Зачем идти на выставку «Балабанов» в Санкт-Петербурге

12 октября в пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Балабанов», приуроченная к 25-летию культовой картины режиссера «Брат». Экспозиция будет действовать до 15 января 2023 года. Рассказываем, почему на нее обязательно нужно попасть

Экспозиция «Балабанов» в «Севкабеле» — это масштабный проект, который открылся в очень сложное время. Мнения могут разделиться: одним кажется, что сейчас самое время пересмотреть все фильмы Алексея Октябриновича, другим — что никакой «Груз 200» не будет страшнее новостей. Мы рекомендуем доехать до Васильевского острова вне зависимости от вашей позиции по очень простой причине: выставка удивительным образом примиряет искусство с действительностью. Путешествие по миру Балабанова позволяет отвлечься от текущей повестки, не занимаясь эскапизмом, провести несколько часов, не листая новостную ленту, и при этом не испытывать чувство вины. Это главный плюс экспозиции, но мы насчитали еще шесть причин запланировать поход на выставку.

Подробность

Очень советуем заложить на осмотр не меньше трех часов — нам не хватило даже этого времени. Выставка занимает пространство в 3000 квадратных метров, и вмещает в себя подробный рассказ о жизни и творчестве Алексея Балабанова.

Реквизит со съемок, инсталляции, которые воспроизводят декорации фильмов, отрывки из сценариев, воспоминания коллег, друзей и членов семьи. Факты биографии тесно переплетаются с подробностями о картинах. Так, сход ледника в Кармадонском ущелье 2002 года, где погиб Сергей Бодров-младший со съемочной группой фильма «Связной», стал для Балабанова не только личной трагедией, но и точкой, разделившей творчество режиссера на «до» и «после». В пространстве выставки этому событию уделили особенное внимание, наглядно показав, насколько сильно гибель Бодрова повлияла на Балабанова.

Особенно ценно, что часть выставки, посвященная «Брату», хотя и является центром экспозиции, не перетягивает на себя все одеяло. Не менее подробно организаторы проекта рассказывают и о «Замке» — экранизации романа Кафки, и о черной комедии «Жмурки», и об одном из самых известных фильмов Балабанова за рубежом — «Про уродов и людей».

Универсальность

Экспозиция «Балабанов» предназначена для всех. Если вы не знаете ничего о творчестве режиссера, то к вашим услугам и его биография, и краткое описание каждой картины, и отзывы других зрителей, и интересные факты.

Но, на наш взгляд, куда интереснее бродить по экспозиции будет тем, кто хорошо знаком с мирами Балабанова. Организаторы выставки — кинокомпания «СТВ» во главе с Сергеем Сельяновым, бюро Planeta9 во главе с Агнией Стерлиговой, куратор Татьяна Гетман — наполнили пространство многочисленными отсылками к текстам и смыслам Алексея Октябриновича. Даже локация выбрана неслучайно: Балабанов жил на Васильевском острове и наверняка оценил бы индустриальность пространства «Цех» на берегу залива.

Проект не просто так называется «выставка-путешествие», он и правда напоминает то ли игру-бродилку, то ли долгую прогулку. На входе каждому посетителю выдают аудиогид, так что легко почувствовать себя героем фильма Балабанова: вы идете по Петербургу, а в наушниках звучит Бутусов. А еще ходу экспозиции вы будете сталкиваться с цитатами из фильмов режиссера — многие из них в текущей реальности звучат совсем не так, как когда-то на экране. 

Ну и, конечно, вы увидите легендарную атрибутику 1990-х: свитер Данилы Багрова, CD-плеер, видеокассеты, стаканы Coca-Cola. Ностальгия пробивает моментально, даже если на момент выхода «Брата» вы только родились.

Семейственность

Аудиогид по выставке озвучили сыновья Алексея Балабанова — Петр и Федор. В их рассказах и воспоминаниях проявляется не столько режиссер, сколько отец. Львиную часть экспонатов достали из семейных архивов: личные вещи, письма и даже автопортрет под названием «Папа смотрит телевизор». Такой подход позволяет зрителям увидеть Балабанова-человека, а не просто музейный экспонат.

Вот видео, где Алексей Октябринович ругает Сергея Бодрова: запороли дубль, испортили пленку. «Пока не наорешь, никто работать не будет». Вот письмо из Гамбурга, написанное печатными буквами для сына, с обещанием поехать удить рыбу после съемок «Замка». Вот воспоминания самого Балабанова о том, как Сергей Маковецкий случайно чуть не повесился на съемках картины «Трофим».

Несмотря на масштаб личности, Балабанов на выставке не превратился в какой-то абстрактный символ, а остался очень реальным. Именно это превращает экспозицию в увлекательную прогулку и убирает всякий налет «музейности».

Художественность

Рассматривать эскизы художников-постановщиков — отдельный вид удовольствия. На выставке представлены наброски Веры Землинской, Надежды Васильевой, Сергея Карнета и других художников, работавших над фильмами вместе с Балабановым. Это не просто эскизы, а зарождение вселенных «Счастливых дней», «Замка», «Про уродов и людей».

Актуальность

Балабанова не раз обвиняли в «чернухе» — достаточно почитать зрительские отзывы на тот же «Груз 200». Но на деле натурализм и провокацию режиссер использует, чтобы передать глубинные идеи. И, кажется, сейчас самое время для внутренней дискуссии с Балабановым и с самим собой: о смысле жизни, природе жестокости и травме. Да, формально выставка посвящена юбилею «Брата». Но для тех, кто готов читать между строк, организаторы заложили гораздо больше смыслов.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive