«Сохранить культурный код русского балета очень важно»: Анжелина Воронцова о вдохновении и будущем классики

Заслуженная артистка России и прима-балерина Михайловского театра, рассказывает о своем пути от побед на конкурсах до главных ролей в мировой классике

Анжелина Воронцова — заслуженная артистка России и прима-балерина Михайловского театра. Ее путь в искусстве начался с блестящих побед на престижных конкурсах и дебюта в Большом театре под руководством Николая Цискаридзе. Сегодня она — одна из самых ярких звезд русского балета. В интервью NOW Анжелина рассказала о сложностях адаптации к разным стилям хореографии, значении традиций в балете, а также о том, как сохранять физическую форму и вдохновение в условиях плотного графика.

О карьере и вдохновении:

 Ваш творческий путь начался с побед на престижных конкурсах и дебюта в Большом театре. Что вы считаете главным фактором своего успеха?

— Это всегда совокупность факторов: целеустремленность, трудолюбие, природные данные, которые, конечно, очень важны для балета, но также и удача оказаться в нужных обстоятельствах. Таким обстоятельством для меня стал Международный конкурс артистов балета «Арабеск», где меня заметили Екатерина Сергеевна Максимова и Владимир Викторовича Васильев. Это величайшие артисты в истории балета, и они определили мое дальнейшее становление.

 Влияние вашего педагога Николая Цискаридзе стало уникальным эпизодом в вашей карьере. Какие главные уроки вы извлекли из этого сотрудничества?

— Влияние Николая Максимовича Цискаридзе на мою карьеру огромное. Когда я только пришла в Большой театр в 17 лет, я стала его ученицей. Это уникальный случай, когда педагог-мужчина берет к себе в ученицу девушку. И помимо того, что я была его ученицей, я была его партнершей. И, конечно, помимо огромной ответственности, я испытывала страх, потому что Николай Максимович, помимо его грандиозной величины в искусстве, он еще блистательный педагог, партнер. И мне, безусловно, хотелось этому соответствовать. Он научил меня всему в этой профессии, как подходить к роли, к костюму. Показал мне, что балет — это большое сложное искусство.

 Вы работали с выдающимися хореографами, такими как Начо Дуато и Джон Ноймайер. Как эти коллаборации повлияли на ваше восприятие балета?

— Конечно, работа с такими величинами в балете всегда влияет на восприятие творчества балерины. И мое первое соприкосновение с хореографией Начо Дуато случилось, когда я только пришла из Большого театра. Мне были тогда непонятны музыкальность его спектакля, особый хореографический рисунок. Но постепенно я стала понимать его творческие задачи. И у него несколько отличается подход. Он сам очень естественный, и он не любит неестественность выражения эмоций на сцене. Он всегда уделял особое внимание работе рук, просил, чтобы кисти были изящные, без акцентированных положений. И потом, в процессе работы, пришло понимание, словно щелчок в голове, и на меня моментально легла его хореография. И с того момента я научилась перестраиваться с его хореографии на хореографию в других спектаклях. Потому что стили хореографии очень разные, и артисту требуется время, чтобы воспринять их.

 Что для вас значит звание заслуженной артистки России?

— Звание заслуженной артистки, безусловно, для меня очень приятно и ценно. Я надеюсь, что я оставила небольшой след в сердцах зрителей и профессионалов. Но в целом статус заслуженной артистки не влияет на мою работу или самоощущение. Ответственность перед зрителем, которая была у меня с первых партий, так и остается со мной. Так меня воспитали педагоги. Служение искусству — это не громкие слова, а мое искреннее отношение к делу. Каждый выход на сцену сродни исповеди молитвы перед зрителем.

О жизни балерины:

 Какие ежедневные ритуалы помогают вам поддерживать физическую и эмоциональную форму? Как вы справляетесь с профессиональными вызовами, такими как постоянные гастроли и плотный график репетиций?

— Очень важная составляющая для балерины — это соблюдение графика. Обязательно нужно высыпаться, для того чтобы иметь много сил и для того, чтобы давать их на сцене. И, конечно, правильное питание. Я очень верю в силу правильного питания, именно не голодание, а сбалансированный рацион и прием витаминов. Обязательно нужно следить за основными показателями, потому что невозможно себя хорошо чувствовать и выдерживать такие нагрузки, если твой организм получает недостаточное количество полезных веществ. И, конечно, очень важно пребывать в хорошем настроении, в правильном ментальном состоянии, поэтому, несмотря ни на что, нужно заставлять себя подниматься, начинать день с улыбкой и всегда обращать внимание на те положительные мелочи, которые происходят — концентрироваться на позитивных моментах.

Ваша техника и артистизм неизменно вызывают восхищение критиков. Считаете ли вы, что уже достигли своего пика, или впереди еще много нового?

— Нет, я не считаю, что я достигла своего пика. Надеюсь, что еще много нового впереди, потому как после любого пика идет спад. Надеюсь, что я только на пути к своей вершине, на котором я буду еще очень долго радовать зрителей.

Фото: Ирина Яковлева

О премьерах:

— Расскажите о вашем участии в премьере балета «Собор Парижской Богоматери». Что в этой постановке оказалось для вас самым сложным и самым вдохновляющим?

— Меня всегда притягивала хореография Ролана Пети. В Большом театре я танцевала Лизу в «Пиковой даме», участвовала в «Арлезианке». Конечно, роль Эсмеральды в балете «Собор Парижской Богоматери» — это совершенно иное. Пети создал очень объемный образ, и чтобы овладеть его специфичной хореографией, нужно работать с постановщиком или ассистентом. Мне его эту роль передавал Луиджи Бонино, друг и соратник Пети, хранитель его хореографии. Мне все время казалось, что я учу новый язык, и сам Луиджи, как истинный француз, обращал внимание буквально на каждую деталь. Такой же скрупулезной работа была в балетном зале. В русском театре мы привыкли к тому, что у нас певучие руки, пластичный корпус. Нас этому учат с детства в балетной школе. А во французском стиле акцент на четкости исполнения, я бы сказала, на резкие положения. Я люблю такую работу, потому что для артиста очень важно внутреннее напряжение, которое толкает тебя вперед.

 Вечер «Автографы и имиджи. Тамара Карсавина» посвящен одной из величайших балерин прошлого. Каково было погружение в мир Карсавиной, и как это событие повлияло на ваше понимание искусства?

— Мой дебют в балете «Жар-птица» — это знаковая для меня работа. И несмотря на большой опыт и внушительный репертуар, я все время стараюсь расширять палитру собственных образов. Безусловно, этот балет в истории русского и мирового искусства очень важен. Дягилевская антреприза до сих пор является одним из самых знаменитых явлений в мировом искусстве. Понять сегодня образ Тамары Карсавиной в этом балете достаточно сложно — видеозаписей не сохранилось, только фотографии. И мне эту роль передавал из ног в ноги Андрис Лиепа. Он сам танцевал в этом балете, и он досконально знает эту партию, но при этом дал мне большую свободу творчеству. И не отходя от канонов танца, от хореографического рисунка, я создавала свой образ жар-птицы. Он наполнен огнем, яркими красками, взлетающими арабесками и прыжками. Очень важно осмыслить каждую позу, каждый жест. И эта партия для меня очень важна в творчестве.

О будущем:

 Каким вы видите будущее классического балета? Нужно ли ему адаптироваться к новым реалиям или важно сохранить традиции?

— Я считаю, что очень важно сохранять традиции в балете и именно в классическом балете не допускать смешения жанров. И все равно балет развивается, это не музейное искусство, но при этом сохранить культурный код русского балета сейчас очень важно. Это наше национальное достояние, это то, чем мы гордимся. И современный балет, конечно, должен развиваться, но это две разные ветви. Ни в коем случае нельзя допускать смешения жанров, смешения традиций, потому что тогда у нас не останется ни красивого классического балета, не будет и современного.

 Какие проекты или роли вы бы хотели воплотить в ближайшие годы?

— В ближайшие годы я бы хотела продолжать танцевать классический репертуар, потому что это одна из вершин искусства — именно классика в балете — и я мечтаю о партии Раймонды, хотелось бы станцевать Джульетту в классической версии. В современной я танцевала у Начо Дуато, но вот в хореографии Михаила Лавровского пока еще нет. Также задумываюсь о создании собственного проекта для того, чтобы полностью выразить свой творческий потенциал.

Фото: Алиса Асланова

О вдохновении:

 Кто из артистов прошлого или современности вдохновляет вас больше всего?

— Меня всегда вдохновляли русские балерины, потому что сочетание красоты, техничности, музыкальности, одухотворенности — это то золотое сечение, которым русский балет прославился во всем мире. И, конечно, золотой период русского балета — это во многом советский период. Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Галина Уланова — это те вершины, к которым хочется стремиться.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive