Ее комедия о насущном — о принятии себя, о дружбе, о непростых отношениях с людьми, об ипотеке в конце концов. Настя Веневитина в юморе еще со школы. За ее плечами воронежская школа стендапа, КВН, бакалавриат на факультете журналистики ВГУ, съемки в рекламе, финал «Открытого микрофона», участие в «Comedy Баттле» и шоу «Прожарка». Будучи подростком, она любила ходить на концерты стендап-комиков, а сейчас сама снимается в «Женском стендапе» на ТНТ, ездит с шоу на гастроли и планирует сниматься в кино. А еще работает над собственным проектом. Но обо всем по порядку в нашем интервью — о детстве с книгами и первых шагах в юморе, об опыте психотерапии и борьбе с тревогой и комплексами, о дружбе в «Женском стендапе» и гастролях.
— Ты увлекаешься и чтением, и кино, но основное твое занятие все-таки стендап. Давай начнем с него. В одном из своих интервью ты рассказывала о том, что первый интерес к юмору у тебя появился в 11 классе. Расскажи, что повлияло на развитие интереса к юмору?
— Мне с детства это нравилось. Мы с родителями смотрели КВН. Я обожала «Ералаш», «Кривое зеркало», тележурнал «Каламбур» (я была его бешеная фанатка). Все это повлияло на мой интерес к юмору. Я всегда любила анекдоты в конце газет. Мне бабушка однажды привезла с моря сборник анекдотов. Не знаю откуда это все пошло, наверное, потому что у меня папа и брат все время любят прикалываться. Думаю, да, семейная среда меня этому научила, для меня было ценно и важно то, что мы вместе смотрим КВН.
— Когда ты училась в университете, твои родители дали тебе 1000 рублей на школу стендапа. Чему тебя там научили? Кто преподавал?
— Да, я проходила школу стендапа в Воронеже. Ее вели Александр Долгополов и Игнат Анисимов. В то время в Воронеже Игнат был очень популярным комиком. Он отвечал за музыкальный юмор и выступал с гитарой и песнями. Это было прикольно. Во главе всего этого стоял «воронежский мафиози», имя которого я сейчас и не вспомню. Он возомнил себя отцом воронежского стендапа и решил, что мы все должны ему подчиняться.
В общем, он был партийным деятелем и отвечал за молодежное направление, за что-то творческое, вот и желал «подмять» под себя стендап и диктовать всем условия. Он решал, кто выступает и как мы должны выглядеть на сцене. Помню, какой образ он создал мне (в тот момент я сама была не против): малышка, выступающая в юбочке и футболке с пончиками, рассказывает жесткие и грубые шутки.
Воронежский стендап того времени — это что-то интересное, но одновременно и страшное. Помню, Игорь Тарлецкий вел у нас как-то урок. Рита Якобсон приезжала как-то к нам на выступление. Она даже дала мне оценку: подошла ко мне и похвалила, сказала, что ей очень понравилось — я ей за это сильно благодарна. Мы вообще с Ритой общаемся, и я очень ценю ее как комика и как человека.
— Как ты пришла в «Женский стендап» на ТНТ?
В «Женский Стендап» я пробовалась, когда команду только набирали, а шоу еще не показывали по телевизору. Зоя Яровицына мне написала в личку о проекте и сказала, что если я хочу поучаствовать, то могу прислать текст или видео. Я начала отправлять, но с удаленной редактурой у меня не задалось. Однажды мне как-то неприятно ответили, а я по малолетству оскорбилась. Решила, что ухожу в андеграунд, я больше не на ТНТ. Перестала отсылать тексты — и жалею об этом. Если бы дожала, то, может быть, могла быть в основном составе с самого начала.
Но я пошла своей дорогой и пришла уже после участия в 5-м сезоне «Открытого микрофона». Есть даже профайл, где Ира с Надей приходят и по сюжету помогают мне добивать шутки перед финалом или полуфиналом, дарят мне большой букет белых роз и зовут в «Женский стендап». Где-то есть этот кусок, где они мне говорят, что я девчонка, которая умеет писать, и что им такие в коллективе нужны. (улыбается)
—Ты принимала участие в 3 и 4 сезонах «Женского стендапа». Насколько я знаю, новый сезон стартует осенью. Скажи, ждать ли тебя там?
— Показали уже три сезона с моим участием и в новом я тоже буду — с тремя монологами.
— Отношения, феминизм, принятие себя — популярные темы твоих монологов. Какие еще темы смогут услышать зрители в твоих новых выступлениях?
— В новом сезоне в каждом монологе будет что-то про ипотеку. Я пишу о том, что происходит в моей жизни, а в моей жизни сейчас происходит ипотека. (смеется) Делаю ремонт и живу в своей ипотечной квартире.
Но будет и про дружбу. Сознательно отхожу от темы свиданий, потому что мне кажется, этого стало много. Меня, если честно, триггерит такое обилие шуток про секс и про отношения в общем. Я хочу писать о чем-то посложнее. Я очень жалею, что мы теперь 16+, потому что я бы хотела записать монолог про стелсинг. Это новый вид сексуального преступления. Мне в целом интересно изучать какие-то около феминистские темы, узнавать новые термины и погружаться в это.
— Теперь понятно, откуда ты берешь темы для монологов. А что тебя вдохновляет?
— Сама жизнь, наверное. (смеется)
— Расскажи о процессе написания монологов. В твоей жизни что-то происходит, ты понимаешь, что вот она — подходящая тема. А дальше что?
— Я когда нахожу что-то интересное для себя, то люблю сначала изучить какие-то тексты в интернете, полазить по форумам, посмотреть, что люди думают по этому поводу. Я все-таки журналист по образованию — может, это влияет. Мне нравится сам процесс исследования. Не только для стендапа, но и для Roast Battle, для «Прожарки». Нравится накапывать на людей компромат и потом уже вывалить все это на них. Нравится поднимать какие-то новые темы, что-то такое, о чем еще не писали.
— Помимо телеэфиров «Женский стендап» еще дает живые концерты, ездит в туры по разным городам и даже странам. Как часто ты гастролируешь с шоу «Женский стендап»?
— Я гастролирую не так часто, как мне бы этого хотелось, потому что я все-таки не в основном составе. Количество гастролей зависит от количества материала, который у тебя есть, от количества монологов сданных и записанных. Пара городов в месяц у меня бывает. Иногда больше. Хочется, конечно, еще больше, потому что гастроли — супер.
— Какие моменты с гастролей самые запоминающиеся?
— Мне сильно нравятся гастроли, потому что это какой-то новый уровень комфорта. Раньше я с концертами сама куда-то ездила, сама себе что-то организовывала и не особо обращала внимание на свое удобство не только в физическом, но и в моральном плане. Мне было приятно только оттого, что меня зовут выступать. Однако было много ситуаций, когда меня забывали поселить в отель или вместо отеля предоставляли клоповник. В общем, это когда организатор не особо заботится о тебе, как об артисте и думает: «Ну, это же Настя. Мы ее знаем много лет. Что она там, у друзей каких-нибудь не перекантуется?».
Я помню, как приехала в Ростов и организатор мне сказал: «А, ты себе ничего не забронировала? Ну, поживи тут у комика нашего местного». Я узнаю об этом в день приезда, как и этот местный комик, у которого я должна жить. Меня просто поселили на кухне, на каком-то диване, где из всего постельного набора мне досталась только простыня. Это было очень неприятно, и я рада, что выхожу на новый уровень с «Женским стендапом». А когда собираются большие залы и стадионы посмотреть на нас — это тоже вообще другой уровень. Потрясающе. Это то, к чему нужно стремиться.
— В соцсетях у вас, то есть у девочек из «Женского стендапа» много совместного контента, даже с отдыха. Какие отношения у вас в коллективе? Исключительно рабочие? Может быть, дружеские?
— С кем-то рабочие отношения, с кем-то дружеские. Все девочки приятные, все девочки хорошие, как маме вам рассказываю. (смеется) На гастролях мы общаемся, конечно, за ужином у нас прикол на приколе. Но в целом в стендап-тусовке очень много токсичных приколов — вот что меня всегда напрягает. Иногда ты устаешь от всей этой атмосферы. Хочется уже просто побыть людьми и нормально поговорить, а не отвечать выпадом на выпад. Меня это иногда очень утомляет.
— Кого из шоу ты можешь назвать своей подругой?
— Дружим мы с девочками из обновленного состава, так скажем. Наверное, потому что мы сидим в одном кабинете и общаемся за пределами концертных площадок. Иногда собираемся друг у друга, что-то празднуем, куда-то ходим. Может быть, так получилось потому, что мы все примерно в одно время пришли в этот проект и как-то прониклись друг другом.
— Как вы проводите время вместе? Не шутите же постоянно.
— Ходим на какие-то концерты вместе. Решили ввести новую традицию: собираться дома и смотреть стендап-концерты зарубежных комиков. Пока только один раз собрались, но это было круто. Надо повторить. На новоселье ко мне девчонки приходили. Ну, в общем, все как у людей, как у друзей. Договорились этим летом просто гулять, не только шутить. (улыбается)
— Какие другие юмористические жанры тебя привлекают?
— Все интересно! Я не думаю, что хотела бы попробовать себя в миниатюрах или в импровизации, потому что для меня это все-таки дискомфорт. Я немного участвовала в импровизации, и это постоянный стресс. Это прикольно, и легко вызвать смех, когда ты на ходу что-то придумываешь. Но мне все-таки интересней стендап из-за того, что там ты не просто смешишь, а даешь какую-то мысль зрителям. За это я люблю стендап. А что касается миниатюр, я, честно говоря, просто не умею писать. Мне это было сложно в КВНе и вряд ли я когда-то приду к этому. Вряд ли я бы участвовала в проекте «Концерты», например. Мне бы просто не пошло.
— Какие у тебя творческие планы в сфере юмора и за ее пределами?
— Честно говоря, я устала выступать в формате 10 минут. Я кайфую на живых выступлениях, когда я нахожусь на сцене около 20-30 минут или даю сольный концерт. Мне нравится что-то такое объемное. И мне бы хотелось в течение следующего полугода или года написать что-то значимое. Концерт, наверное, рано пока. Хотя бы просто большое выступление. Хотелось бы самостоятельно выложить его в интернет — может быть, на свой канал. Знаешь, монологи — это прикольно, но все-таки тайминг не дает раскрыть тему настолько, насколько я бы этого желала.
И я мечтаю о туре с концертом, но пока не время, потому что мне бы хотелось сделать что-то серьезное, а пока в голове нет таких мыслей, чтобы я подумала и сказала: «Вау, о таком еще никто не говорил, до такого еще никто не додумался!» Пока я в поиске и, надеюсь, что когда-нибудь я это найду, достаточно для этого повзрослею и поеду по городам.
— Так, со стендапом понятно. А что насчет собственного шоу? Это сейчас вообще распространенная штука, среди комиков в том числе.
Конечно, хочу! И мне кажется, что я придумала. Вместе с Аней Мясушкиной и Зоей Куулар мы придумали шоу «Что ему ответить?». И даже проводили технические вечеринки, делали подсъем. Я пока еще не знаю, что будет дальше с этим проектом. Мы ждем решения от продюсеров, но очень хотим снимать. Мне комфортно и с девочками, и в общей концепции.
— Круто! Получается, ждем премьеры. А как смотришь на то, чтобы попробовать себя в роли ведущей какого-то существующего уже проекта? Какого?
Не знаю, меня это никогда особо не привлекало. А вот участвовать, разбирать и говорить о чем-то интересном — да. Наверное, мне бы хотелось сделать свой подкаст. Я даже думала назвать его «Нелирический герой» и звать к себе в гости каких-то артистов, музыкантов, продюсеров, которые нравятся лично мне. Но сейчас так много подкастов, мой будет как будто бы лишний. Я всегда об этом думаю, и это меня останавливает. Хотя, может, когда-нибудь я его и сделаю.
— Почему такое название?
— Я часто, когда слушала музыку или приходила на какие-то концерты, думала о том, что аудитория, девчонки в основном пищат и визжат, когда видят кумира на сцене. И в большинстве случаев идеализируют его из-за всей этой романтики, которая изливается в микрофон. А мне бы хотелось узнать этих музыкантов и артистов не только как лирических персонажей, но и как людей: чем они живут, о чем думают, с кем общаются. Просто поговорить о жизни, чтобы раскрыть их. Надеюсь, у меня как у человека, который учился на журналиста, это получится, потому что задавать вопросы и слушать на них ответы я люблю.
— Подкаста у тебя пока, может быть, и нет, но зато ты успешно ведешь соцсети. В своем телеграм-канале ты иногда делаешь книжные разборы. Расскажи, откуда такая любовь к книгам?
— Все пошло из семьи. У меня и мама с папой, и бабушка с дедушкой — преподаватели технических дисциплин в вузах. У нас дома всегда было много книг, а когда надо было чем-то себя занять, я выбирала чтение. Помню, мне и на дни рождения дарили книги. Бабушка в детстве водила меня в парк погулять и почитать. У нас даже была с ней традиция: на каждый праздник она дарила мне новую книжку про Гарри Поттера. Они тогда только выходили, и я с нетерпением ждала каждую. Это было потрясающе.
— Сколько книг в месяц ты читаешь?
— Примерно по две книги. Раньше было удобнее: я жила чуть дальше от работы, чем сейчас, дорога занимала час с копейками, и мне нравилось проводить это время за книгой. Сейчас я чаще хожу до работы пешком, а дома уже особо не почитаешь, потому что есть сериалы. А так, я часто беру книгу с собой в дорогу – поезд, самолет.
— Как ты выбираешь книги?
— У меня до 18 лет была установка читать только классику, потому что я сдавала ЕГЭ по литературе и на все остальное не оставалось времени. Сейчас я вообще в каком-то экстазе. Я наконец-то могу читать все, что я захочу, и не ограничена какой-то программой. Это потрясающе, но это сводит меня с ума. Я испытываю чувство вины за то, что периодически увлекаюсь только художественной литературой, только развлекательной, когда меня уносит в детективы. Когда я начитаюсь такого, я ощущаю, что литература подобного толка не делает меня умнее. Поэтому я стараюсь чередовать худлитературу с научпопом, с чем-то историческим.
— Что из недавно прочитанного тебе понравилось?
— Сейчас я на серии Стивена Кинга «Темная Башня». «Колдун и кристалл» — последняя книга, прочитанная мной из этой серии. Она достаточно объемная и заняла у меня много времени. Параллельно читаю книгу «Библиотекарь» Михаила Елизарова. Мне ее, кстати, посоветовал Андрей Атлас. Очень она мне нравится, как и в целом современные российские авторы. Еще я бесконечная фанатка Евгения Водолазкина. Меня цепляет то, как сложно он пишет. Видно, что предложения какие-то выстраданные. В них столько темноты и русской души. Мне это такое эстетическое удовольствие приносит! Это не просто повествование ради повествования. Думаю, что написано для того, чтобы читающий человек получил наслаждение от сочетающихся слов.
— Кроме чтения в детстве ты занималась еще музыкой, танцами, лыжами и даже аромакологией. Что сейчас тебя интересует кроме стендапа?
— Я всегда начинаю загоняться, когда меня спрашивают, чем я еще занимаюсь кроме стендапа, как будто бы у меня недостаточно увлечений. Мне сразу в голову приходят ответы типа: «Ну, я люблю книжки почитать. Я люблю на велосипеде покататься». Люди увлекаются и походами, и сочинительством, и музыкой, а у меня среди увлечений как будто бы ничего такого крутого нет. Наверное, потому что основное и главное мое увлечение — это одновременно и мое хобби, и моя профессия. А душу я отвожу в прогулках, разговорах, чтении. Я очень люблю ходить куда-то одна, открывать для себя новые маршруты, потому что, когда ты в компании, ты фокусируешься еще и на другом человеке, стараешься его понять. Я все-таки люблю одна посещать выставки и концерты — тогда получается на максимум прочувствовать то, что я только что увидела и услышала.
— Так, ну, я еще видела твою актерскую видеовизитку в соцсетях. Ты ее недавно опубликовала. Когда появилось желание попробовать себя в кино?
— Желание попробовать себя в кино и в целом на сцене в качестве актрисы у меня возникло давно. Наверное, всю жизнь меня тянуло на сцену. Когда я играла в КВН, у нас команда условно делилась на авторов и актеров. Я всегда была автором и не возникало даже вопроса о том, что я могу играть. А мне хотелось! Но я не озвучивала своих желаний — боялась… Потом переехала в Москву, где снималась в рекламах Labelcom в «Что Было Дальше». Помню, меня тогда поразил их серьезный подход к съемкам. Вообще влюбилась в команду ROHO Team, которая создавала эти рекламы. Они делали профессионально и красиво — на пленку, с декорациями и костюмами. Мне нравились все эти перевоплощения. А потом мне стали говорить, что мне это идет и у меня получается. В первое время я, конечно, комплексовала, было неловко говорить какой-то текст, но потом влилась. Гримеры говорили, что на меня ложатся все образы и что меня просто гримировать и одевать, а режиссер — что они пробовали снимать актеров и это было не то. Им все-таки нужны были стендап-комики, потому что мы понимаем, как работает шутка. Я сильно кайфовала, когда принимала в этом участие.
— Ходила ли ты на какие-то актерские курсы?
— Мне хочется это сделать, но пока не удавалось. К сожалению, все актерские интенсивы, которые я видела, проходят по вечерам. — как раз в то время, когда я выступаю, а для меня стендап все-таки на первом месте.
— Какие роли мечтаешь сыграть?
— Мне кажется, что мне идут исторические роли. Я бы с удовольствием снялась в историческом фильме, например, про Россию 18 или 19 века.
— Может быть, уже поступают предложения?
— Предложений, к сожалению, пока не поступает. Может быть, надо самой сильнее озаботиться этим вопросом и куда-то отсылать свои визитки. А я просто выкинула ее в свои соцсети, потому что понадеялась, что кто-то мимоходом заметит, но пока этого не произошло. Надеюсь, в будущем это изменится.
— Другая тема, которую ты часто освещаешь как в соцсетях, так и в юмористических монологах, — это поход к психологу. На самом деле, круто, что эта тема становится все менее табуированной — в том числе благодаря комикам, которые открыто говорят об этом со сцены. Ты до сих пор в терапии?
— Я сейчас не занимаюсь терапией. Много раз хотела снова начать, но меня останавливала близость съемок или мысль, что сейчас я начну копать и до чего-то точно докопаюсь, мне будет плохо и я буду не в состоянии работать. В общем, я отбросила все эти попытки. А так, я обращалась к нескольким специалистам, но что-то мне не нравилось, и я уходила. Последний раз это случилось из-за того, что психотерапевт показался мне недостаточно профессиональным. Я рассказывала о каких-то проблемах, жаловалась на кого-то, а он поддерживал эти жалобы, тоже начинал в негативном ключе обсуждать этих людей. Меня это так покоробило. Я думаю, что психолог не должен так себя вести. В принципе очень сложно найти «своего» психолога. Я была уже у трех, и мне тяжело дается каждый раз заново рассказывать про себя.
— Как ты борешься с тревогой и справляешься с переживаниями?
— Последний раз я справлялась при помощи успокоительных таблеток на травках. (смеется) В смысле лечебных, а не то, что вы могли подумать. Так, собственно, я и справляюсь. Или уезжаю в Воронеж к родителям — покататься на велосипеде и пообщаться со старыми друзьями. Вот самые верные мои помощники. Если нет возможности уехать и я остаюсь в Москве, то я ставлю себе побольше спорта в расписание, потому что он все-таки помогает отвлечься и выработать новые нейронные связи. Также выбираю погулять где-то одной, сходить в ресторан или в кино. Пока помогает.
— Как ты в целом заботишься о своем ментальном здоровье?
— Стараюсь убрать все окружающие меня раздражители. Я, например, очень завистливый человек. Если я ловлю себя на мысли, что я начинаю кому-то завидовать, то в запрещенных соцсетях отписываюсь от этих людей или скрываю их истории. А если кто-то меня раздражает в переписке, то я просто ставлю беззвучный режим, чтобы меня это не триггерило.
— Часто в своих монологах ты шутишь над своей внешностью и говоришь, что таким способом борешься со своими комплексами. Насколько тебе удалось принять себя?
— Наверное, на 90% процентов. Я всю жизнь живу в своем теле. Что мне еще остается, кроме как принять себя? Конечно, я работаю над собой, чтобы нравится себе: занимаюсь спортом, хожу к косметологу, стараюсь лучше одеваться и так далее. И это мне помогает. Также обратная связь от подписчиков и от друзей, когда мне пишут приятные вещи. Но те же комментарии могут сбросить весь прогресс, потому что как только я начинаю думать, что у меня все хорошо, такая я красотка, тут же появляется какой-то дурацкий комментарий «господи, как она живет со своим лицом, пускай сделает ринопластику». И я думаю: «Да почему это опять со мной происходит?».
Из последнего, что меня неприятно удивило: я была в Воронеже и ехала в маршрутке. Зашла, а там два пьяных мужика начали в голос смеяться над моей внешностью, над моим лицом. Им было так весело, они оборачивались, хихикали. Но чтобы вы понимали уровень принятия: мне было как-то все равно. Я ничего им не сказала, презрительно в их сторону не смотрела. Я просто включила музыку погромче и продолжила путь к дому. Конечно, это все неприятно. Такие люди есть и это, наверное, их проблема, что моя внешность их отталкивает. Мне кажется, что жизнь в Москве сделала меня терпимее: тут великое разнообразие всего — внешностей, мыслей и так далее. Когда ты живешь в этом городе, ты мыслишь прогрессивно и многое готов принимать, в том числе и себя.
Подготовили: Мария Сербина, Екатерина Трубарова и Кристина Касумова
Читайте также: