«Это был опыт абсолютно счастливой любви, пусть и наивной»: интервью с актрисой Дарьей Жовнер

Поговорили о работе реквизитора, взаимоотношениях с режиссерами и новом проекте «Блондинка»

Она не осталась незамеченной после премьеры фильма «Теснота», встреченного овациями на Каннском фестивале, получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивалях «Восток — Запад. Золотая арка» и «Меридианы Тихого», пропала из индустрии и эффектно в нее вернулась. Ее героини — сильные волевые женщины с собственным видением правды и непростым характером. Все это о Дарье Жовнер, актрисе, путь в профессию которой вызывает неподдельный интерес. Уже 30 ноября в прокат выходит фильм «Блондинка» с Дарьей в главной роли. Перед премьерой мы поговорили о не самом гладком начале карьеры, первом опыте на съемочной площадке и, конечно, новом проекте.

Даша, о вас, в отличие от многих актрис, известно мало, вы не героиня интернета. Давайте начнем с самого начала с того, что вы, не поступив с первого раза в Школу-студию МХАТ, пошли работать в театр реквизитором. Это правда?

— Да, так и было. Я не поступила, и мне казалось, что моя актерская жизнь закончилась, не успев начаться, и ничего в ней уже не будет. Тем не менее мне очень хотелось быть в театре — хоть как-то, хоть кем-то. Поэтому когда меня взяли реквизитором в Театр Ленсовета, со мной от счастья чуть истерика не случилась. Я была в нескончаемом восторге и относилась ко всему с невероятным трепетом! «О боже, это артисты, о боже, это кулисы, гримерки, сцена!»

А уж когда мимо меня по коридору проходил худрук Юрий Николаевич Бутусов, я боялась дышать. В спектакле «Заповедник» даже выходила на сцену и в перестановках меняла реквизит. Вот стою за кулисами, жду, когда артист договорит реплику, считаю про себя «раз, два, три» — это обязательно, нельзя выскакивать как с улицы. Меняется свет, и я делаю шаг на сцену. Идти надо быстро, но спокойно и уверенно, чтоб не запутаться в ногах, не столкнуться с мебельщиками, которые уже тащат диван. В это невозможно поверить: я на сцене! Ого, сколько сегодня зрителей, полный зал! А вдруг сейчас кто-то смотрит именно на меня? От одной этой мысли руки перестают слушаться.

Чем был для вас этот опыт?

— Это был опыт абсолютно счастливой любви, пусть и наивной. Кстати, тогда, в Театре Ленсовета, мы познакомились с Димой Лысенковым. Ну, как познакомились… Я была его фанаткой и, пользуясь служебным положением, постоянно бегала на его спектакли. Дальше —  титр «прошли годы», и позапрошлым летом мы с ним встретились на съемках «Блондинки». Он по-прежнему отличный артист, но я уже не реквизитор, такой вот поворот винта.

А сейчас вас тянет в театр? Не как зрителя   как актрису.

— Я не работаю в театре, но мне бы хотелось. Проверила бы, в каких мы сейчас с ним отношениях, не пропал ли тот мой юношеский восторг. 

Кстати, как родители отнеслись к вашему желанию стать актрисой? 

— Отговаривали. Родители же хотят своим детям счастья и понимают его так: нормальная профессия, хороший стабильный заработок, налаженная жизнь, понятное будущее. К актерству это все не имеет отношения, и родители об этом догадывались, хоть сами с театром и кино никак не были связаны. Но для меня их разумные аргументы ничего не значили: когда тебе семнадцать, и ты страстно к чему-то стремишься, то слышишь только себя.

Расстроили родителей?

— Нет, почему, когда я все же поступила — они за меня были очень рады.

Школу-студию вы окончили в 2016 году, а на следующий год Кантемир Балагов утвердил вас в свой дебютный фильм «Теснота». Помните, как впервые оказались на съемочной площадке? Страшно было?

— Как раз на съемках «Тесноты» мне совсем не было страшно. Может, потому что попала в кино «с мороза», понятия не имела, как там все устроено, и от этого незнания возникало безответственное чувство свободы. Утром могла на площадке долго сидеть пить кофе, не понимая, что меня ждут на гриме и костюме. А зачем торопиться? Какой свет уходит? Куда? И все в таком духе. Большое спасибо Кантемиру и его группе, что они не задавили во мне эту свободу, не загрузили взрослыми производственными проблемами и позволили мне получать удовольствие от проживания чужой жизни.

«Тесноту» отметили в Каннах, и вы тоже не остались без внимания: вас осыпали комплиментами, потом еще и наградили на двух фестивалях за лучшую роль. Что вы, дебютантка, тогда чувствовали?

— Призов было больше, но дело не в этом. Я была к этому совершенно не готова, чувствовала неловкость от чрезмерного внимания к себе. Правда, не кокетничаю. Искренне не понимала, за что мне это все, что я такого особенного сделала.

Вы действительно после «Тесноты» отказывались от всех предложений?

— Не от всех, но отказывалась часто. Приходила на пробы и слышала: «Сделай, как в “Тесноте”». Я тут же зажималась, мне становилось неинтересно. Я хотела чего-то совсем другого, не хотела повторять то, что уже сделано в другом фильме, да и как это возможно? В общем, по разным причинам отказывалась. В том числе потому что дурой была. 

Тем не менее вы в кино сыграли десяток ролей, в основном главных. Есть любимый фильм?

— Очень сложно выбрать какой-то один фильм и уверенно объявить его самым любимым. Если брать съемки, сам процесс, то он каждый раз не похож на другие: особенные люди, отношения, конфликты, шутки, проблемы — и ты, находясь внутри, радуешься всему этому. Иногда кажется, что чем труднее, тем круче. 

Натурная съемка, мороз минус тридцать — ух, здорово! Мотаться туда-сюда на самолете — прекраснее не бывает! Ну и так далее. Такое увлекательное приключение, а вот то, чем оно заканчивается, меня уже не так радует. В какой-то момент я поймала себя на чувстве, что премьера для меня грустный день. Сижу в зале и заново переигрываю в голове сцены, понимая, что эту сцену могла сделать иначе, эта реплика должна звучать по-другому и тому подобное.

Вернемся в сегодняшний день. Совсем скоро выходит «Блондинка» с вами в главной роли. Как вы ее получили?

— Пришла, как обычно, на знакомство. Режиссера Павла Мирзоева увидела там впервые. Заговорили об Александре Моисеевиче Володине — сценарий написан по его пьесе. У нас с Павлом характеры, скажем так, непростые, поэтому довольно быстро мирный разговор превратился в жаркий спор. Такое вот знакомство режиссера с актрисой. Когда уходила — была уверена, что на этом все и закончится, больше меня не позовут. Ругала себя, что опять не смогла промолчать. Ведь сценарий мне нравился, Иру очень хотелось сыграть. 

На съемках у нас с ним сложились своеобразные отношения. После смены мы часами говорили, спорили, что-то выясняли, не соглашались друг другом, но в какой-то момент выяснялось, что мы имеем в виду одно и то же. Мы этому страшно радовались, но на следующий день все повторялось, и так по кругу. Вообще, я не умею правильно выстраивать отношения с режиссерами, не знаю, как это делается. Какая-то неуловимая для меня субстанция. Но я страшно рада, когда с режиссером случается человеческий контакт, когда можно говорить ему все, что думаешь про роль, не бояться вогнать его в комплекс и вызвать к себе ненависть. С Павлом у нас такой контакт случился, спасибо ему за это.

А чем вас привлекла роль? Тем, что Ира, как и Ила из «Тесноты», как и вы сами  бунтарка?

— Ира непростой человек, со своими противоречиями, ошибками, завихрениями. Но я счастлива, что мне достаются такие героини — не вписывающиеся ни в какие рамки, бескомпромиссные, с чистым и сильным внутренним огнем. Они живут так, как подсказывает им сердце, не считаясь с тем, что думает о них окружающий мир. А мир их часто не понимает, называет бунтарками. Но это никакой не бунт — это верность себе. Иру нельзя оседлать, приручить. К ней можно только тянуться или от нее шарахаться. Ира самозабвенно любит Льва, преклоняясь перед его талантом.

Льва сыграл Евгений Цыганов, случился ли у вас с ним съемочный «мэтч»?

— Женя Цыганов — любовь моей юности, о чем тут говорить…Когда вышли «Прогулка» и «Питер FM», у девочек не было варианта — влюбляться в актера Цыганова или нет, и я тоже не стала исключением. Вообще, на съемках «Блондинки» все совпало: Петербург, лето, юность, воспоминания о влюбленности, Чехов, Володин.

А чем вы занимаетесь в свободное время? Есть ли какое-то умение, не актерское, которым хочется овладеть и которое, возможно, пригодится в работе?

— Хочу побороть, наконец, страх перед вождением автомобиля и сдать на права. Потом справиться с аэрофобией и заняться французским.

Есть ли у вас на выходе новые проекты?

— Так получилось, что я на год выпала из кино, посвятив себя личной жизни и приобретению нового опыта, надеюсь, важного. Такая попытка перекроить свою жизнь, найти себя заново. Пошла учиться на режиссера, но говорить об этом пока рано.

— Кем вы видите себя сегодня? Кто она, Дарья Жовнер в конце 2023 года?
—  Не знаю, какая я сегодня. Умудрилась не сойти с ума — уже неплохо.

Подготовила: Елизавета Владимирова

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive