного искусства «Гараж» и Новой Третьяковке.

Знаю, что вы писали и музыку для брендов: расскажите, для каких и как они ставили задачу, как можно обрисовать запрос такого непростого характера?

Мне удалось поработать со многими брендами: играл для Gucci, Audemars Piguet, путешествовал вместе с BMW и HeliPro. Делал музыкальное оформление для мероприятий Сбера, разных проектов «Яндекса», и еще десятка разных брендов. Периодически пишу музыку для кино и рекламы.  

Недавно ко мне обратились знакомые кинематографисты, нужно было за две недели написать музыку для серии фильма. Каким-то чудесным образом мы как раз заканчивали предыдущий проект и решили помочь друзьям. Но мне, конечно, как человеку творческому больше нравится работать в свободном режиме. Так было, когда я писал музыку к спектаклю про создание парфюмерного бренда Zielinski & Rosen, который в итоге показали в Еврейском музее. Только началась пандемия и было очень много свободного времени. Получилось насладиться процессом придумывания. 

Какие эмоции вы хотели, чтобы вызывала ваша музыка?

Каждый творец, как бы ни пытался создать что-то отвлеченное, часто обращается к своей жизни. У меня тоже есть очень личная музыка, она сопряжена с моими внутренними переживаниями, и, как ни странно, она часто попадает в сердца слушателей. Я видел, как люди плачут на концертах. Кто-то закрывает глаза и погружается в себя. Думаю, что базово в моей музыке было много лирики и светлой грусти, но со временем и профессиональным ростом меня заносит в очень разные музыкальные жанры.

А придумывается мне очень по-разному. Как писала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Думаю, что вдохновение — это очень капризная дама и с ней нужно считаться.

А о чем она, сегодняшняя и вчерашняя?

Альбом Cinematic — это был своеобразный срез моего поиска в музыке для фортепиано с оркестром. Поиск продолжается до сих пор, но уже в иных формах. Например, буквально несколько дней назад я записал несколько гитарных композиций, там много от роковой эстетики, а один трек вдохновлен шаманскими ритуалами и молодой Pink Floyd. Кажется, что я созрел для небольшого релиза для сольного фортепиано. Вообще, у меня много идей, которые ждут своего часа. Но пока загадывать не хочется.

Композиции последнего вашего концерта «Диалоги» сильно отличаются от личных альбомов 2022 года и музыки с Geju и Nomusicians. Вы пробовали новые приемы?

Я люблю импровизировать и создавать новые подходы к музыке. Где-то приемы повторяются, где-то мы привносим нечто новое. Но здесь важно понимать, что каждый концерт — это нечто особенное и непохожее на предыдущее. Третьего марта было много импровизации, вряд ли мы сможем ее повторить точь-в-точь на следующем концерте. К слову, это был уже второй концерт вместе с Владимиром Мартыновым. В его музыке столько света и минимализма, что невозможно не зарядиться, конечно. 26 апреля произойдет третье совместное выступление в центре конструктивизма «Зотов». Даже если вы были на предыдущих двух, это повод прийти на третий и почувствовать разницу.

Искусство и наука: каким вы видите этот дуэт? «Диалоги» открыли зрителю совсем иной вид творчества, как будто вы заглядываете в недалекое будущее. Вообще, какая она, музыка будущего?

Хочется верить, что дуэт достаточно плодотворный. По крайней мере это интересно. Мне нравится использовать новейшие технологии. Электронная музыка — очень молодое явление, там бесконечное поле для исследований. На мой взгляд, в будущем будет очень много генеративной музыки с использованием ИИ. А вот хорошо это или плохо — решение за каждым из нас.

Чем сегодня еще занимается лаборатория современной музыки, которую вы создали? Кто ее участники?

Мы занимаемся исследованиями на стыке мультидисциплинарного искусства и науки. Недавно создали музыкальный перформанс с нейроинтерфейсом, который считывает показатели мозга артиста. Мы используем эти данные и превращаем в медиа-арт. Таким очень интересуются бренды и институции.

Лаборатория постоянно работает в режиме резиденции в культурном центре ЗИЛ. Сейчас мы сотрудничаем с Index Trio и Владимиром Мартыновым. За последние три года поработали с огромным количеством музыкантов, композиторов, хореографов и не планируем останавливаться.

Как образуются ваши дуэты и целые оркестры? Как вы находите единомышленников для концертов?

Обычно у меня возникают запросы на какой-то новый звук или идеи, в которых мне проще разобраться с людьми, погруженными в материал. Например, я долгое время играл с этническими, джазовыми, и электронными музыкантами. Но даже сейчас я продолжаю расширять границы совместного творчества.

Кстати, из ближайших концертов — у меня есть проект Moscow Piano Day, в котором принимают участие замечательные пианисты со всей страны. Такой концерт будет 28 марта совместно с прекрасной пианисткой из Петербурга Марией Черной в Yauza Place.

Проект Cinematica. Как вы создавали его? Какая цель у команды в этом проекте?

Cinematica — это квинтэссенция моих интересов и возможностей. Изначально я собрал группу академических музыкантов, чтобы записать свой альбом, но после записи понял, что мне так нравится работать с большим струнным составом, что придумал для проекта продолжение. Сейчас мы, с одной стороны, камерный оркестр, который дает концерты по всей России. С другой стороны, мы стали уже настоящим творческим объединением, в которое входят не только музыканты, но и режиссеры, композиторы, хореографы, саунд-продюсеры, медиахудожники и другие члены команды.

Вместе мы реализуем проекты на стыке музыки, кино и театра, визуального и саунд-арта. Работаем над своими проектами и оказываем услуги в проведении концертов. Кроме прекрасных музыкантов нашего оркестра, мы взаимодействуем с другими коллективами в зависимости от творческой задачи: это может быть академическая, электронная, этническая, джазовая, оперная — практически любая история.

Сегодня знаменитые произведения из фильмов и сериалов обрели безумную популярность. Почему зритель, наконец, обратился к новой классике? И что лично для вас новая классика?

Я думаю, это связано с тем, что кинематограф захватывает все большие умы. Это самый понятный и доступный вид искусства. А соединение визуального и аудиального искусства дает возможность лучше сохранить в памяти и то и другое. Мы это тоже часто используем и в своих концертах — работаем сразу на несколько форм памяти одновременно. Так вот кино становится все популярнее, а значит, и музыка оттуда получает все более широкое распространение. У людей есть любимые персонажи, глядя на которых в голове ассоциативно возникает уже знакомая мелодия. Это работает и в обратную сторону.

Вообще, классика — это искусство, которое прошло испытание временем и остается в веках. Не думаю, что только используя свойства и инструменты великих авторов можно к нему приблизиться. Наверняка есть много других секретов, но мне они пока неизвестны. Я делаю музыку, потому что не могу ее не делать. 

Есть ли что-то, что вы хотите сказать читателю, но о чем вас еще не спрашивали?

Я бы хотел обратиться к читателю напрямую и сказать, что невзирая на возраст, место жительство, внешние сложности, страхи и переживания — экспериментируйте. Не бойтесь сделать шаг в неизвестность; изменить свою жизнь; отучиться и понять, что вы занимаетесь не тем; уйти от привычных и базовых форм и дать полет своей фантазии. Иногда именно благодаря таким экспериментам вы поймете, кто вы и чем хотите заниматься по-настоящему.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive