«Разве можно выдумать сюжеты круче, чем порой выдает сама жизнь?»: интервью с актрисой Александрой Ребенок

Мы поговорили с актрисой Александрой Ребенок, исполнительницей главной роли в постановке «Школа этикета», о подготовке к спектаклю

10 и 19 июня на сцене Театра на Бронной проходят показы спектаклей проекта «Голоса страны» — цикла документальных моноспектаклей, которые рассказывают истории простых людей, чья повседневная работа меняет нашу жизнь к лучшему. Художественный руководитель — Константин Богомолов.

В ноябре прошлого года создатели объявили конкурс, по итогам которого отобрали 12 историй. В течение нескольких месяцев известные театральные драматурги, режиссеры и фотографы, среди которых Талгат Баталов, Филипп Гуревич, Валерий Печейкин, Алексей Мартынов и многие другие, ездили к героям, чтобы как можно ближе познакомиться с их жизнью. Истории будут показаны в этом сезоне на сцене Театра на Бронной и в следующем — на ведущих театральных площадках столицы.

19 июня в программе — «Школа этикета» Талгата Баталова, где главную роль исполняет Александра Ребенок. Она играет Анну Валл — потомка древнего рода немецких баронов Мантойфель и одного из самых популярных экспертов по этикету и деловой переписке.

Мы поговорили с Александрой о ее роли и подготовке к спектаклю.

— Александра, расскажите, как вы оказались в проекте «Голоса страны».

— Константин Богомолов совместно с творческим советом объявили конкурс на участие в проекте «Голоса страны». Предложили людям со всей России рассказать уникальную историю их жизни. Из более 300 заявок было отобрано 12, по которым режиссеры и драматурги, совершив экспедиции и познакомившись с героями вживую, написали монопьесы. И тогда Талгат Баталов и Валерий Печейкин, посоветовавшись с Константином Юрьевичем, решили, что я должна исполнить роль Анны Валл в моноспектакле «Школа этикета». Прислали мне текст. Мы договорились о встрече. Так все и началось.

Я ужасно счастлива, что мне досталась история Анны Валл. Этот проект — это своего рода вербатим. Хотя мне кажется, что это какой-то новый жанр, сформулированный Константином Богомоловым, какой-то новый диалог, который предлагается залу. Невыдуманная история. А разве может быть драматург талантливее самой жизни? А разве можно выдумать сюжеты круче, чем порой выдает сама жизнь?

Фото: Максим Чернышев

— Как вы готовились к роли Анны Валл? Были ли у вас какие-то личные встречи или исследования, связанные с этикетом и деловой перепиской?

— Я принципиально попросила не показывать мне героиню, потому что ужасно боялась, что мы разные. Здесь важно было не делать акцент на этой самой «похожести». Объясню. Когда мы смотрим фильм или спектакль про большую звезду или исторического персонажа, например, Любовь Орлову, Фредди Меркьюри, Владимира Высоцкого, мы прекрасно знаем его интересный и живой характер, повадки, у нас есть какое-то количество архивов, видеозаписей. И здесь нам в первую очередь интересно само узнавание.

А в проекте «Голоса страны» нет звезд — это просто люди, которые каждый день своей обыкновенной работой, рутиной делают этот мир лучше, благодаря своей целеустремленности и неиссякаемой энергии. Поэтому я решила не ограничивать себя какими-то характерными чертами конкретного человека, а поймать суть. 

Как интересно мне было встретиться с реальной Анной Валл на премьере. Я ужасно волновалась, в середине спектакля я увидела ее в первом ряду, и мне стало ужасно страшно. Посыпался весь текст в голове, потому что я подумала: «Господи, я рассказываю ей про нее». Но потом я преодолела этот страх, и как-то с ней вместе соединилась. Конечно, это был просто душераздирающий момент, когда Анну пригласили на поклоны и она сказала потрясающие речи. У нее уникальная история жизни, как она отважно сражается за тот свет, которого все меньше и меньше. За него, конечно, сражаться очень трудно, но она как воин. 

А про пересечения с этикетом. Честно скажу, я вообще не интересовалась историей этикета. Я думала: «Боже мой, как это не модно, не интересно». Мне казалась, что этикет – это атавизм какой-то — скучная история с моралитетами и нравоучениями. Но когда я прочитала пьесу, я очень многое поняла, прежде всего, про себя и отчаянно вступила в ряды Анны Валл, в ряды тех, кто борется за нормы поведения человека в социуме. Это про уважение к другому, а значит, и про уважение к себе. 

Невозможно родиться с неким встроенным файлом под названием этикет. И это не про воспитанность. Нет, это просто надо знать – знать правила. Так же, как мы знаем, как чистить зубы или водить машину. И если ты не освоил правила этикета, ты проигрываешь, появляется некая слабость, неуверенность. Европа не останавливалась в развитии и поддержке знаний правил этикета. Мы же в начале XX века приняли решение, что это буржуазное излишество, и легко от него отказались. Появились большие пробелы в знаниях, которые важно заполнять. 

Фото: Максим Чернышев

— Проект «Голоса страны» рассказывает истории простых людей, чья повседневная работа меняет нашу жизнь к лучшему. Какая из этих историй вас лично вдохновила больше всего и почему?

— Конечно, это ««#ДокторКудзаев» с Игорем Миркубановым, «История одного несовершенства», где Александра Виноградова исполняет роль больничного клоуна – до слез. Еще «Медитативный еж» с Александром Семчевым в главной роли – мы с ним вместе служим МХТ. Однажды я спросила его, как он начинает свою историю: как актер или уже как герой своей истории? Он ответил: «Я к ним не прихожу, это они ко мне приходят, а я сижу у костерка».

— Что вам больше всего запомнилось из процесса репетиций и подготовки к премьере?

— Вообще в целом, суть, самого спектакля. Как говорят, не страшно упасть – важно подняться. И как ты проходишь трудные моменты жизни, не теряя лицо, сохраняя собственное достоинство, то есть сохраняя себя. И как интересно, что  в такие трудные моменты жизни, которые случались с Анной Валл, она всегда находила опору в правилах этикета. Они дали ей серьезную поддержку, чтобы не растеряться в жизни, не измениться, не прогнуться, не сломаться, не превратиться в нечто обыкновенное. А все же найти свое призвание и отчаянно идти по пути человека созидающего, человека-открывателя, человека, который может за собой вести людей, и отдавать даже в те моменты, когда кажется, что отдавать уже нечего не хочется. Она нашла себе свою религию, создала свою защиту. На это можно опереться, когда нет совсем ничего.

Автор заглавного фото — Максим Чернышев. Билеты на спектакль можно приобрести по ссылке.

Читайте также:



Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive