Стриминговый сервис Movix рассказал, почему «сложные» фильмы после правильного просмотра становятся культовыми художественными картинами и поделился лайфхаками для разгадки авторского замысла и глубокого подтекста.
Почему мы не понимаем некоторые фильмы?
Ни один фильм не создан «для всех». Режиссеры общаются со зрителями на особом кинематографическом языке: используют визуальные, звуковые и сюжетные приемы. Чем чаще вы смотрите фильмы, тем лучше понимаете киноязык. «Сложные» картины, наполненные культурными отсылками и скрытыми смыслами, с непривычки могут показаться неинтересными. Но возможно фильм, который вам не понравился, не такой уж бессмысленный. Попробуйте взглянуть на него под другим углом.
Как развивать насмотренность и разобраться в происходящем на экране
Если вы не понимаете, что происходит на экране, возможно этот фильм пока еще «сложный» для вас. Вот два простых правила, которым нужно следовать в первую очередь:
- Сконцентрируйтесь: не пытайтесь параллельно чатиться с друзьями или готовить еду. Только просмотр. Если смотрите в паре или компании, договоритесь не отвлекаться.
- Не торопитесь при просмотре. Сцена показалась странной? Пересмотрите ее еще раз.
Узнайте о режиссере и его работах
Перед просмотром полезно немного узнать о том, что вы сейчас увидите: краткий сюжет, жанр. Заранее подумайте, о чем может быть фильм — сформируйте ожидания от сюжета, общего настроения, героев. Полезно также узнать про режиссера и его работы, найти в фильмах что-то общее, увидеть связь. Часто сами режиссеры поясняют в интервью, что они хотели сказать своими работами, как у них рождаются идеи, почему они снимают именно так.
На первый взгляд, фильм «Персона» Ингмара Бергмана рассказывает историю двух девушек — в нем есть определенный сюжет, каждая героиня наделена своими переживаниями и характером, а события разворачиваются во вполне реалистичных локациях. Но сам режиссер говорил о замысле картины следующее: на самом деле, фильм рассказывает вовсе не о напряженных отношениях между подругами. Образы героинь воплощают две стороны человеческой личности, которые одновременно дополняют друг друга и конфликтуют.
Фильмы разных эпох и стран: 1960-е, 1980-е, 2000-е — какая разница?
Обратите внимание на год выпуска фильма и страну, в которой работала съемочная команда. На советское кино 1960-х, например, заметно влияет Хрущевская оттепель. Цензура слабеет, и режиссеры охотно берутся за табуированные темы: рассуждают о личной и политической свободе, изучают человеческие взаимоотношения и по-новому, с позиции повзрослевших детей войны, показывают события 1941-1945 годов. Фильм «Застава Ильича», например, считается одним из символов эпохи. В одном из эпизодов главный герой картины представляет разговор с погибшим на войне отцом: он запутался в себе, не знает, как правильно поступить, и спрашивает у отца совета. Но отец не может ничего ему посоветовать: когда его не стало, герою было 23 года.
А в 1990-е на фоне стремительного развития технологий режиссеры часто обращаются к теме реального и виртуального и размышляют о свободе человека в быстро меняющемся мире. Вспомните героя фильма «Шоу Трумана»: в какой-то момент он обнаруживает, что привычная жизнь является просто реалити-шоу.
Что между героями и о чем они говорят?
Думайте о персонажах: какие между ними отношения, что влияет на их решения, что их вдохновляет и мотивирует. Обратите внимание на диалоги: высказывания персонажей часто дают ключ к пониманию происходящего. Режиссера Квентина Тарантино, например, заслуженно считают мастером диалога: хотя на первый взгляд разговоры его героев могут показаться болтовней «ни о чем», они помогают создать реалистичные характеры и обогащают сюжет. Вспомните, как Винс и Джулс в «Криминальном чтиве» всего за восемь минут переходят от болтовни о бургерах к нравственным рассуждениям о жестокости. Мы узнаем героев и чувствуем интригу и напряжение.
Дом, улица, лес — где происходят действия?
Обращайте внимание на локации: происходят ли сцены в разных местах, важны ли места для сюжета, влияет ли обстановка на ваше настроение? Как выглядят дома героев, где они работают? В фильме Джима Джармуша «Кофе и сигареты», например, пространство очень статично: мы наблюдаем несколько новелл — диалогов за чашечкой кофе на кухнях, в кофейнях и пабах. При этом каждая локация наполнена знаками-подсказками: клетчатый рисунок на столах создает аналогию между диалогом и шахматной партией, а интерьеры предлагают ключ к лучшему пониманию героев и ситуации. В новелле «Кузины» героиня пытается откупиться подарками от родственницы. Строгий минималистичный интерьер помогает подчеркнуть холодность персонажа.
А иногда особенности пространства складываются в целый жанр: сюжет популярных в США роуд-муви, например, складывается вокруг путешествий, наполненных неожиданными событиями и знакомствами. Дорога в таких фильмах символизирует саму жизнь: прошлое и будущее героев, проблему выбора, течение времени. В фильме «Зеленая книга» дорога объединяет двух героев из разных миров: в путешествии каждому предстоит открыть для себя жизнь с неожиданной стороны, лучше узнать людей и отказаться от предрассудков.
Хронология
Постарайтесь определить, все ли события происходят в хронологическом порядке. В некоторых фильмах сцены намеренно перемешаны. Очень полезно смотреть такие фильмы несколько раз, чтобы понять, в каком порядке события происходили бы в реальности. От этого может зависеть понимание сюжета в целом. Пример такого фильма — «Необратимость» Гаспара Ноэ. Сюжет движется от финальных событий к завязке, при этом сцены смонтированы таким образом, что повествование кажется последовательным и непрерывным. Смысл картины скрывается в самом названии: необычная хронология приглашает зрителя задуматься о ходе времени, судьбе, выборе и предопределении.
Музыка и визуалы
Подумайте о музыке, гриме, костюмах, цвете и свете, операторской работе, спецэффектах. Эти элементы призваны воздействовать на зрителя, создавать определенное настроение, помогать глубоко переживать события на экране.
Режиссер Андрей Тарковский в одном из интервью объяснял это так: в повседневной жизни такие детали, как цвет, могут казаться нам незначительными. Другое дело, если мы смотрим на светофор, когда переходим дорогу — вот тогда цвет имеет для нас особое значение, мы замечаем его, осознаем. Кино уникально тем, что все цветовое решение может работать в нем по принципу «светофора»: заставлять зрителя обратить на себя внимание, задуматься, сделать какой-то вывод.
Простой пример — фильм «Город грехов», где черно-белую гамму дополняют оттенки красного. Контрастные оттенки подчеркивают драматизм происходящего и помогают режиссеру создать настоящий атмосферный нуар. А в сериале «Твин Пикс» в диалог со зрителем вступаем музыкальная аранжировка: уникальные композиции, написанные специально для сериала композитором Анджело Бадаламенти. Музыка — это первая ассоциация с «Твин Пикс», которая возникает у большинства людей, которые видели сериал.
Насмотренность — ключ к пониманию «сложного» кино
Чем больше вы углубляетесь в кинематографические приемы и заостряете внимание на деталях, тем проще становится понимать даже самые сложные фильмы. А то, что раньше казалось вам «странным», может открыться с новой, неожиданной стороны.
Читайте также: