Заходя в выставочный зал, вы можете подумать, что на изучение всей экспозиции уйдет не более 30 минут, но первое впечатление обманчиво. Разглядывая балетные костюмы в стиле «имперский панк» от модельера Кати Филипповой, наброски балетных костюмов и декораций Бенуа, Бакста, Эрте, Добужинского, останавливаясь у «языческих» тканей Вадима Тишина и вспоминая выступления Цискаридзе, вы потеряетесь во времени.
Оранжевая стена с порога кричит большими белыми буквами: «Нам нужен Дягилев». Эта выставка — манифест современных художников. Это заявление о том, что им тоже нужен свой мэтр, путеводитель в этом сложном мире искусства, который направит их мечты. Выставка показывает тонкую связь между дягилевскими творцами и нынешними мастерами, между новаторской эстетикой «русских сезонов» XX века и современными балетными костюмами, сохранившими исторические традиции.
«В нашем проекте мы, вслед за Сергеем Дягилевым, решили заняться синтезом искусств — представить художников в сценическом пространстве, разыграв некое визуальное действо, в котором мы постарались наглядно показать непрерывную связь творцов свободного искусства, обладающих удивительной способностью. Они набирают полные легкие воздуха, оглядываются на сто лет назад и выдыхают на сто лет вперед», — рассказывает куратор проекта Полина Лобачевская.
Как только окажетесь на выставке, поворачивайте налево. Здесь представлены несколько танцевальных костюмов Николая Цискаридзе с фестиваля «Русские сезоны. XXI век». В 2000-е режиссер фестиваля Андрис Лиепа кропотливо восстанавливал «русские сезоны» Дягилева, стараясь в точности воспроизвести те костюмы и декорации. Поэтому сегодня мы имеем возможность видеть наряды из «Видения Розы», «Шахерезады» и «Послеполуденного отдыха Фавна» по эскизам Леона Бакста. Кстати, его наброски также представлены в Cube.Moscow.
Пока идете по направлению к другому современному мастеру Игорю Чапурину, обратите внимание на черновики костюмов Эрте, наброски Бенуа, работы Добужинского, Бакста и Коровина. Они напоминают о преемственности творческих традиций среди мастеров. А уже у костюмов Чапурина чувствуется тонкая связь с нашим историческим прошлым и истоками того, как все начиналось. В этой части выставки: кожаные юбки балерин балета «Chinque» и неожиданные костюмы черного и белого лебедя из балета «Лебединое озеро», которые представлены в стиле строгой классики — знаменитого «маленького платья» Коко Шанель, которая, кстати, не раз помогала Сергею Дягилеву.
Больше орнаментов и ярких красок увидите на тканях Вадима Тишина. Костюмы из серии «Зов» напоминают о знакомых образах древнерусских сказок. Красные оттенки и национальные узоры отсылают к жизни русского человека допетровского времени.
Напротив костюмов связанных с глубоким прошлым висят наряды в непредсказуемом стиле «царский панк». Костюмы были созданы модельером Екатериной Филипповой. Тяжелые ожерелья, рокерские кокошники с рисунками из страз, бездонные черные и холодные белые цвета, эпатажность, скандальность, к которым не раз прибегал и сам Дягилев — все это отрезвляет и возвращает в современность.
Сергей Дягилев говорил про себя: «Я — художник без картин». Он отдавал искусству (или, как он его называл, красоте) все, он был европейской суперзвездой, открывшей русский балет, но при этом постоянно жившей в долгах. Он дал голос русскому искусству и благодаря ему русский балет вышел на мировую арену. Сможет ли кто-нибудь повторить его успех в наше время? Да и нужно ли это русскому искусству сегодня? С такими мыслями и выходишь с выставки.
Подготовила: Екатерина Трубарова
Читайте также: