«Дом дракона»: как абсолютная власть и безнаказанность разлагают правителей

Рассказываем, почему «Дом дракона» получился гораздо более феминистическим, чем «Игра престолов», и как сериал выбрался из тени своего предшественника

За 172 года до того, как Дейнерис Таргариен пошла войной на Вестерос, чтобы вернуть себе Железный трон, империей безраздельно правили ее предки. В это время Ланнистеры, Старки и Баратеоны — всего лишь вассалы Таргариенов и Веларионов, двух знатных родов, владеющих драконами. При дворе короля Визериса Таргариена (Пэдди Консидайн) плетутся интриги. Злые языки считают короля слабым и больным, а наследника-мальчика у него нет. Чтобы успокоить влиятельных лордов, он назначает преемницей свою дочь-бунтарку Рейниру (Милли Олкок). Если она воссядет на Железный трон, то будет первой женщиной-королевой за всю историю.

Однако это вовсе не устраивает другие политические силы. На престол хочет претендовать и Деймон (Мэтт Смит), озлобленный и жестокий брат Визериса, а также родственная Таргариенам по крови семья Веларионов во главе с Корлисом (Стив Туссэн) и его женой Рейнис Таргариен (Ив Бест). Одновременно десница короля Отто Хайтауэр (Рис Иванс) ведет свою игру — он сводит правителя со своей миловидной дочерью Алисент (Эмили Кэри), подругой Рейниры. В надежде заполучить влияние и потенциальное право на власть монарха, члены обоих семей заключают династические браки и в тайне строят друг другу козни.

Прошло три года после окончания «Игры престолов», пожалуй, самого популярного сериала 2010-х годов. На протяжении восьми лет он рассказывал о том, что любая диктатура держится на страхе, непрерывных войнах и придворных интригах, а в конечном счете ведет только к насилию и жестокости. Окончание шоу, впрочем, оказалось довольно оптимистичным: символ самовластия, Железный трон, был сожжен, а на останках разрушенного войной королевства возникла новая форма правления, напоминающая парламентскую монархию.

Впрочем, в гигантской вселенной книг Джорджа Р.Р. Мартина есть еще много историй о борьбе за власть. Приквел «Дом дракона», рассказывающий о дворцовых переворотах времен правления рода Таргариенов, основан на романе «Пламя и кровь». Мартин сам предложил каналу HBO экранизировать его и активно был задействован в написании сценария вместе с новым шоураннером Райаном Дж. Кондалом (сериал «Колония»). Создатели «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Д.Б. Уайсс в «Дом дракона» в проект не вернулись, но из «старой гвардии» привлекли режиссера Мигеля Сапочника, снявшего знаменитую «Битву бастардов» в шестом сезоне.

На первый взгляд фэнтезийный мир Вестероса не слишком изменился в «Доме дракона» по сравнению с «Игрой престолов». Вокруг Железного трона вновь вьются интриги, а единственными развлечениями для усталой аристократии являются пиры, оргии и убийства. В первых эпизодах сериала авторы всеми силами пытаются заставить зрителя почувствовать себя, как дома. И у них это получается — погружение обратно в жуткий мир Мартина происходит стремительно. По знакомым улицам столичной Королевской гавани проходят Ланнистеры и Старки, а всемогущие Таргариены с белыми волосами летают на драконах и кричат старое-доброе «Дракарис!». Железный трон вновь на своем месте, еще более угрожающий и острый.

«Дом дракона» сперва сильно копирует и эксплуатирует эстетику своего предшественника: здесь по-прежнему много секса (хотя, кажется, он все-таки стал куда целомудреннее, чем в первых сезонах «Игры престолов») и довольно отталкивающего насилия. Не обошлось и без намеренных повторов и ассоциаций (свадьбы в Вестеросе традиционно заканчиваются не очень хорошо). Однако постепенно «Дом дракона» находит свою интонацию и стиль, которые раскрываются через сюжет и новых персонажей.

В «Игре престолов» было много героев, каждый со своей уникальной историей, личной драмой и внутренней эволюцией. Их судьбы рассказывали об изменах и лжи, любви и верности. И в лучших сезонах сериала эти микроистории переплетались, создавали панораму человеческих пороков и благодетелей, а зло в них в конечном счете было наказано. «Дом дракона» строится совершенно иначе, по крайней мере, пока. Это уже не столько фэнтезийный эпос, сколько семейная сага, этакая «Сага о Форсайтах» только с драконами. Сменяются поколения, растут дети, накаляются отношения между членами семьи. И самые острые события разворачиваются на почве ревности и зависти, но прежде всего — наследства.

Следить за тем, как Таргариены ненавидят друг друга совсем нескучно. Главной героиней поначалу выступает дочь короля Рейнира, которая противится дворцовой жизни со всеми ее условностями и ритуалами. Она не хочет замуж по расчету, рожать детей-наследников престола, участвовать в подковерных играх. И страшно разочаровывается в своей подруге Алисент, которая как раз с удовольствием принимает патриархальные правила.

По замыслу «Дом дракона» куда более феминистский, чем предшественник. Остается только удивляться, почему за 200 лет до «Игры престолов», где женщины буквально подчинены были мужчинам, Таргариены высказывают такие смелые и свободолюбивые идеи. Невозможность Рейниры выбраться из мужского мира вскоре влечет за собой последствия, а порывы к свободе (особенно в любви) становятся поводом для злых слухов. Конфликт между ней и Алисент накаляется, когда они взрослеют: в шестом эпизоде происходит временной скачок на десять лет вперед, и юных актрис Милли Олкок и Эмили Кэри сменяют Эмма Д`Арси («Искатели правды») и Оливия Кук («Первому игроку приготовиться»). Женщины становятся еще более непримиримыми и свирепыми.

После Тириона Ланнистера и Джона Сноу привыкнуть к новым героям трудновато. Особенно, когда они резко меняются после скачков сюжета во времени. Интереснее всего пока следить за братьями Визерисом и Деймоном, между ними чувствуется антагонизм и соперничество. Пэдди Консидайн играет невротичного и раздражительного самодержца, которому, кажется, куда приятнее собирать игрушечную модель своего королевства, чем править им в действительности. В тайне он переживает, что люди не будут слагать о нем песен, что был он добрым, но посредственным правителем. Зато брат короля, вероломный Деймон, известный герой войны, искусный воин и любовник. Мэтт Смит использует всю свою злодейскую харизму, чтобы убедительно сыграть подлеца.  

Ко второй половине сезона «Дом дракона», к счастью, потихоньку выбирается из тени своего предшественника. Конечно, не стоит ожидать, что приквел станет таким же поп-культурным событием, что и «Игра престолов». И авторы сами не питают иллюзий на этот счет. Райан Дж. Кондалл и Джордж Р.Р. Мартин значительно снизили масштаб и размах истории, больше никаких прыжков между континентами и полюсами. «Дом дракона» сконцентрирован вокруг одной семьи, которую разлагает абсолютная власть и безнаказанность. Наблюдая, как Таргариены медленно поедают друг друга, понимаешь, почему спустя пару веков этот род окажется на грани гибели. 

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive