Начнем с того, что это очень мелодичный, искренний, а потому просто необходимый каждому из нас альбом прямо сейчас. Потому что все мы живем в эпоху тревоги. Age of Anxiety — так называется первый трек, помогающий справиться с тяжелыми эмоциями, которые возникают каждый день из-за новостной повестки и событий в мире.
Мы и оглянуться не успели, как Arcade Fire из совершенно уникальной инди-группы (в 2004 году все буквально говорили: ого, там на аккордеонах играют, да как душевно) превратились в настоящих поп-звезд. А можно ли было такого ожидать от ребят, чей первый релиз носил название Funeral? Тем не менее критики практически сразу признали его классикой, так что похорон не случилось. Каждая следующая работа поднимает планку все выше. Невероятный Neon Bible, где эскапистская No Cars Go соседствует с настолько чувственным и мощным кавером на Питера Гэбриэля, что композиция до сих пор считается одним из главных хитов группы.
Далее был The Suburbs — помпезный, но в то же время простой, основанный на детских воспоминаниях о жизни в пригороде альбом, который не оставил равнодушным никого: восторг фанатов, высочайшие оценки на Metacritic, в рецензиях BBC и Pitchfork. Уверенная в собственном успехе, группа ударяется в заслуженное экспериментаторство: и если диско-биты, приправленные синти-попом пошли на пользу Reflector, то последняя (до выхода WE) пластинка Everything Now получилась совсем не тем, чего от группы ожидали: скучные песни о любви и клишированные размышления на тему человека и общество.
Зато новая работа коллектива WE — это осмысление своего творческого пути, и если хотите, возвращение к истокам. Начав запись пластинки еще в 2020-м, на заре пандемии, группа (как и все мы) подумать не могла, как радикально изменится наша некогда привычная жизнь. Удивительно, насколько по-разному мы бы восприняли дилогию Age of Anexity тогда и сейчас
О чем этот альбом? Пожалуй, самый правильный ответ — о времени. Здесь и все стадии принятия группой самих себя, от возвращения к истокам первых двух альбомов в композициях The Lightning I и The Lightning II, до пост-дискотеки прошлой декады в Age of Anexity II (Rabbit Hole) и Unconditional II (Race and Religion), записанной с тем же Питером Гэбриэлем. Невероятно трогательная композиция Unconditional I (Lookout Kid) осмысляет родительский опыт участников группы Уина Батлера и Реджин Шассан, воспитывающих сына.
It’s allright to be sad — не только родительское наставление, но и слепок времени, в котором мы живем. На наш скромный взгляд The Lightning получилась самой сильной композицией. В ней есть все, за что мы полюбили группу еще много лет назад: жизнеутверждающий текст, звук ранних альбомов (как будто бы слушаешь альтернативную версия No Cars Go). Непередаваемое ощущение: будто ты находишься в маленькой каморке актового зала, перед тобой играет оркестр, звон тарелок и гудение баритонов которого слишком велико для такого помещения. Очень ритмичное, жужжащее, окутывающее звучание — одна из визитных карточек Arcade Fire своего времени.
Само название альбома — WE — вдохновлено не только одноименной утопией Евгения Замятина, но и отсылает к истории из детства фронтмена. Бабушка в детстве читала ему эту книгу, пока он задавался вопросом «кто такие, эти «МЫ»?.
Еще одной интересной особенностью является классическая для антиутопии схема: приход от «Я» к «МЫ». В отличие от того же Замятина или прочих мастеров утопии, у группы эта схема работает не на руку «большому брату». Если в открывающем пластинку треке Age of Anxiety I мы слышим «Gotta get the spirit out of me/ This anxiety that’s inside of me», то на завершающей композиции WE мы слышим: «Already know «I»/ I wanna know «We» / When everything ends, can we do it again?».
Нужно сказать, что этот альбом вовсе не обязательно слушать только ради распутывания клубков смыслов или угадывания очередных отсылок к детству монреальцев, коих в их творчестве достаточно. Это действительно очень трогательная и понятная каждому музыка. Что бы ни случилось, эпоху тревоги всегда легче преодолевать вместе.