Сегодня к народным мотивам в творчестве обращаются многие музыканты вне зависимости от жанра. Например, один из самых успешных альбомов 2023 года — основанный на этнических мотивах Wild East рэпера Saluki. Фольклорный акцент и его стремительно растущая популярность разжигает интерес фанов к творчеству групп «Хадн Дадн», «нееет, ты что», «Базар», «Экспедиция Восход». Политика, культура, поиск себя — все это причины, по которым отечественные музыканты уходят от универсального глобального звука к поиску в области корневого звучания, но где именно теперь идет этот поиск? Что может дать переосмысление русского фольклора? Проблемой озадачилась самая путешествующая рок-группа страны «Экспедиция Восход». Весь прошлый год музыканты провели в этнографической экспедиции. В рамках проекта «Этно-хроники» они объехали всю страну от Поморья до Дагестана и Бурятии, а после выпустили альбом и одноименный фильм. Шесть серий «Этно-хроник» предлагают зрителю по-новому взглянуть на то, что кажется давно понятым, пройденным и развенчать многие мифы русского фольклора.
Словосочетание «современный фольклор» включает в нашем воображении режим резвой народной пляски: мысли бегают от иллюстраций Билибина и палехских шкатулок к совсем уж прямолинейным балалайкам и рубахам с ярким кушаком. Однако, современный взгляд на русскую этнику позволяет выйти за рамки этих стереотипов. Именно так и поступила команда группы «Экспедиция Восход» в своем стодневном путешествии по России. В результате музыкальный роуд-трип превратился в настоящее этнографическое исследование, полное ярких коллабораций с представителями традиционной культуры.
«Глубже погрузиться в этнографию мне подсказал какой-то внутренний компас. Мир сейчас меняется глобально, и в частности, наша страна. Все, что было прежде — уже не такое, и это время разбираться в своих корнях. Кто мы, откуда мы пришли и для чего все это происходит», — рассуждает Илья Михальченков, автор, вокалист и идейный вдохновитель проекта «Экспедиция Восход».
Группа получила известность благодаря своим авантюрным путешествиями на двух отечественных «Волгах» 1974 года, например, на них музыкантам удалось добраться от Москвы до Бали. В поездке по России к ним присоединилась еще и «буханка» — «УАЗ», оборудованная под звукозаписывающую студию. «Мне показалось, что-то корневое и глубинное, как один из выпущенных по материалам этой экспедиции треков «Корни», должно помочь разобраться с нашим будущим», — резюмирует Илья Михальченков.
Фольклор — это интересный способ раскрыть свои таланты и найти себя. Погружаясь в этот процесс, начинаешь чувствовать свои корни и перестаешь держаться за рамки. Такой подход рождает уникальные творческие направления, например, «хождение», как форма выразить себя для сказителя северной поморской традиции Александра Маточкина — с ним «Экспедиция Восход» встретилась во время поездки по Русскому северу. У фольклора есть душа, но нет границ и, тем более, стереотипов.
«Наша культура — это не страшные кокошники и разноцветные гармошки. Это необычайно интересные наигрыши на музыкальных инструментах, многоголосая музыка, невероятная пляска, праздники! Фольклор для дотошных, для тех, кому важно. Для разумных, вовлеченных, интересующихся. Я считаю, надо максимально породниться с этой культурой, потому что сейчас она для многих — иностранный язык. А у нас есть прошлое, есть, ради чего называть себя русским и говорить, что тебе известна эта культура. Чтобы жить интересно, вот зачем этим заниматься», — говорит в «Этно-хрониках» фольклорист Александр Яшин, руководитель фольклорно-этнографических ансамблей «Равень» и «Череда».
Элементы фольклора гармонично вплетаются в самые разные жанры, например, староверный хип-хоп родом из Урала. «Я вообще воспринимаю хип-хоп как фольклор своего времени — те же ритмы. Наигрыш, циклический фрагмент — тот же грув у афроамериканцев, а припевки — фристайл на современном языке», — делится мыслями Андрей Держи, диджей и сооснователь проекта Beat/овка. В свое время в нашей стране были кировская и петрозаводская хардкор-сцены, московский и петербургский панк, и, по словам Ильи Михальченкова, «большая часть того, что сейчас считается поп-музыкой, в перспективе тоже станет своим новым слоем фольклора». Четких границ здесь нет. От древнерусских лировидных гуслей и скрипки XIX века до локального андеграунда — чем старше становится музыка, тем ближе она становится к состоянию фольклора.
Другое дело — уникальная айдентика звучания. В зависимости от региона и этноса фольклор меняется, характер народного искусства формируют детали. «Северный звук острее, он эмоционально закрытый, в вокале — более высокие тона, а в южном слышишь удаль, поэтому можно говорить, что звучание «веселее», — делится Илья Михальченков. Тяжелый быт в селе и работа на пашне, ветер в бескрайних степях, скалистые горы или каменные стены города — все это создает свой уникальный колорит. Зная это, слушатель начинает по-новому открывать для себя особенности протяжного горлового пения Алтая и Бурятии или ритмичные, взрывные кавказские танцы Дагестана. Погружаясь во вселенную «настоящего фольклора», быстро осознаешь глубину, широту и многообразие нашей культуры и мира в целом. Одной экспедицией тут вряд ли удастся ограничиться — она лишь открывает дорогу в удивительный, неизведанный мир. Современный фольклор действительно существует: новый релиз «Экспедиции Восход» показал, как органично он вплетается в современные жанры и все ближе подходит к тому, чтобы стать самостоятельной формой искусства. В самых разных сферах — будь то музыка, искусство или наука — работают люди, которых вдохновляет на творчество этника.
Подготовила: Инна Рушник
Читайте также: