25 июня в пространстве Cube.Moscow пройдет конференция ART FLASH на стыке искусства и бизнеса. Программа конференции направлена на расширение взаимодействия между лидерами арт-индустрии и представителями сферы бизнеса для создания новых возможностей. Основатель и креативный директор арт-экосистемы ART FLASH Эмилия Манвельян рассказала NOW. об основных целях проекта, специфике коллабораций бизнеса и искусства и новом поколении коллекционеров.
— ART FLASH — это и медиа, и комьюнити, и образовательные проекты. С каким главным запросом сегодня к вам приходят участники индустрии — что хотят понять или изменить в своей работе с искусством?
— ART FLASH существует уже больше 12 лет. Так исторически сложилось, что наши продукты и направления отвечают на запросы трех сторон: аудитории, арт-рынка и бизнеса. Под аудиторией мы понимаем любителей и ценителей искусства, схожих с нами на ценностном уровне: любознательных, открытых и нестандартно мыслящих. Такие люди часто стремятся вплести искусство в ткань своей daily routine и приходят к нам с искренним желанием изучения арт-сферы в новом, более доступном формате. Мы предлагаем глубокий и эстетичный спектр контента: от интервью с лидерами рынка до видео с подборкой актуальных выставок. Мы не только освещаем досуг, но и организуем его: участники нашего комьюнити посещают мастерские любимых художников, участвуют в арт-пробежках по стрит-арт локациям и виртуально гуляют по международным биеннале. Такая мультиформатность помогает нашей аудитории развивать насмотренность и нетривиально погружаться в мир современного искусства. Около двух лет на мероприятиях комьюнити нам задавали вопросы, как покупать и доставлять произведения искусства, какие художники имеют потенциал и где выставляются, поэтому мы решили запустить Collecting Club. Теперь мы сопровождаем членов клуба в выборе, предоставляя доступ к мастерским и более закрытым встречам в галереях. Стимулируем обмен мнениями и более глубокое погружение в мир искусства через чат и образовательные форматы.
Мы также плотно работаем с арт-рынком — институциями, галереями, музеями, образовательными проектами в сфере культуры. Чаще всего это наши партнеры, в коллаборации с которыми мы создаем проекты. Они же являются откликом на новые культурные тенденции: от паблик-токов до диджитал-искусства.
Третья сторона — это бизнес. Представители различных компаний обращаются к нам с запросом в консалтинге по многих направлениям, в том числе, чтобы понять, как зайти на территорию современного искусства, разобраться в авторитетных игроках арт-рынка и реализовать эффективные коллаборации.
Наш 12-летний опыт развития компании показывает, что разовые спецпроекты на стыке бизнеса и искусства не приносят пользы. Поэтому мы рекомендуем создавать выверенную и пошаговую стратегию по интеграции искусства для решения целей компании. Помимо консультаций в линейку наших B2B услуг входят форматы по корпоративному обучению и нестандартному досугу: интерактивные лекции о современном искусстве, беговые экскурсии ART & RUN, походы по галереям и ресторанам, где представлено искусство, ART & BARS и многое другое.
— Почему сегодня стало важно говорить о синергии бизнеса и искусства? Видите ли вы реальные кейсы, когда такое объединение меняет мышление или бизнес-процессы?
— Появляется настолько много новых брендов, перенасыщающих рынок, что одновременно «отстраиваться» и цеплять аудиторию становится все сложнее. Прежние стратегии уже не работают. Искусство в целом, а в особенности современное искусство, с одной стороны, добавляет смысл продукту, может усилить его визуальное восприятие, эстетику, с другой — во многом усиливает визуальную эстетику продукта. В какой-то момент компании начинают понимать, что могут за счет современного искусства усиливать свой месседж и используют его как инструмент.
Синергия искусства и бизнеса становится взаимовыгодной практикой и с точки зрения развития человека: для формирования новых нейронных связей и эстетической культуры, получения вдохновения. Я замечала это много раз, когда мы с предпринимателями и сотрудниками крупных корпораций посещали выставки современного искусства с медиацией, общались, задавали вопросы. Мы видели, что уже через 20 минут у них начинали гореть глаза, они начинали с интересом созерцать произведения. За счет этого и приходят в голову новые креативные идеи, появляется вдохновение.
Более сложный уровень взаимодействия с арт-проектами и кураторами, художниками — инициировать коллаборацию на стыке бизнеса и искусства. А следующий шаг — встроить искусство в стратегию компании как постоянный источник вдохновения и смысла. Когда бренд работает с современными арт-практиками не бездумно, а осознанно и последовательно, он становится уникальным. Искусство становится мощным инструментом для переосмысления, расширения горизонтов и трансформации мышления внутри команды.
В чем ценность партнерства с бизнесом для мира искусства сегодня? Представители бизнеса могут поддерживать арт-рынок, приобщаясь к профессиональному сообществу коллекционеров и приобретая работы начинающих художников. Однако часто у креаторов нет финансовых возможностей еще на старте создания проектов. И бизнес как раз выделяет средства для их реализации. Например, некоторые компании или фонды делают арт-резиденции под своим покровительством. Так, у художников появляется возможность несколько месяцев создавать произведения и целые выставочные проекты.
Один из примеров, который меня по-настоящему вдохновляет — Lime Gallery. Вместо того, чтобы использовать последний этаж своего флагманского магазина под дополнительный ритейл, Lime избрал другую стратегию: выделил это просторное, светлое помещение под художественную галерею. Сегодня там регулярно проходят крупные выставки, и это — осознанный шаг. Выбор в пользу культуры, а не квадратных метров продаж. Такой жест говорит о внутренней смелости бренда, о желании не просто продавать, а формировать среду, смысл, контекст. Для бизнеса искусство становится не только инструментом позиционирования, но и способом говорить с аудиторией на более глубоком и тонком уровне. А для искусства такие партнерства — это не только ресурсы, но и новый зритель, форматы, энергия. При встрече бизнес и искусство начинают работать как два полушария мозга, вместе, в диалоге. И происходит переосмысление, в котором рождаются совсем другие идеи.

— За последние годы появились десятки проектов на стыке сфер, но вы собрали на одной площадке лидеров и арт, и бизнеса. Что объединяет этих людей? Есть ли у них общая проблема или мечта?
— Нам было важно собрать в одном физическом пространстве лидеров в искусстве и бизнесе, которым действительно интересно взаимодействовать. Не из-за популярности, не ради галочки, а из-за внутреннего спроса: понять, как устроен соседний мир, услышать друг друга и выйти за пределы привычной среды. Я бы не сказала, что у них есть общая «проблема», скорее, общее любопытство. Желание глубже узнавать неизвестный мир: через лекции, воркшопы, разборы кейсов, диалог с экспертами, где можно не просто слушать, но и спрашивать, спорить, уточнять.
Конференция ART FLASH как раз про это: целый день плотной, насыщенной работы, где с 11 утра до 9 вечера ты в кругу тех, кто тоже ищет. Это пространство, где случаются инсайты, рождаются партнерства, и каждый разговор может оказаться началом большого проекта.
Нам важно, чтобы этот диалог не заканчивался вместе с программой, поэтому мы запускаем нетворкинг-чат: место, где можно представиться, сформулировать свой запрос, найти точку соприкосновения. Судя по отклику людям этого очень не хватало. И мы видим, что искусство все чаще тянется к бизнесу, бизнес — к искусству. Осталось просто дать им возможность встретиться по-настоящему.
Как родилась концепция конференции ART FLASH и как вы лично отбирали темы? Было что-то, что принципиально не вошло, но очень хотелось?
Конечно, у нас было искушение растянуть программу на два-три дня: тем действительно много, и каждый диалог хочется продлить. Но мы сознательно решили, что для первой конференции одного дня достаточно, если программа собрана точно. Мы сделали ставку не на объем, а на глубину. И по силе спикеров, по содержанию тем этот состав уже сейчас выглядит как цельное и насыщенное высказывание.
После мероприятия мы с командой обязательно проведем ретроспективу: разберем, как его восприняла аудитория, спикеры, индустрия. А дальше, возможно, добавим отдельные линии для художников, креаторов. Но уже сейчас это серьезный разговор для тех, кто готов погружаться и коммуницировать.
Если говорить о концепции, она родилась органично. Мы много лет на практике выстраивали мосты между искусством и бизнесом в ART FLASH: через спецпроекты с Cosmoscow, ГМИИ им. Пушкина, Cube.Moscow. Через тематические материалы, например, в нашей рубрике #itsamatch, через образовательные встречи для коллекционеров, брендов и институций. И в какой-то момент мы поняли, что пора объединить эти усилия в одном пространстве. Придать им форму события.
Это стало очевидно после нашей весенней дискуссии «Синергия искусства и бизнеса: культурные проекты как элемент маркетинговой стратегии», где мы в который раз собрали вместе художников, маркетологов. Это мероприятие создало очень живой диалог. Люди приходили и задавали вопросы, делились кейсами. И тогда стало ясно, что конференция — это логичный следующий шаг. Не ради формата, а потому что тема дозрела. И у нас, и у людей вокруг.

— Как меняется запрос на современное искусство со стороны бизнеса? Компании все еще воспринимают его как имидж, или готовы видеть в нем инвестицию, смысл, стратегию?
Запросы очень разные, как и мотивация. Как с отпуском: кто-то едет, чтобы отдохнуть и ничего не делать, кто-то — чтобы переключиться, получить новые впечатления, а кто-то — посмотреть достопримечательности и познакомиться с другой культурой. С искусством для бизнеса примерно так же. Одни компании приходят ради эстетики, другие — ради усиления имиджа, третьи — чтобы встроить искусство в корпоративную культуру или внутреннюю коммуникацию.
Есть те, кто формирует коллекции — это пока редкость. Чаще всего речь идет о коллаборациях: с художниками, кураторами, институциями. Это может быть упаковка, продукт, оформление пространства или спецпроект. Но здесь важен вопрос: что дальше? Потому что если ограничиться одной яркой акцией, инфоповод быстро угаснет. А если выстраивать стратегию, развивать контакт, способствовать продолжению — тогда включается совсем другой механизм.
Например, сделали коллаборацию — дайте ей вторую жизнь: устройте выставку, проведите встречу в мастерской художника, создайте капсульную линейку. Все зависит от целей. Если речь об HR-бренде, покажите искусство как часть среды, где хочется работать. Если про коммуникацию — сделайте ее мостом к аудитории. Если про лояльность — превратите контакт друзей бренда и членов программы лояльности с искусством в опыт, который запомнится. Главное — не бояться идти глубже, создавать стратегию. Искусство может быть частью позиционирования и диалога. Но оно работает по-настоящему только там, где есть продуманность и уважение к процессу.
— Что, по-вашему, самое сложное для бизнеса при первом контакте с арт-индустрией? Есть ли заблуждения или страхи, которые мешают этому диалогу?
— Мы часто слышим о боли и страхах вокруг темы искусства на консультациях и видим это по тому, как люди ведут себя на первых встречах. Главный барьер — это не отсутствие интереса, а ощущение, что ты пришел в сложный, закрытый мир, где все уже «в теме», а ты — нет. И это может пугать. Как выбрать художника, который не подведет и разделит ценности бренда? К каким институциям выйти с партнерскими предложениями? Как не ошибиться в выборе? Как не выглядеть наивным? Это очень живое волнение, и оно вполне понятно. Я сравниваю его с первым визитом в спортзал без тренера. Все вокруг как будто работают, но ты не знаешь, с чего начать, как не выглядеть неуместно, где твоя точка входа. Кто-то в итоге просто уходит. Но мы хотим, чтобы было иначе.
В ART FLASH мы осознанно выстраиваем процесс сопровождения: от первого знакомства до устойчивого понимания. Мы не давим знаниями, не уходим в снобизм, не добавляем лишнего. Мы создаем пространство, где можно задать любой вопрос. Где ты не просто наблюдатель, а постепенно становишься частью среды. Где есть проводник — тот, кто говорит с тобой на одном языке. И это работает. Потому что мы знаем, с чем приходит бизнес, и умеем переводить эту тревогу в интерес, а интерес — в осмысленное действие.
— Какие тренды вы считаете определяющими для будущего российского арт-рынка?
Мы внимательно следим за тем, как трансформируется арт-среда, как меняется логика ее развития. Благодаря нашей многолетней работе — с институциями, художниками, галереями, коллекционерами, — мы видим тренды не как поверхностную моду, а как системные сдвиги. Один из самых важных сдвигов — децентрализация. Современное искусство постепенно выходит за пределы Москвы и Петербурга и начинает по-настоящему врастать в региональный ландшафт. Мы наблюдаем рост резиденций, ярмарок, фестивалей, локальных институций, которые становятся не только точками культурной концентрации, но и драйверами новых сценариев развития для самих городов. На конференции ART FLASH мы специально отразили этот тренд — в дискуссии «Как арт-проекты меняют архитектуру и экономику городов?». Там будут представлены кейсы Чувашской биеннале современного искусства, Первой фабрики авангарда, арт-резиденции в Черноголовке, Выксы… Это не единичные всплески. Это волна: Центр современного искусства «Сияние» в Апатитах, резиденция «Сильно» в Дагестане, липецкая резиденция от фонда «Сфера» и галереи «Буксир», SCAN FAIR в Красноярске, Биеннале экологического искусств и ярмарка «Контур» в Нижнем Новгороде. Эти проекты меняют не только культурную карту, но и экономическую: притягивают туристов, включают креативные индустрии, повышают вовлеченность местных сообществ. Для меня самой искусство уже давно стало поводом поехать в новый регион. И если десять лет назад такие поездки были редкостью, то теперь это становится новой нормой. И в этом, я считаю, огромный потенциал будущего арт-рынка — в расширении географии, новых точках роста, доверии к локальному.
Второй важный тренд — стремительный рост междисциплинарных проектов и нестандартных коллабораций. Искусство все активнее вступает в диалог с другими сферами. Если раньше интеграции были скорее инициативой индустрии моды, то сегодня границы расширились: HoReCa, девелопмент, wellness, EdTech, даже промышленность — все больше отраслей открываются совместным проектам с художниками, кураторами, арт-директорами. Мы видим, как креативный подход становится активом, а художественная мысль — инструментом для выстраивания смысла, атмосферы, контакта с аудиторией. Да, остаются компании, которые сохраняют дистанцию. У кого-то это стратегия закрытости, у кого-то — суперминимализм. Это их выбор. Но чем дальше, тем очевиднее: те, кто не боится открыться искусству, получают доступ к совершенно другому уровню идей, эмоций и сценариев взаимодействия. Главное — не поддаться соблазну делать на потоке. В этой области важна не скорость, а точность. Не количество, а качество контакта. Только так возникают действительно сильные и долговечные коллаборации.
Третий тренд, который мы наблюдаем изнутри, — это появление новой волны коллекционеров. Это не обязательно громкие имена и большие бюджеты. Это осознанные, внимательные люди, которые постепенно через интерес, вовлеченность и эстетику входят в мир современного искусства. Кто-то погружается из-за профессионального контекста, кто-то — чтобы обогатить свою визуальную культуру. Мы в ART FLASH работаем с этой аудиторией ежедневно — и понимаем ее очень хорошо. Наш Collecting Club — это не просто сообщество коллекционеров, это система сопровождения: от первых шагов до постепенного формирования собственной коллекции. Мы консультируем как индивидуальных собирателей, так и корпоративных заказчиков по покупке конкретных произведений, формированию подборок. Эта новая волна частных коллекционеров. Чаще всего это люди в возрасте от 28 до 45 лет со стабильным доходом и желанием наполнить жизнь глубиной и эстетикой. Они не всегда смотрят на искусство как на инвестицию в привычном смысле. Но все чаще как на личный манифест или значимый подарок, который хочется передавать. И в этом мы видим большую перспективу: не в покупке ради статуса, а в выборе ради смысла. Это поколение не просто интересуется искусством, оно меняет само поле коллекционирования. И мы рядом, чтобы сделать этот путь открытым, уверенным и точным.
— В чем главная миссия ART FLASH лично для вас — и что бы вы хотели изменить в отношениях между искусством и обществом?
— Когда 12 лет назад я запускала ART FLASH, у меня была очень простая, но важная цель — сделать современное искусство ближе для более широкой аудитории. Не абстрактно, не теоретически, а буквально вплести его в повседневность, сделать частью мышления, среды и выбора. Эта миссия остается с нами до сих пор. Но за эти годы она стала шире, объемнее.
Сегодня мы понимаем: чтобы искусство действительно становилось частью жизни, оно должно взаимодействовать с разными секторами. Поэтому к первоначальному импульсу добавился еще один — работа с бизнесом. Мы хотим, чтобы компании входили на эту территорию не благодаря внешнему эффекту, а внутреннему смыслу. Чтобы искусство становилось не просто способом выделиться, а ресурсом для роста, поиска новых идей, диалога с аудиторией. И в то же время — чтобы бренды становились платформами для художников, местом, где запускаются инициативы и поддерживаются культурные практики.
Наша команда видит свою задачу в том, чтобы быть чутким, уважительным, надежным проводником. Мы умеем говорить на языке и искусства, и бизнеса, и именно поэтому можем выстраивать между ними мосты. Конференция ART FLASH — одно из самых масштабных воплощений этой миссии. Это концентрат всего, над чем мы работали годами: идеи, партнерства, люди, сценарии взаимодействия. Это место, где можно не просто услышать, но почувствовать, как эти два мира начинают говорить друг с другом по-настоящему. И если после конференции хотя бы один человек выйдет с мыслью: «Теперь я понимаю, как работать и с искусством, и с бизнесом», — значит, мы все делаем правильно.
Читайте также: