— Это твоя первая выставка, организованная за рубежом? Расскажи, как долго ты к этому шла?
— Да, первая. Более-менее активно я стала заявлять о себе как о художнике в 2018 году. И в конце 2022 впервые оказалась в резиденции за пределами России — в Atelier Mondial в Базеле. Эта выставка стала логичным завершением резиденства.
— Ты работаешь с разными медиа. Расскажи, какие были использованы в этом проекте?
— Графика. Ручная и генеративная. Все крутилось вокруг понятия рефракции (преломления света в оптически неоднородной среде, например, искажение облика предметов при погружении в воду) как метафоры процессов восприятия между цифровым и реальным. Поэтому мне было важно соединить физическое участие и рукотворность, свойства материалов (бумаги, пластика), чувственно проживая цифровые артефакты (научные визуализации, трекинг, глитч) с опытом цифрового искажения изображений, которые делают их пространственными и глубокими, превращая их в подобие живого виртуального океана.
— Твое участие в резиденции Atelier Mondial как-то изменило твое творческое видение?
— Побывать какой-то длительный период в другой стране вообще немного тебя перетряхивает. Это влияет на то, что ты делаешь. Нужно сказать, это был мой первый раз в Европе. Совсем иначе смотришь на какие-то профессиональные составляющие, например, открытые студии, общение с кураторами на другом языке. Появилось больше желания делать открытые, интерактивные вещи, выйти из формата галереи и найти новые диджитал-инструменты для себя.
— Какая главная тема твоих работ? Какую идею преследует твое творчество?
— Всякий раз мной движут такие вопросы: что за отношения мы выстраиваем сегодня с изображениями, как они создаются, что именно мы видим и как видим? Что это может рассказать о нас самих? В каких-то работах фокус внимания направлен на то, как то, что за нас и для нас видят машины, заполняет пустоты в нашем воображении и памяти, гештальтируя картину мира. В других — пытаюсь вычистить ясный смысл из знакомых вещей в попытке осмыслить их истинный политический заряд. Или пытаюсь заставить заговорить сам медиум, софт или устройство, которое использую, стараясь сдвинуть позицию наблюдателя с самого объекта на принцип смотрения на него. Мне близка мысль о том, что восприятие и производство визуального контента — это особый тип коммуникации и мышления, специальный язык. Общаться на нем и исследовать его возможности, по-моему, интересная и стоящая задачка, своеобразный способ заземления для обитателя культуры экранов.
— Диджитализация культуры и сознания это тема, которую мы видим практически повсеместно. Расскажи, как думаешь, насколько почему настоящему, живому искусству до сих пор находится место в нашем мире?
— Я не противопоставляю эти вещи. Любые технологии — это инструменты. Искусство — это поле, в котором они могут использоваться. Когда-то передовым достижением считалась камера обскура, и много художников ей пользовались. Сегодня Midjourney и GPT — уже почти настольные. У нас под рукой сегодня намного больше подручных материалов, чем когда-либо – самая большая и самая интересная песочница. Заниматься искусством — это рефлексировать, взламывать, кардинально менять угол обзора на будто бы понятные вещи. И если диджитал — это весомая часть повседневности, это и пространство, и способ для реализации художественного высказывания.
— Диджитал-арт — явление временное? Или это действительно тот путь, по которому будет развиваться мировое искусство ближайшие 50-100 лет?
— Пока есть инструмент, всегда найдется тот, кто задействует его в художественном акте.
— Какое твое любимое мобильное приложение?
Браузеры. Я, скорее, фанат фланирования по странным сайтам и онлайн-архивам вроде Wayback Machine.
— Если бы ты не была художницей — то кем?
Думаю, что все еще имею шанс сменить сферу деятельности.
— Твой любимый цвет?
— Мне нравятся цветовые гаммы карт нормалей. Но не сказала бы, что есть какой-то конкретный.
Галерея Voskhod находится по адресу: Post-Passage 9, Базель, Швейцария (вход со стороны Peter-Merian Strasse). Выставка Matiush First продлится до 20 июля.
Автор портрета художницы — Сергей Мисенко
Читайте также: