«Мы хотели, чтобы музей заговорил»: интервью с Марией Воробьевой о совместном проекте VK с Эрмитажем

Мы поговорили с Марией Воробьевой, директором по контентным партнерствам VK, — о том, как создавался проект «Один музей. Три взгляда», зачем Эрмитажу голос Клавы Коки и как технологии помогают переосмыслить классическое искусство

Цифровой проект «Один музей. Три взгляда», запущенный VK и Эрмитажем, — это три авторских маршрута по главному музею страны, созданные медиаперсонами для широкой аудитории. В интервью NOW Мария Воробьева, директор по контентным партнёрствам VK, рассказывает, как за два года команда объединила Клаву Коку, Чебаткова и Минаева, почему у каждого маршрута — свой голос и стиль, и каким видится будущее музеев, в которых технологии становятся не просто проводником, а полноправным соавтором.

Как родилась идея проекта? Что стало отправной точкой для запуска «Один музей. Три взгляда» — и почему именно сейчас?

— Я думаю, очень многие мечтают сделать красивый и важный проект с Эрмитажем. Это большая честь и большая ответственность, потому что ты работаешь с историей, наследием — устремляясь в будущее, остаешься в вечности. 

Сама идея родилась два года назад. Подобные проекты невозможно сделать за день или два, поскольку они требуют сонастройки большого количества процессов. Конечно, сама тема цифровых маршрутов не нова, но здесь благодаря невероятным ведущим, за которыми следят миллионы, и нетривиальным точкам на карте музея, отобранным командой Эрмитажа, мы смогли сделать что-то очень красивое, ценное и достойное. 

И что важно — этот маршрут не только делает посещение музея еще интереснее. Он позволяет тем, у кого не было никогда возможности посетить Эрмитаж, впервые его увидеть своими глазами. 

Клава Кока (предоставлено пресс-службой VK)

— Почему именно эти три героя — Минаев, Чебатков и Клава Кока?

— Мы провели довольно много времени, чтобы выбрать правильных героев. Задумывая этот проект, мы ориентировались на известных медиаперсон, популярных у разных поколений. В итоге нам удалось разработать три авторских цифровых маршрута с ведущими Сергеем Минаевым, Евгением Чебатковым и Клавой Кокой. К первому из них, журналисту и писателю Сергею Минаеву, на одной из точек маршрута присоединяется генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и вместе они покажут пользователям музей с исторической точки зрения. Стендап-комик Евгений Чебатков исследует природу юмора на примерах экспонатов из коллекции Эрмитажа. Певица и блогер Клава Кока приглашает молодое поколение в путешествие, в котором приоткроет многие тайны музея. Их задача — обратить внимание аудитории на редкие экспонаты музея, малоизвестные факты и необычные детали в экспозиционных залах. При этом каждый цифровой маршрут имеет свою интонацию: от глубокого исторического анализа до эмоционального и ироничного взгляда на искусство.

Сергей Минаев (предоставлено пресс-службой VK)

— У каждого маршрута — свой голос, свой стиль. Кто был креативным редактором и как проходила работа с героями? Были ли репетиции? Много ли импровизации в финальных версиях?

— С каждым героем проводилась большая работа, к которой активно подключились сотрудники музея и сами медиаперсоны — Минаев, Чебатков и Кока. В этом проекте всем участникам нужно было находить компромиссы: Эрмитаж отвечал за достоверность фактов, о которых мы говорим в этих маршрутах, герои старались передать атмосферу и собственные интонации, а мы от VK отвечали в проекте за креативную составляющую и внутреннюю механику маршрутов. Перед началом съемочного процесса научные специалисты погружали героев в эстетику Эрмитажа, чтобы они прочувствовали атмосферу места. Конечно, мы оставляли для ведущих место для импровизации. На наш взгляд, креативнее всего к авторскому маршруту подошел Чебатков.

Евгений Чебатков (предоставлено пресс-службой VK)

— Как вы представляете себе «голос Эрмитажа» в диалоге с аудиторией? Что это за персонаж — мудрый, ироничный, нейтральный? Кто его «играет» и как писались тексты от лица музея?

— В проекте реализуется метафора о диалоге между посетителем и музеем: в видеороликах и аудиоконтенте звучит «голос» Эрмитажа, который будто выступает рассказчиком. Мне представляется «голос» мудрости, пропитанный уважением к истории и коллекции шедевров одного из главных музеев страны. 

— Что было самым сложным при переносе музейного пространства в digital? В чем технологическая и смысловая сложность создания маршрутов, которые работают и на месте, и онлайн?

—Не могу сказать, что что-то было сложное в плане переноса музейного пространства в digital. Все-таки мы цифровая компания — это наша специализация, экспертиза, работа. В этом проекте на всем пути его создания прослеживался элемент сотворчества двух больших команд, казалось бы, из разных сфер. Соединять два разных мира сложно, но очень интересно. 

— Как устроена внутренняя механика маршрутов? Чат-бот, QR-коды, геймификация — расскажите, как это работает вживую для пользователя.

— Чтобы пройти по цифровым маршрутам и вместе с приглашенными ведущими погрузиться в музейный контент, нужно воспользоваться чат-ботом в официальном сообществе Эрмитажа ВКонтакте. Тем самым мы даем возможность всем желающим из любой точки мира побывать в музее. А технология чат-бота не позволит заблудиться в его залах.

В самом музее рядом с экспонатами расположены QR-коды, открывающие доступ к контенту в рамках проекта. Человек, находящийся в Эрмитаже, стоя на Иорданской лестнице, сканирует код и переходит в чат-бот в официальном сообществе музея.

— Какой образ будущего вы транслируете этим проектом? Это музей для Gen Z? 

— В музее будущего, в нашем понимании, новые технологии неразрывно связаны с его коллекцией, а также с сотворчеством, соучастием — и все это в формате 360. 

В нашем проекте мы акцентируем внимание на идее совместного участия, предлагая не просто экспозицию, а внезапное погружение в мультидисциплинарный подход к искусству. Мы видим будущее, в котором музей — это не только место для хранения шедевров, но и центр инноваций, образования и креативного обмена. Мы создаем пространство, где технологии и искусство взаимодействуют, открывая новые горизонты и углубляя понимание творений.

Мы транслируем образ будущего, в котором музеи становятся местами для сотворчества. Мы надеемся вдохновлять разные поколения, стимулировать обсуждения и критическое мышление, а также формировать новую культуру доступа к искусству. Это будущее наполнено возможностями, что, безусловно, сделает искусство более доступным и актуальным в нашей жизни.

— У вас есть любимое место в Эрмитаже? После всей этой работы — куда вы бы пошли просто отдохнуть и посмотреть без продюсерской оптики?

— Я всегда с особым трепетом посещала Золотую гостиную, апартаменты императрицы Марии Александровны и Малахитовую гостиную. А после работы я бы прогулялась по Главному штабу Эрмитажа и в зале Анри Матисса.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive