После бурных обсуждений подобранного каста, нескольких трейлеров и пересмотра оригинального мультфильма мы, наконец, увидели результаты работы над сериалом «Аватар: последний маг воздуха». Тот, кого похоронили еще до выпуска, вышел на стриминговом сервисе Netflix и уже доступен для просмотра на российских сайтах. После экранизации М. Найт Шьямалана в 2010 году критики и зрители не ждали большого прорыва. На то есть и логичное заключение: «Зачем экранизировать идеальное?» или «Мультипликация заведомо не нуждается в оживлении». Различия всегда будут кардинальными и притянут уйму негативных отзывов, но возможность заработать на «легенде» и удивить графическими приемами привела нас всех к этому моменту.
По новому проекту определенно прошлись катком критики и фанаты, но отрицать, что сериал получился более чем сносным тоже сложно. Весь основной сюжет оригинала остался прежним: когда-то четыре народа жили в мире, но все изменилось, когда Народ Огня развязал войну! Спасти мир мог только Аватар, повелевающий всеми четырьмя стихиями, но в момент кризиса он внезапно исчез и 100 лет мир жил под руководством завоевателей. И вот Катара и Сокка из племени Воды случайно находят последнего мага воздуха, который и должен будет всех спасти.
Уважение первоисточника
С самого начала создатели сериала хотели сохранить историю, созданную Майклом Данте ДиМартино и Брайаном Кониецко на студии компании Nickelodeon. Они же должны были принимать участие в разработке экранизации, но отказались от сотрудничества из-за разных взглядов на реализацию. Тем не менее многие кадры проекта соответствуют полюбившемуся мультфильму: оригинальная заставка, реплики героев, великолепная музыка (хоть и немного видоизмененная), определенные сцены вызывают приступ ностальгии. Роли персонажей остались теми же, и актеров старались выбирать максимально соответствующих духу и внешним параметрам их анимационных версий (но не всех удачно). Нам просто и интересно представлять себя в созданных декорациях, изучать вселенную Аватара более приближенную по внешнему виду к реальности. Но отсутствие создателей мультфильма в команде проекта тоже трудно не заметить, некоторые серии подверглись серьезным видоизменениям или вообще не стали частью нового сериала.
Другой взгляд и нововведения
Историю решили одеть в более мрачную обложку, сделать «взрослой», что совершенно не пошло проекту на пользу. Хоть в сериале и стали больше говорить об идущей войне, подчеркивая ее значимость для эпохи, фиксация на событиях повредила персонажам. Все вокруг мага воздуха буквально «тыкают» в его священный долг, лишая историю той легкости, которая сопровождала на протяжении всех сезонов. Кажется, авторы забыли, что все главные герои — еще дети с присущей им наивностью, юмором, стремлением к новым знаниям, глупыми поступками, небольшими ссорами и недопониманиями. Через поведение мы наблюдали за ростом персонажей и не забывали, что они несут тяжелое бремя ответственности, но видели, как они остаются в рамках своего возраста. Да, события не могли не сказаться на команде Аватара, но не слепили из нее безэмоциональных, вечно напряженных вершителей мира. Каждый развивался постепенно в рамках истории.
Но о хорошем тоже нельзя не сказать. Жестокость Народа Огня в сериале получает достойное раскрытие. В самом начале первой серии мы наблюдаем за детством Аанга и жизнью воздушных кочевников. Авторы решили подробно показать момент истребления племени, смерть монахов по вине властолюбивого Хозяина Огня. Способы управления стихией расширили: маги буквально сжигают людей заживо, закрепляя свой статус самой жестокой нации мира. Сцена вызывает сильные переживания, и связь Аанга со своим учителем монахом Гиацо в будущем лучше чувствуется самим зрителем.
Сюжет
Большой ошибкой режиссера стало сокращение первого сезона! В новой интерпретации мы почти не видим роста героев, не понимаем их мотивов и теряем тему овладения новыми стихиями. Химии между Аангом, Катарой и Сокка просто нет, мы не понимаем, почему они рвутся спасать друг друга, совершенно не наблюдаем любовной линии Аватара и мага воды (да, в 12 лет тоже можно влюбляться, нельзя просто выкинуть ведущую линию из сюжета) и тем более не понимаем кардинальных изменений в характерах героев. Персонажи из других сезонов внезапно появляются в первом, а обучение мага воздуха стихии воды (которое становится одним из самых важных событий первого сезона) просто отсутствует. То есть огромную часть с уроками водной магии засунут во второй сезон, где уже начинается обучение магии земли. Сомнительно, но окей.
По сути, главному герою на протяжении истории помогает состояние Аватара (высочайшая концентрация силы мага), которое просто появляется в нужный момент битвы. То в него Аватар Киоши вселится, то духи помогут и вот уже мальчик управляет всеми стихиями, не владея тремя из них. А зачем напрягаться, если можно не напрягаться? В классической истории маг воздуха почти не может контролировать себя в совершенно неизученном состоянии силы, она разрушительна и требует стойкости духа и большого опыта. У Netflix же времени на проработку этой ветки истории не нашлось.
Не менее сюжетообразующим событием стала попытка Аватара использовать магию огня. Потеряв контроль, он обжигает Катару и на целый сезон отказывается от использования этой стихии. В разрезе истории без этой сцены мы не поймем дикого страха героя в будущем. И это лишь одна из «мелочей», которая формирует героя. Кажется, авторы совершенно не прочувствовали, не поняли мультфильм и даже не старались последовательно, грамотно вести зрителя к будущим сезонам.
Но не только бедный Аанг пострадал от рук режиссеров. Катара, магия воды которой растет постепенно, в сериале достигает высокого уровня молниеносно. Учитель Пакку с Южного полюса не становится для героини наставником, он вообще не авторитет. Катара каким-то волшебным образом сама становится себе гуру, и жители Южного племени Воды уже называют ее мастером. Почему? Как? Вопросы без ответов. Разительно изменился и характер героини, травма от потери матери, которая сформировала в ней гиперответственность за других, не влияет на персонажа в адаптации. В новой Катаре нет стержня и тех качеств, которые цепляли зрителя.
Не нам судить, но мы обсудим и Сокка. Авторы заявляли, что решили вырезать сексистское поведение персонажа (дабы никого не обидеть), но в итоге сексизм обратился в другую сторону. Во время путешествия все девушки мира вешаются на парня. Им хватает лишь посмотреть на него без рубашки и вот уже у Сокка аж три дамы в списке за сезон. Его любовные линии смазаны, урезаны и потому выглядят безэмоциональными и несерьезными. Персонажи Суюки (воительница острова Киоши) и Юи (принцесса Южного племени воды) формируют Сокка, он испытывает чувство вины от того, что позволил себе снова полюбить после смерти Юи, что мы увидим в других сезонах. Но в сериале эмоциональный диапазон героя, как у зубочистки. Да и сами его дамы не вызывают вообще никакого интереса, хотя в мультфильме за ними крайне интересно наблюдать. Но если мы начнем обсуждать каждого, то рецензия потянет на магистерскую диссертацию.
Только ветка взаимоотношений Айро и Зуко искренне порадовала аудиторию. Диалоги и выборы юного принца и бывшего генерала трогательны и искренни. История изгнанного наследника Хозяина Огня пронизана вечным выбором между состраданием и жестокостью, которую от него требовал отец. Дядя Айро становится самым близким человеком для персонажа, по сути настоящим отцом и его безопасность он ценит выше, чем возможность поймать Аватара.
Каст
Здесь уже проехаться катком по персонажам предстоит редакции. Мы определенно должны быть более снисходительны к актерам-детям, которые еще не имеют большого опыта в профессии, но и закрыть глаза на плохую игру будет неправильно. Катара (Киавентио) в экранизации лишена эмоций, буквально… Никакой свойственной ей экспрессии, периодической вспыльчивости и харизмы зритель не чувствует. Сока (Иэн Аусли) из вечного шутника и сильного воина превращается в его картонную копию, а знаменитая, очаровательная в своей беспощадности принцесса Азула (Элизабет Ю) становится неуравновешенной обиженной истеричкой.
Ее властность и чувство превосходства над братом сменяется вечной завистью к нему. Да и внешне она не похожа на культовую героиню, ей просто не удается вжиться в роль той, что вызывает ужас одним только своим взглядом (вина сценария здесь, конечно, больше). Ее подруги Мэй (Талия Чан) и Тай Ли (Момона Тамада) скорее карикатуры на свои оригиналы. Троица будто в театральных костюмах пародирует реальных героев. В оригинале мы чувствуем угрозу от героинь, а здесь лишь хотим похихикать.
Образы Зуко (Даллас Лю), Айро (Пол Ли) и Озая (Дэниел Дэ Ким), наоборот, подобраны как нельзя хорошо. Актеры качественно освоили боевые приемы и движения, отражающие физику магии. Мы им действительно верим. Еще до начала съемок фанаты были приятно удивлены выбору команды сериала, все актеры расово соответствуют оригиналам, и это правда не подпортило впечатление о проекте с точки зрения эстетики и уважения первоисточника.
Графика и костюмы
Строго оценивать «оживление» магии и локации истории не хочется. Всех тонкостей работы с графикой мы не знаем, но многие сцены создавали ощущение реальности происходящего. Актеры, кроме того, работали над собственными движениями, повторяющими приемы из боевых искусств, чтобы показать уровень владения стихией. Оттого сцены битв получились яркими и эффектными, стоит отдать должное. Были и косяки, когда герои смотрели не в ту сторону, где наложена графика или города просто не были похожи на настоящие.
А что с костюмами? А бог с ними, такое ощущение. Как мы и сказали ранее, они крайне театральны. Художники выбрали яркие цвета племен и буквально решили повторить то, что было надето на персонажах мультфильма, хотя некоторые элементы просто не выглядят натурально на героях сериала с живыми людьми! Ну и каждый костюмчик чист и безупречен даже в условиях долгих поездок, схваток и падений. А как не повезло волосам, парики троицы из народа огня и принцессы Юи видны на любом расстоянии. Из актрис сделали ходячих кукол и тем самым сразу потеряли эффект реалистичности. «Не оживляй мультфильмы», — говорили им, но кто слушал?
Рейтинг сериала на Rotten Tomatoes уже настоялся. 59% «свежести» дали критики и 75% — зрители, а на IMDb — уверенные 7,4 балла. Ожидания от сериала были невысокими, а финальная картинка настолько повергла в приятный шок, что у фанатов не поднялась рука совсем растоптать проект, он и правда заслуживает похвалы по многим пунктам. Кажется, нас ожидает продолжение франшизы, от этого так же страшно, как и любопытно. В любом случае экранизация дала возможность снова окунуться в детство и вспомнить легендарных персонажей, хотя мы все же советуем просто пересмотреть оригинал.
Подготовила: Елизавета Владимирова
Читайте также: