Казань нетипичная: гид по любимым зданиям от команды архитектурного бюро «ХОРА»

Рассказываем, какие памятники архитектуры стоит увидеть во время следующего путешествия

6 по 8 февраля в столице Татарстана пройдет международный архитектурно-строительный форум «Казаныш». Это событие — одно из самых знаковых мероприятий в мире архитектуры: здесь выступят более 300 экспертов в области архитектуры и градостроительства из 23 стран,  среди которых Россия, Китай,  Япония, Бразилия, Индия, Южная Африка, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Египет, Индонезия, Таиланд, Малайзия и другие.

Программа форума обещает быть максимально насыщенной — анонсировано восемь тематических треков и более 115 сессий, охватывающих темы архитектурной политики стран БРИКС+, биоклиматической архитектуры, человекоцентричности, редевелопмента исторической среды и создания городов будущего. 

Пользуясь случаем, редакция NOW попросила представителей архитектурного бюро «ХОРА» рассказать об их любимых зданиях в Казани, которые стоит посетить каждому. Их команда — авторы общественных и частных построек и интерьеров, создатели выставочных проектов, дизайн-кодов и исследовательских проектов. Их проекты сочетают широту глобального подхода и точность интерпретации локального контекста. Команда бюро  примет активное участие в форуме «Казаныш»: в кейс-сессиях об общественных пространствах как хранители истории места, наследии XX века, а также обсудят, какой должна быть среда для горожан зрелого возраста.

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году 

Краткая историческая справка: православный храм-памятник по проекту архитектора Николая Федоровича Алферова был возведен в первой четверти XIX века в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. 

Когда стоит посетить: при разливе реки Казанки — на какое-то мгновение вам покажется, что вы в Венеции. 

На что обратить внимание: вероятно, что Николай Федорович черпал вдохновение, изучая проекты своего французского тезки — Клода-Николя Леду и его современника — Этьена Луи Булле. Понимаем и не осуждаем его за это ни в коем случае — шутка ли, предложить проект «храма-памятника», когда все его коллеги по профессиональному цеху неукоснительно следовали законам классицизма, требующего сдержанности и предельной чистоты стиля, не допускающей стилистических трактовок. И только французские бумажные-архитекторы в символичной, или, как ее еще называют, «говорящей архитектуре», размышляли о том, как идею / символ / концепцию выразить в камне. 

Над гладью воды возвышается двадцатиметровая усеченная пирамида с равными размерами во всех трех измерениях: по длине, высоте и ширине. Тотальность пропорции и симметрии поддерживается четырьмя входами, выделенными порталами, что встречаются у нубийских пирамид. И как реверанс в сторону классицизма, порталы-портики обрели по две дорические колонны. 

Торговый центр «Тюбетейка»

Краткая историческая справка: здание 1978 года. В семиэтажном корпусе, где сейчас офисы, изначально располагалось производство национальной одежды и обуви. В башне-барабане был предусмотрен подиум для проведения показов местных дизайнеров. 

Когда стоит посетить: в любое время года и любую погоду. 

На что обратить внимание: всем ценителям постмодернизма посвящается — давно искали, но никак не могли увидеть в живую, «дом-утку» или «декорированный сарай»? Тогда однозначно стоит уделить внимание этому месту. «Утки» и «сараи» были явлены на суд архитекторов в 1960-е годы, благодаря усилиям Роберта Вентури и Дениз Скотт Браун (все очень подробно изложено и проиллюстрировано в их работе «Уроки Лас Вегаса»).  

Перед нами архитектура как знак. Ее форма, в первую очередь, репрезентирует символ, вбирая характерные для него (символа) объемно-пространственные характеристики: круг в плане, цилиндр в объеме. Символичность знака нагнетается сплошным декорированием плоскости фасада, решение которого максимально избегает любой пластики, в угоду эффекту и громкому возгласу «Эгей, я тут! Ты не сможешь сделать вид, что не заметил меня!» 

Дом Котелова

Краткая историческая справка: здание 1833 года, архитектор П.Г. Пятницкий. Котеловы — бывшие владельцы фабрики до Ивана Ивановича Алфузова — купца, промышленника, основателя льнокомбината и кожевенного завода; владельца ткацкой, льнопрядильной и суконной фабрик.
Первый этаж дома занимала контора завода и пожарное депо, второй и третий предназначался для жилых комнат.

Когда стоит посетить: замечательный вид на дом открывается с крыши или из окон Арт-пространства «Фабрика Алафузова/ #ALAFUZOV_LOFT»; внутрь здания тоже можно попасть, если это будний день — паркетные полы, лепнина на потолке и старинные красивые двери; в паре комнат сохранились изразцовые печи.  

На что обратить внимание: провинциальная и очень национальная архитектура позднего классицизма — канонический пример сочетания камня и дерева, коего на Руси было всегда в избытке. Каменные колонны держат деревянный фронтон портика. Деревянные наличники окон как каменные сандрики столичных домов. Особенно примечательно, что углы деревянной части дома также отделаны каменным рустом. Ну что за чудо! 

Азимовская Мечеть и Мечеть Нурулла

Краткая историческая справка: мечеть Нурулла — построена в центре исторического Сенного базара в 1849 году. Высота минарета около 40 метров. Азимовская мечеть — появилась в 1887-1890 годы на месте старой деревянной мечети 1804 года. Высота минарета составляет 51 метр. 

Когда стоит посетить: подойдет любое время года, главное одеться по погоде и быть готовым к прогулке. Стартовая точка — Мечеть Нурулла; финишная — Азимовская мечеть. Время в пути, если верить навигатору, около 25 минут. 

На что обратить внимание: прогуливаясь по слободе представьте, что вокруг нет ни одного здания выше трех этаже (то есть нет ничего выше в среднем 10-15 метров) и вы окажетесь в совершенно другой реальности восприятия городского пространства. Устремленные к небу минареты одновременно и высотные доминанты, и пространственные ориентиры, и указатели на центры общественной жизни в городе… На наш взгляд, эти две мечте составляют своеобразную миметическую пару: обе в историческом центра — в Старо-Татарской слободе, обе возникли в городе в XIX веке. Если взглянуть на карту, то их взаимное расположение будет строго по оси Север-Юг, на одной воображаемой линии. 

Национальная библиотека Республики Татарстан

Краткая историческая справка: здание 1987 года, бывший Казанский филиал Центрального музея В.И. Ленина. С 2020 года – Национальная библиотека Республики Татарстан.

Когда стоит посетить: открыта ежедневно с 9:00 и до 21:00.

На что обратить внимание: Разве мы могли не упомянуть Национальную библиотеку?! Перед вами образцовый пример позднесоветской архитектуры. Старая архитектура татар обнаруживает подходы очень созвучные позднесоветским «монументалистские» в отношении как организации пространства, так и используемых материалов и колористических решений. В своей книге искусствовед, один из основоположников татарского искусствознания Ф.Х. Валеев пишет об архитектуре Золотой Орды: «Пластически образная выразительность булгарских белокаменных зданий, сложенных из местного известняка, достигалась прежде всего за счет самих архитектурных форм — куполов, сводов, шатровых конструкций, конструктивно-декоративных систем в виде полусферических и пирамидальных тромпов… <…> Своеобразие архитектурного облика выразилось в системе соразмерных человеку пропорций, которая не нарушала впечатления величественности и монументальности зданий».

Далее идет описание архитектуры Черной палаты — памятника раннеордынского периода: «Внутренние стены памятника когда-то были оштукатурены в белый цвет. <…> В отличие от памятников этих стран [Малой Азии, Крыма, Закавказья], насыщенных в архитектурном и декоративном отношениях явлениями так называемого сельджукизма, архитектурный образ Черной палаты выделяется особой строгостью, торжественной простотой, величием и монументальностью».

Наши архитектурные и интерьерные решения для библиотеки сдержанны и благородны.
Мы не эксплуатируем в убранстве орнаментальный декор, столь привычный для местных общественных пространств. Таким образов библиотека остается честной и беспристрастной по отношению к читателю, каким и читатель библиотеки должен быть по отношению к знанию.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive