В мае 2025 года студенты НИУ ВШЭ провели первое медиаисследование северного стиля на примере мурманского региона и создали полноценный журнал в формате просветительского глянца. В издании подробно рассматривается локальная мода Заполярья, ее истоки, герои и визуальный код. «Мурман ланнҍ: история и айдентика северного стиля» — это современный, но не искаженный взгляд на Крайний Север.
Первая часть названия родилась из уважения и любви к саамскому языку, который столетиями использовался и развивался на территории Кольского полуострова. Прочитав журнал, где большой блок посвящен мурманским дизайнерам, мы решили познакомиться с некоторыми из них поближе и изучить другие региональные бренды, которые работают со своими культурными кодами.


Abzaeva
Концептуальный бренд Надежды Абзаевой создан, чтобы сохранять культурный код Бурятии. Это перифраз прошлого, традиций и форм кочевой культуры в пространство современного динамичного мира. Abzaeva — фамилия дизайнера марки, это название говорит о самой создательнице, а также передает важную для нее идею — помнить и знать историю своего рода.
Шаманский род девушки по отцу происходит с острова Ольхон на Байкале и, как и у многих людей с этого места, называется «Абзай» (читается «абзэ»). Поэтому шаманизм для Надежды — одна из важных граней жизни, то, что всегда рядом. Это уникальное ощущение мира, флоры и фауны, форм, времени передается в дизайне одежды. Например, декоративные элементы некоторых изделий вдохновлены формами конского седла, костями животных, а принты созданы нейросетью из звуков Ольхонского ветра.


MUUS
Название марки MUUS (Мус) в переводе с якутского означает «лед», и этот образ для команды по-настоящему символичен: он воплощает в себе чистоту, силу, текучесть форм и вечное обновление. Здесь соединяют традиции и современность, создавая вещи, в которых архаичные формы встречаются с актуальными модными течениями. Философия бренда — это симбиоз древних ремесел и нового прочтения культуры. В изделиях обращаются к наследию народов Якутии и переосмысливают его, чтобы интегрировать в современный гардероб.
Команде важно показать, что традиционные элементы могут звучать свежо и актуально, оставаясь при этом знаковыми. В коллекциях можно рассмотреть узнаваемые детали: завязки, рюши, сборки и сложные конструкции. MUUS создают вещи вне времени, не теряющие своей актуальности и органично вписывающиеся в повседневную жизнь.


Gapanovich
Философия мурманского бренда выстраиваетcя вокруг своей идентичности. Дизайнер Александра Гапанович переосмысливает локальные культурные коды, обращается к традиционному костюму, работе с темой семейной и культурной памяти.
«Все, что вошло в философию, — это мое: любовь к месту, где я родилась, многослойность, эклектичность, женственность, связь прошлого и будущего, переосмысление, поиск идентичности, прочтение русского кода. Это мое личное эстетическое восприятие, взгляд на север — брутальный, холодный, но невероятно красивый», — рассказывает создательница марки.
В работах Gapanovich используют вареный хлопок, ткани, переданные на переработку, павловопосадские и оренбургские платки — все для создания фирменных многослойных образов. Из остатков делают аксессуары и вышивки. В производстве много ручного труда, а машинка применяется только для стачивания сложных швов.


«Воплоти»
В челябинском бренде двух друзей создают и производят вещи, отличающиеся промышленной стилистикой и плотными долговечными материалами. Ребята находят вдохновение в мужественности, рабочей униформе и промышленном городе, в котором родились и выросли. Команда не ограничивается одной производственной униформой, совсем скоро выйдет новая коллекция «Рыбак», посвященная мужскому увлечению и активному отдыху. В нее войдут и атрибуты хобби, например, настоящий рыбацкий стул.
«Мы вкладываем в марку то, о чем говорили наши отцы, являющиеся рабочей силой. Это преданность своему делу, уличный стиль, вдохновленный рабочей одеждой. Поэтому концепция «Воплоти» не только интересна, она близка нам духовно», — делится один из создателей Леонид.


Читайте также: