Параллельная арт-реальность и смартфон-мольберт: блиц-интервью с диджитал-художником Никитой Мамоновым

Поговорили с героем проекта Masters&Practice о цифровом искусстве, творчестве на телефоне и российском коммьюнити

Академия re:Store уже на протяжении восьми лет занимается образовательной деятельностью. Один из проектов компании — Masters&Practice, серия роликов о методах творчества в контексте личных историй креаторов. В рамках лекций и мастер-классов зрители смогут познакомиться с героями из креативных индустрий. Сред них — диджитал-художник Никита Мамонов, с которым мы поговорили о том, как создавать произведения искусства на iPhone, с чего начинать молодым талантам и в какой форме можно представить 2023 год в цифровом искусстве.

— Почему решили создавать арт именно на телефоне?

Я по профессии режиссер кино и телевидения, долгое время снимал на профессиональную зеркальную камеру. Конечно, она очень громоздкая, да и по качеству во многом превосходила первые смартфоны. Со временем техника менялась, я начал подстраиваться — получались уже высококачественные снимки на iPhone, которые я начал использовать в своих работах. Тогда я задумался, что можно просто обрабатывать все кадры в Photoshop, но таскать с собой компьютер везде не было возможности. А когда приходит вдохновение, телефон всегда точно под рукой. Поэтому один из главных факторов, почему я создаю свои работы именно на смартфоне, — доступность. Да и современные гаджеты позволяют делать реально четкие работы. Я могу сделать любое фото и дополнить им свои коллажи, которые точно будут выглядеть качественно и детализировано.

— В чем главная сложность работы с артом на смартфоне? А в чем преимущество?

Из сложностей, наверное, тот факт, что все-таки камеры смартфонов пока еще не дотягивают до профессиональной фототехники, не хватает дополнительных характеристик качества, четкости, дальности съемки. Функций смартфона может быть достаточно, тут все зависит только от вашего воображения. Если я понимаю, что мне не хватает технических возможностей, то я переворачиваю свою идею таким образом, чтобы она получилась классной с доступным оснащением. На этом я строю свой рабочий процесс.

Не могу сказать, что маленький дисплей iPhone — сложность: современные экраны настолько адаптированы к творческим процессам, что любой коллаж можно сделать прямо на смартфоне. Получается все четко и оптимизировано — в этом, как я уже говорил, преимущество. Я могу творить в любом месте, в любое время. У тебя всегда под рукой твоя творческая станция, твои мольберт и кисть. Я часто работаю в дороге — сразу обрабатываю те кадры, которые вот только что сделал. Перед посадкой на рейс или в других условиях, когда есть свободные часы. Из-за этого меня часто спрашивают, почему я не работаю на компьютере, так как существует стереотип, что удобнее создавать арты только в ноутбуках — и отсутствие нужной техники для многих становится проблемой. Для меня же смартфон — творческая зона комфорта.

— Ваша любимая последняя работа? Расскажите о ней.

Дело в том, что я очень люблю создавать именно коллажи с зеркальными эффектами, выстраивать определенную геометрию — с ней появляются уникальные образы. В данном случае это мистический лес, которому я посвятил серию работ. Главным героем артов стал туман — он отсылает к творчеству Гильермо дель Торо и Тима Бертона.

У меня была съемка в туманном лесу — я сразу понял, что нужно сделать несколько снимков. Тогда в моей голове родились разные образы, которые в итоге переросли в полноценные коллажи. Я дополнил цикл работ снимками с друзьями. Получилось, что теперь лес — не просто мистическое место, а часть сложного ребуса, который можно рассматривать с разных сторон.

— Российское арт-коммьюнити — какое оно сегодня?

Дело в том, что сейчас оно стало переходить в более открытую фазу. Развитие нейросетей помогает арт-коммьюнити постепенно расти и расширятся — теперь люди могут видеть, как создаются многие диджитал-работы. Но пока мне кажется, что нам не хватает какого-то толчка — это задача галерей, крупных компаний, которые поддерживаются искусство, но поступают достаточно консервативно. Получается так, что многие талантливые авторы просто остаются в тени — мало кому удается выстрелить так сильно, чтобы о нем узнали вне индустрии.

Я и сам, честно, пока не нашел единомышленников в российском арт-коммьюнити, которые создают такие же работы на смартфон. Даже после моего проекта с Apple в 2020 году — тогда компания собрала со всего света только 10 художников, с которыми мы работаем в похожей технике. И то я был единственный, кто действительно детализировано прорабатывал все изображения. Мне было и приятно, и немного грустно, потому что не с кем было обсудить проекты, сделать коллаборацию. Возможно, благодаря вам я найду тех ребят, с которыми мы сможем создать классный совместный арт.

— Расскажите о проекте Masters&Practice? Почему его должен посмотреть каждый?

Хочется поблагодарить re:Store за такой классный проект, который действительно нужен нашей индустрии. Команда рассказывает о талантливых художниках, которые как раз создают российское арт-коммьюнити. Многим молодым ребятам не хватает этого пуша, который нужен для того, чтобы показать свои работы на широкую аудиторию, рассказать о себе. И когда крупные корпорации замечают и помогают тебе получить ту самую отдачу от зрителей, это дорогого стоит.

Проект Masters&Practice как раз об этом — аудиторию знакомят с талантливыми перспективными художниками, вдохновляют других людей творить. Зрители открывают для себя новых героев, сами начинают учиться, ведь эти лекции — полезные семинары, во время которых артисты раскрывают свои фишки, рассказывают истории, делятся опытом. Это действительно бесценно.

— С чего начать молодым диджитал-художникам?

Я буду говорить про свое направление — создание коллажей. Для начала нужно научиться фотографировать: работать с композицией, видеть интересные детали, чувствовать кадр. Нужно уметь концентрироваться на окружающем мире. Люди часто спрашивают у меня: «Как создать классные кадры на iPhone?». Сначала нужно найти и зафиксировать кадр в своей голове, увидеть его, а потом вы с легкостью сделаете это технически.

Нужно сформировать свое художественное видение, ведь камера не будет делать все за тебя. Что вы хотите сказать? Какой образ нужно создать? Например, у меня концепция «Universe N6618», которая является нашей видоизмененной реальностью. Отсюда мои арты — то, что я просто сфотографировал на телефон, то есть я этого будто не делал — все так выглядит в данной вселенной. По композиции, оптике у зрителей создается ощущение, что это реальные кадры, сделанные на телефон. Поэтому когда ты — художник — научишься видеть мир иначе, интереснее, то тогда уже выбираешь инструмент, который позволит тебе создавать арты.

Ну и, конечно, нельзя забывать о практике. Ты должен постоянно творить, работать над собой, что-то придумывать, фотографировать. У меня бывало так, что я что-то снял, но использовал эти кадры только через три года. Пусть лежит материал — он всегда дождется своего часа.

— Если бы вам предложили создать арт о 2023-м, то как бы он выглядел?

Год только начался, но пока еще неизвестно, какой он будет. Но вообще я стараюсь смотреть на окружающий мир позитивно. В моей вселенной всегда есть много солнечных дней, вдохновения. Да, в Москве и Питере сплошная серость, которая преследует тебя девять месяцев в году, но при этом даже в таких условиях можно создавать что-то светлое. Этот позитив тебя заряжает. Поэтому, что касается 2023 года, я создал бы некий образ весны, оттепели, надежды на что-то новое и солнечное. У меня уже есть несколько мыслей, которые скоро появятся в моих социальных сетях — планирую двигаться в сторону света и вдохновения.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive