— Почему рэп из Улан-Удэ такой мрачный?
Вообще рэп зачастую — это локальная тема. Ребята поют и читают про свою местность, поэтому у нас там исполнители показывают свою жизнь через музыку, то как им было тяжело прорываться. Так что могу сказать: рэп в Улан-Удэ скорее не мрачный, а просто очень локальный. Такой, какой и должен быть.
— А какая история была у тебя?
Мне не хотелось в условиях тяжелой жизни сидеть там и питать себя несбыточными грезами о том, что «да вот будут телки, машины, особняки, бэнкроллы». Мне казалась правильным делать что-то реалистичное, рассказывать о своей жизни: о том, кто я есть, кто сделал меня таким. Так и родился этот «мрачный рэп».
— Мы знаем много рэперов из Уфы, которые читает про «телок, деньги, Smoking, RAW, ОСВ», хотя это такая же провинция. Неужели жизнь там настолько разнится с жизнью в Улан-Удэ?
Ну, в Уфе я не жил, зато жил в Улан-Удэ и знаю точно, что помимо вот этого «мрачного рэпа», когда я только начинал делать музыку, было много чего другого. Даже что-то наподобие московской старой поп-музыки или группы «Марсель».
— Ты оставил Улан-Удэ и отправился делать карьеру в столицу. Как тебя изменила Москва?
Если честно, очень сложно сказать. Мне кажется, я не сильно поменялся. Но со стороны, наверное, виднее. Меня больше меняют работа и люди, которые меня окружают. Но не Москва.
— «Энтузиаст» — это работа, идею которой ты долго вынашивал? Или это поток вдохновения, который быстро переродился в альбом?
Это работа, которую я действительно вынашивал, ее очень сложно назвать потоком вдохновения. Я тогда хотел сделать сольный альбом, до этого я делал треки только с кем-то из друзей и соратников, мне было привычнее работать в коллективе. Тяжело было собраться.
«Энтузиаст» — очень экспериментальная работа для меня. Там было очень много новаторских вещей. Это как раз связано с тем, что я переехал в Москву. А писал об Улан-Удэ. Хотя, конечно же, все мои тексты о Болливуде (Смеется.)
— То есть смыслы ты вынашивал долго, но сами треки писал уже после переезда в Москву?
Некоторые смыслы у меня кочевали из черновика на черновик, а потом, когда не хватало какой-то идейности, я восполнял ее теми набросками и панч-лайнами, которые писал еще в Улан-Удэ.
— Почему на твоих альбомах нет фитов с Хаски?
Все просто. Там им не нашлось места. Если бы там была какая-то брешь, которую он мог бы заполнить, — либо я, либо Дима (Хаски) это бы заметили и обязательно сделали что-то вместе. Нам хватало и хватает совместных часов проведенных на студии за созданием других треков.
— Никуда не деться от этого вопроса: ваши с Димой треки звучат похоже. Этот стиль читки — как он родился? Это придумали вы, или это какая-то «школа Улан-Удэ», может еще что-то?
Да не было никакого определенного стиля читки. Рэп — это рэп. Его везде читают. Мы не ставили на себя никакие маркеры: «Он читает так, а я читаю так». Это нельзя назвать «школой Улан-Удэ», просто мы так читаем. Как читаем, так и читается.
— То есть вы звучите почти одинаково, потому что голоса похожи?
Да, голоса у нас похожи по мнению некоторых слушателей. Наверное, они так это видят. Хорошо, что вы видите. Хорошо, что вы смотрите. Нет у меня четкого ответа на этот вопрос.
— Альбом «Магия» звучит не так депрессивно, как «Энтузиаст». В будущем сохранишь эту тенденцию?
Мне бы хотелось звучать разнопланово. На «Энтузиасте» я старался придерживаться какой-то концепции по звучанию и текстам, чтобы это было цельно и монолитно. Просто потому что я сам люблю слушать альбомы целиком, как книгу.
А на альбоме «Магия» мне хотелось показать, что я умею не только депрессивную музыку делать. А я могу добавить капельку доброты, показать себя с разных сторон. Скорее мне это даже для себя хотелось сделать, а не для аудитории. Это было действительно колдовство над звучанием и смыслами.
Вообще альбом «Магия» — это колдовство, потому что я — колдун.
— У тебя в последнее время появляется много каких-то народных фишек. Например, в треке «Дождь», совместке с KASHA. Как думаешь, почему русский рэп тяготит к фольклору?
Я думаю, здесь ответ прост. Рэп — это музыка, придуманная нашими братьями из Америки. В нем изначально же много того самого «американского вайба». А в русском рэпе не хватает именно русского духа, поэтому вот и вспоминаются народные песни. Частушечные, хоровые, обрядовые песни — русский рэп просто становится русским.
— Твой лирический герой и ты — это один и тот же человек?
Это один и тот же человек, только когда я пишу лирические вещи. Про любовь и истории из личной жизни, например, или что-то романтичное. Но такое бывает не всегда. Чаще всего я выступаю как оператор — человек, находящийся рядом. У меня всегда с собой камера в виде рэпа (Смеется).
— Нужны ли на альбоме фиты? На первом альбоме у тебя их не было. Это просто способ дружеской поддержки (как, например, с «Маленьким Буддистом») или это какая-то маркетинговая история?
Все, что есть на альбоме — пишется по необходимости. Я не думаю, что специально надо искать, с кем бы сделать фит. Но конечно, они являются способом дружеской поддержки.
На самом деле это вопрос человеческого тепла и желания поработать с кем-то. Ты — один островок творчества, но есть масса других, где корзины плетут по-другому.
— У вас с «Хадн дадн» получился неожиданный perfect match. Как вы познакомились и как родилась идея коллаборации?
Выступала как-то группа «Созвездие Отрезок» и я в библиотеке «ЗИЛ». Мы познакомились на саунд-чеке, мне очень понравилась их музыка. А вечером, придя домой, я сел искать семплы для очередного своего трека и нашел песню «Хадн дадн» — «Мы сегодня дома». Я хотел сначала засемплировать, но потом мне стало неловко просто так ее использовать.
Тогда я подумал, что у меня достаточно смелости, чтобы написать им. Я серьезный такой сел писать: «Меня зовут Григорий, я представляю группу из одного человека bollywoodFM, мне бы очень хотелось с вами поработать…». И тут мне отвечает Варвара Краминова (солистка «Хадн дадн»), что мы уже сегодня с ней познакомились, ты всех участников наших видел. Да, оказалось, она солистка и в группе «Созвездие Отрезок».
Так и понеслась наша дружба.
— Почему ты никогда не давал интервью?
Я сам не люблю формат интервью, не смотрю их и не читаю. Мне просто неинтересно.
А еще я немножко стесняюсь…
Увидеть bollywoodFM живьем можно 13 августа на фестивале Block Party в Музее Москвы.