В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский», посвященная знаменитому журналисту и Москве на рубеже прошлых столетий. Владимир Гиляровский сделал себе имя, первым сообщая известия о разбоях, грабежах и пожарах в столице. Был Гиляровский и техно-энтузиастом — не расставался с фотоаппаратом «Кодак», установил в квартире телефон, в работе использовал телеграф. Сегодня, в эпоху соцсетей, он бы легко вел телеграм-канал о происшествиях в городе.
Соорганизатор выставки, Политехнический музей предоставил из своего собрания редкие экспонаты — технические новинки того времени, которыми мог пользоваться журналист. Увидеть их можно в формате открытого хранения в спецпроекте «Пространство технологий» на третьем этаже музея. О самых востребованных «гаджетах» начала XX века рассказываем в материале.
Пленочный фотоаппарат «Кодак» — классика на все времена
«Летучий репортер» Владимир Гиляровский был страстным фотолюбителем. Аппаратов фирмы «Кодак» у него было целых три. Большая часть фотоархива Гиляровского не сохранилась, однако некоторые снимки уцелели. Примечательно, что снимал он в основном обыкновенных людей — кадры с городовым в Столешниковом переулке, извозчиком в Петровском парке, мальчишками в калмыцких степях. Редко героями Гиляровского становились его именитые друзья из мира искусства. Но все же знакомство с Максимом Горьким и съемку на «Кодак» Гиляровский упоминает в одном из своих рассказов.
Было что вспомнить, понимали друг друга с одного слова. Лазали вдвоем по развалинам кремля и снимали кодаком друг друга, стараясь повиснуть где-нибудь над пропастью. Алексею Максимовичу (прим. — Пешкову) нравились такие порывы удали. Сидя на откосе и над впадением Оки в Волгу, мы любовались красотами.
Владимир Гиляровский, «Встречи с Горьким»
На выставке в Музее русского импрессионизма представлено два «Кодака». Складной карманный аппарат № 3А Folding Pocket Kodak из «премиальной» линейки компания называла лучшим решением для портативной фотографии. Вполне возможно, что на такой фотоаппарат снимал и дядя Гиляй (так ласково прозвали журналиста в столице). Второй аппарат — «автографический» Vest Pocket Autographiс Kodak — позволял делать заметки на самой фотопленке. С помощью стилуса можно было оставить памятную надпись или отразить дату и место съемки.

Рочестер, США. 1909–1910
Телефонный аппарат Белла, прародитель смартфона
Телефонная связь в Российской империи появилась при императоре Александре III — первые станции заработали в 1882 году. В квартире Гиляровских в Столешниковом переулке телефонный аппарат установили в начале 1890-х, известен даже домашний номер репортера (10–52). Чудо-аппарат, позволяющий передавать голос на расстоянии, стал героем юмористических рассказов Антона Чехова. Упоминает его в своих статьях и Гиляровский.
Вчера в Политехническом открылась выставка электричества. Публика глазеет на “чудеса” — телефоны, фонографы, лампы накаливания. Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся, а инженеры снисходительно улыбаются.
Политехнический музей предоставил для выставки одну из самых ранних моделей телефона — аппарат конструкции Александра Белла. По легенде, во время работы с прототипом устройства Белл случайно пролил на себя кислоту и позвал на помощь ассистента. Тот был в соседней комнате, но услышал крик Белла из включенного аппарата. Их короткий разговор стал первым телефонным звонком в истории.

США. Начало 1880-х
«Трактирная машина» или прабабушка колонки Алисы
Трактиры играли важную роль в жизни москвичей: в них совершали сделки, проводили свидания, устраивали банкеты и, конечно, нещадно кутили. Трактир Тестова, культовое место на гастрономической карте старой Москвы, славился не только щедрым «русским столом», но и развлечениями. За последнее отвечали музыкальные автоматы или оркестрионы. Пять копеек — и чудо-машина запускает выбранную мелодию. Публика была в восторге. Репертуар состоял из классической оперы, русских романсов и народных песен.
Компания продолжала есть, а оркестрион в соседнем большом зале выводил:
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы…Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
Музыкальный автомат Fortuna можно увидеть на третьем этаже выставки. Здесь же представлены умные устройства от команды Яндекса и нейросети Алиса, которые изменили наш быт сегодня. Порассуждать о том, как влияют на нас современные технологии, можно на дискуссиях в рамках образовательной программы Яндекс Музея.

Российская империя — Германия, 1910
Кинокамера и проектор Pathé-Baby — домашний кинотеатр
Фирму по производству фильмов Pathé основали четверо французов — братьев Пате в 1896 году. Довольно быстро компания стала успешной — производила пленку, снимала кино, выпускала оборудование для съемок, запускала кинотеатры. Московский филиал Pathé открылся на Тверской улице в 1909 году — это была студия по производству массовых художественных фильмов. Так, кино стало элементом повседневной культурной жизни страны.
На выставке в музее представлена камера производства Pathé-Baby — эта «малышка» была самой маленькой из устройств для любительской киносъемки. Ширина пленки для нее — всего 9,5 мм (стандартом от «Кодак» были 35 мм). Смотреть фильмы, снятые на такую пленку, можно было с помощью проектора, который также есть в экспозиции.

Франция, Париж. 1925–1930
Портативный патефон Pathé Diamond — чемоданчик с музыкой
«Братья Пате» одними из первых начали поставлять в Россию портативные граммофоны — на них можно было проигрывать музыкальные грампластинки. Репертуар постоянно обновлялся — от записей голосов популярных артистов до малороссийских хоров. Благодаря французам, в русском языке закрепилось само слово «патефон».
На выставке в музее выставлен патефон братьев Пате по технологии изобретателя Эмиля Берлинера. Прелесть этого аппарата в его компактности — чемоданчик легко закрыть и переносить за ручку. Да, наши предки тоже любили, чтобы музыка была рядом.

Франция. 1920-е
Читайте также:


