Потерять близкого друга, частичку самого себя и продолжать жить — чем оборачиваются для нас такие потрясения и почему важно помнить? На далеко не самую популярную тему дружеского расставания мы порефлексируем уже 22 февраля. В российских кинотеатрах выходит фильм Антона Коломеец «Свет». Работа уже получила главную награду конкурса игрового кино «Выборг», специальный диплом Гильдии режиссеров России на кинофестивале «Сталкер», стала лучшим национальным игровым дебютом на фестивале «Одна шестая». Режиссер смело, надрывно и трогательно рассказывает о судьбах женщин, изучает грани человеческих взаимоотношений, не изменяя себе в творчестве. Поговорили с Антоном о первых шагах в карьере, новом фильме и планах на будущее.
Начнем с самого начала. Почему вы решили пойти в театральное училище? Как начинался путь к Москве и карьере режиссера?
Творческие дети, учась в школе, регулярно посещают самые разные кружки: танцы, театральную студию, художественную, музыкальную школу — каждый находит свою колею. Я не был исключением. В старших классах уже вопрос не стоял, чем я хочу заниматься. Родители вообще не настаивали на выборе профессии, они говорили, что я сам должен найти ту сферу, которую буду любить. Мне нравилось выступать в театральных школьных постановках, так я выбрал путь актера и оказался в театральном училище в Новосибирске.
То есть не было такого, что родители молились: «Пожалуйста, только не художник и не актер»?
Нет, нет, нет (смеется), они были только рады. Очень волновались за мое поступление и, в общем, всегда гордились моими маленькими и большими успехами даже больше, чем я сам.
До поступления во ВГИК на режиссерский факультет тоже прошло достаточно много времени. Как сформировалось уже это решение? Тяжело было переезжать в столицу?
Это был уже мой второй переезд. Отучился в Новосибирске, а до этого окончил школу в Якутии, в поселке Светлый. Поэтому у меня уже был определенный опыт переезда, хотя Москва, конечно, не сравнится по габаритам с Новосибирском. Еще, когда учился в театральном училище, занимался съемкой любительских видео, мне очень хотелось быть и актером, и кинорежиссером. Поэтому когда я окончил учебу, сразу подал первую творческую работу во ВГИК. Первый раз провалился еще на первом вступительном этапе, и меня пригласили работать в театре «Красный Факел» в Новосибирске, а я с удовольствием принял это приглашение, всегда любил это место. Пока там работал, с удовольствием познавая актерскую профессию, одновременно еще четыре раза поступал на режиссуру. И как только я поступил, сразу уволился и поехал в Москву. То есть это был план, а не спонтанно принятое решение.
Какой была сама учеба во ВГИКе? Бывает, люди разочаровываются в образовании или, наоборот, бесконечно рады, что оказались на определенной специальности. Как сложилось у вас? С чем пришлось столкнуться в институте?
Со сплошными трудностями. У меня после довольно благополучной домашней жизни началась жизнь «общажная». Я переехал в 24 года и для меня, как для совсем тихого домашнего человека, это было не то что стрессом, но вызовом. С учебой все было проще. Я в сознательном возрасте принял решение получить новую профессию, хотел учиться. Мне все было интересно, чувствовал себя на «том» месте. С теплотой вспоминаю времена в институте. Знаю, что есть те, кто считает ВГИК морально устаревшим заведением, ведь есть другие, современные киношколы. Но для меня ВГИК — это прежде всего мастерская.
Мои мастера Владимир Иванович Хотиненко и Владимир Алексеевич Фенченко делали учебу максимально живой и насыщенной. За первые два года мы сняли больше 30 этюдов! Вечно были чем-то заняты, шел очень бурный и классный процесс.
А есть что-то, что вы хотели рассказать о себе или своей работе, но о чем вас еще не спрашивали?
Помимо того, что я в свое время уже был актером и хотел стать режиссером, в какой-то момент у меня появилась шальная мысль: думал заниматься хореографией, но это была очень короткая глупость, у меня не было для этой профессии никаких данных, но было желание. Очень нравились и в театральном училище все танцевальные дисциплины. Я любил хореографию, но не настолько, чтобы сделать ее своей карьерой. Вот такой забавный факт.
Поговорим о вашем новом фильме «Свет». Почему для общих съемок вы выбрали именно Мурманск и его атмосферу?
В Мурманске проходила часть натурных зимних съемок города. Сама история происходит в крупном провинциальном городе, и изначально у нас была идея поехать снимать всю зимнюю натуру в Новосибирске, потому что я сам оттуда и ментально моя история происходит там. Но это оказалось довольно трудно технически, город очень далеко, и мы поняли, что везти туда всю технику, необходимое оборудование тем более сложно. Мурманск оказался значительно ближе и это тоже северный город, у него своя особая атмосфера. Там же довольно развита кинокомиссия, которая помогает в организации съемок приезжающим из Москвы и Петербурга.
Так что, когда мы поехали на разведку, оказалось, что сам город нам очень подходит и технически реализовать съемки возможно. Жаль, правда, что не смогли ухватить многие особенности города, они были не нужны для нашей истории. Я говорю о холмистых возвышенностях, жилых районах на них, море — Мурманск не похож ни на один город, у него своя классная атмосфера. Мы были очарованы ощущениями от города.
Сам фильм, о чем он именно с вашей точки зрения? Хочется взглянуть на работу не под углом описаний на онлайн-платформах, а под вашим личным.
Когда ты пишешь сценарий, сначала задумываешь что-то одно, потом сценарий окончен и выходит все равно что-то уже другое или даже большее. А когда ты снимаешь фильм по этому сценарию, появляется вообще что-то третье. Поэтому сложно сказать однозначно, но мой режиссерский замысел, помимо сюжета и самой истории, заключался в том, чтобы попытаться запечатлеть в фильме ткань человеческой судьбы. Из чего она складывается, из каких маленьких и больших событий, из каких вообще незримых связей, насколько она таинственна? Вот эта ткань судьбы едва уловима.
Хотелось попытаться рассказать о человеке, который, на первый взгляд, не может быть героем фильма. Это женщина, ей 60 лет, она обычный социальный работник, в ее жизни все благополучно: семья, дом — она на своем месте. И, кажется, что она не обладает никакими выдающимися талантами для того, чтобы стать героем картины. Она — не космонавт и не известный футболист, но если подойти ближе к ней и ее жизни, разглядеть детали, то в ее мире амплитуда переживаний, выборов и последствий такая же высокая, как и у космонавта, и героя войны.
В фильме мы видим навсегда потерянную детскую дружбу. Вы сами сталкивались с таким горем? Почему именно эта не самая популярная (к сожалению) тема стала ключевой?
Странно даже, что она непопулярна, ведь у большинства людей есть лучшие друзья, с которыми они разделяют жизнь. Любовь, как правило, приходит и уходит, а вот друзья остаются на всю жизнь. Мама с детства говорила мне о том, как важно найти своего друга, родственную душу. И у меня есть близкие друзья, со многими из них я дружу очень долгое время: подруга из театрального училища, с которой мы уже 20 лет дружим, поддерживаем связь; ребята из ВГИКа — для меня очень важна дружба в жизни, это единение взглядов и ценностей.
Но сама история фильма возникла из маминой истории. Она много раз рассказывала о своей подруге детства Марине, с которой они были не разлей вода многие годы. Они были по-настоящему близки, и в какой-то момент мама потеряла свою подругу, а потом часто говорила мне о том, что всю жизнь тоскует по ней. Она так больше и не нашла никого ближе Марины в своем окружении. Вот так она до сих пор чувствует это одиночество от потери друга. Меня очень зацепила ее история и зная, как я отношусь к своим друзьям, что они для меня значат, понял, что настоящая дружба, ее потеря и влияние на жизнь — это то, о чем мне хотелось бы поговорить.
В начале трейлера звучат слова про шестидесятилетие главной героини: «Сколько всего уже позади и столько интересного еще впереди». Очень трогательно и жизнеутверждающе, особенно когда многие считают, что после такой цифры ничего прекрасного уже быть не может. Это будто такая поддержка людей, которые уже не ждут ничего в подобном возрасте?
У нас традиционно сложилось так, что люди старшего поколения, когда выходят на пенсию, начинают угасать. Если смотреть на пенсионеров из европейских стран, то в подобном возрасте они начинают путешествовать и вообще делать все, что они не могли сделать, пока работали или воспитывали детей. Наши пенсионеры не такие, они как будто бы не знают, что делать теперь и без работы, и без ухода за детьми.
Конечно, мне кажется, что жизнь не заканчивается никогда, пока ты в этом мире, пока дышишь и мыслишь. Поэтому нужно наслаждаться ей и действовать всегда. Я встретил на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге женщину-волонтера, ей было 70 с лишним лет, и она была настолько живой, настолько пышила энергией. Она стала заниматься волонтерством после того, как вышла на пенсию и была в восторге от своего решения. Вот это для меня пример «кем я хочу стать, когда вырасту», потому что жизнь бесценна.
Вы снимали кино на темы первой любви, смысла жизни и детской дружбы. Можно сказать, что вы рефлексируете и эту рефлексию упаковываете в свое кино?
Определенно да. Что же касается фильма «Ваш репетитор», то это, наверное, первое отхождение от собственной рефлексии, потому что подобной истории в моей жизни не было. Я ее придумал и уже, когда прописывал, подключался сам, чтобы «присвоить» ее. Но все, что касается остальных моих короткометражек и «Света» — это действительно рефлексия, которая сродни терапии. Ты перерабатываешь мысли в сценарий, воплощаешь на экране для того, чтобы самому больше узнать что-то про жизнь и про себя.
Были ли какие-то особые требования к главным героиням фильма? Что хотелось в них видеть, какие качества?
С Еленой Яковлевой (Татьяна) у меня не было кастинга. Когда написал сценарий, думал о том, кому можно было бы предложить эту роль, и в какой-то момент подумал именно о ней. Стал смотреть интервью и последние картины с актрисой. У нее есть то, что мне очень близко, важное актерское качество: она такая же сильная драматическая артистка, как и комедийная, настолько подробная и легкая, без такого «гэгового» нажима. Более того, она «народная» актриса, то есть ты смотришь на нее и как будто знаешь, будто она близкий для тебя человек.
Это было крайне важно, потому что я рассказываю историю о женщине, которую, мы тоже знаем, которая может быть нашей мамой, соседкой, женщиной, которую мы встречаем на работе. Она простая, забавная и где-то нелепая, но с развитием истории набирает драматическое содержание, становится драматическим персонажем, и мне очень важно было, чтобы это смогли показать, соединить два качества. В Елене они уживаются идеально.
Что касается молодой героини, это хороший вопрос. У меня не было четкого требования, кроме каких-то внешних данных, нужно было найти актрису, которую мы условно могли бы представить молодой Еленой Яковлевой. У нее курносый нос, зеленые глаза, светлые волосы, но это все ерунда. Мне была нужна актриса, которая сможет сыграть, так сказать, «оторви и выброси», дурочку, но при этом с ярким темпераментом, не тихоню, которая всем приятна, а капризную, яркую, может, раздражающую, но все еще нравящуюся нам. Была нужна трогательная, смешная, немного «подбешивающая» героиня.
На это ушло много проб. Четыре месяца потратили на поиски, вообще никого не могли найти. Дарью Коныжеву (Татьяна в молодости) нашли почти под самый конец, когда уже нужно было заканчивать кастинг и начинать съемку. Все идеально сошлось. Она сделала несколько сцен и сделала их очень по-своему. Тогда я и подумал, что мне с ней просто интересно пуститься в это плавание, она супер.
Ваши главные героини в основном женщины. Почему именно они?
Да, так и есть. Мне женщина как режиссеру и как сценаристу интереснее, чем мужчина. Про мужчин все время снимается кино. Не знаю, 70 % героев, наверное, мужчины. А если женщина и возникает в таком кино, то она, как правило, носит какой-то утилитарный характер. Она жена, подруга главного героя или его мечта, но у нее нет ни характера, ни личности своей в целом, ну за каким-то исключением только. Конечно, мне кажется это несправедливым. Женщины такие же полноправные герои, как и мужчины. И вообще, женщина сама по себе для меня таит в себе больше загадки, больше тайны, не так легко открывается, как мужчина. У последнего есть прямая линия, цель, которую ему нужно достичь и так далее. Женщина же живет миром чувств гораздо более сложных. Поэтому это меня так вдохновляет при создании новых историй. Но я не исключаю того, что какой-нибудь следующий мой сюжет будет о мужчинах, просто пока они для меня кажутся более скучными.
Какие планы на ближайшее время? Ожидать ли новых работ?
Могу сказать, что сейчас мы с коллегой пишем сериал, который сами придумали, достаточно давно над этим работаем. Если все будет в порядке, через несколько месяцев начнем его, как режиссеры, вместе снимать, но я уже несколько раз взаимодействовал с платформами и создавал другие свои сериальные проекты «в стол», все обрубалось и разваливалось по каким-то причинам, поэтому пока нет уверенности в новом проекте. Горизонт планирования равен 15 секундам, ставим короткую задачу и ей следуем. Если не получится реализовать, с радостью преступлю к написанию своего нового сценария. Уже появилась призрачная идея, хочу с ней зарыться дома и начать разрабатывать новую историю.
Подготовила: Елизавета Владимирова
Читайте также: