«Привычные пространства демонстрируются под новым углом»: интервью с организатарами международного фестиваля медиаискусства НУР

Команда фестиваля о том, как проходил отбор участников, чего ждать зрителям в этом году, а также о значении фестиваля в контексте культурной жизни города

С 24 по 26 мая в Казани пройдет независимый Международный фестиваль медиаискусства НУР – ежегодное событие, объединяющее медиахудожников, музыкантов и перформеров со всего мира и создание Новой Уникальной Реальности. Фестиваль, организованный мультимедийной студией Formate, пройдет в столице Татарстана уже в четвертый раз и впервые весной, открывая тем самым фестивальный сезон. 

Особенность фестиваля состоит в том, что художники взаимодействуют с городским контекстом – каждый участник заранее выбирает конкретное пространство и разрабатывает авторскую инсталляцию с учетом его архитектурной формы и истории. В этом году НУР объединит более 10 локаций: знаковых объектов, общественных пространств и памятников ЮНЕСКО.

В преддверии фестиваля редакция NOW поговорила с организаторами о том, что ждать от программы в этом году, как проходил отбор участников, а также о значении фестиваля в контексте культурной жизни города.

 Как возникла идея создания Международного фестиваля медиаискусства НУР, и как он развивался на протяжении этих четырех лет?

— Идея фестиваля возникла в 2019 году — после того, как основатель и куратор Рашид Османов посетил европейские фестивали медиаискусства. На тот момент основанная им студия Formate уже несколько лет разрабатывала мультимедийные шоу и аудиовизуальные перформансы для крупных мероприятий, и Рашиду захотелось сделать шаг в сторону от коммерческих проектов.

К лету 2020-го проект фестиваля НУР был готов, но был отложен из-за ковида. В декабре того же года команда начала прорабатывать лайн-ап и договариваться с площадками. Внимание в составлении лайн-апа разу сосредоточилось на художниках, еще не получивших всеобщую известность. Их отбирали посредством open call и приглашая лично. К слову, за 4 года заявки на open call подавали художники из 30+ стран — это больше 1/10 всей планеты. 

В течение четырех лет НУР пережил множество изменений: расширялась география участников и карта локаций, многократно выросла команда штаба фестиваля, а в программе появлялись новые события. 2023 году НУР объявил о том, что существует не только три дня и провел несколько ивентов в течение года, а еще впервые организовал масштабное открытие в квартале Savin City, где на протяжении вечера свет инсталляции B#ffffff от студии radugadesignее внутри строящегося здания ЖК Savin Premier взаимодействовал с приглашенными музыкантами — Эрикой Лундмоен и Николой Мельниковым с симфоническим оркестром LS Orchestra.

Фото предоставлено фестивалем

Какие главные цели и задачи вы ставите перед собой, организовывая фестиваль?

— Прежде всего, НУР показывает всему миру молодых художников, которые еще не обрели известность, и именно поэтому фестиваль ежегодно объявляет open call. Заявки принимаются из любой страны и проходят внимательный кураторский отбор, а каждый участник получает фидбэк.

Также фестиваль видит своей задачей «дополнить» карту Казани: мы не строим новые объекты, но каждый год открываем горожанам и туристам новые, прежде неизведанные локации. И даже отбросив этот момент важно сказать, что местные жители не всегда знают Казань на все 100%, поэтому фестиваль для них — интересный способ изучить город, что-то вспомнить или обнаружить. Привычные пространства демонстрируются под новым углом: НУР показывает, как памятники архитектуры и значимые для города объекты могут преобразиться с помощью света и звука. В этом году карта фестиваля будет почти наполовину состоять из новых «точек» — в некоторые из них жители Казани и туристы смогут попасть впервые исключительно в дни фестиваля. 

Безусловно, задача НУРа — еще и развить вкус зрителей. Гостями фестиваля оказываются не только казанцы, но и туристы из разных городов и стран, которых все сложнее удивить. Именно поэтому с каждым годом инсталляции участников становится более сложными как на техническом уровне, так и на уровне вкладываемых смыслов. Плюс к тому с первого года НУР включает в себя образовательное направление: ежедневно в фестивальные дни до начала работы инсталляций и выставок основатели крупнейших мультимедийных студий, искусствоведы, художники и другие эксперты рассказывают истории из личного опыта, разбирают кейсы и углубляют гостей в понимание медиаискусства. Мы рекомендуем посещать образовательную программу, потому что она дает возможность погрузиться в контекст — после этого гости абсолютно точно получат большее удовольствие от просмотра инсталляций. Все образовательные события общедоступны — чтобы посетить их, достаточно бесплатно зарегистрироваться. 

Фото предоставлено фестивалем

Отдельно стоит сказать и о музыке. Многим стало просто неинтересно ходить на вечеринки и рейвы, поскольку и лайн-ап, и пространства проведения приедаются. Мы понимаем это и всегда уделяем этой части НУР огромное пристальное внимание. 

Кураторы параллельной музыкальной программы (она называется TON – как оттенок звука и «ночь» в переводе с татарского) в 2024 году выбрали 15 артистов разных поколений и жанров, делая акцент на живых выступлениях. На двух сценах весь вечер будет изобилие синтеза звука, переходящего от чарующего эмбиента и эклектичных экспериментальных мотивов к танцевальным ритмам, звучащим с виниловых пластинок или модульных синтезаторов.

Две сцены в бывшем OBI, где никогда прежде не проходили подобные события, оформят Light&Stage дизайнер Kasper (в прошлом — художник по свету арт-центра Arma, а ныне управляет светом на шоу артиста «Хаски») и медиахудожница и VJ Алена Осипова (работала на известных клубных площадках страны, включая Arma, Gazgolder, Blank и Werk). Специально для этой ночи креативные директора студии Formate Евгения Мусина и Рашид Османов создадут уникальный стейдж-дизайн, а компания LaserNoto предоставит лазерный луч как визуальный элемент для главной сцены TON, который синхронизируется с другими световыми и звуковыми приборами в ночном аудиовизуальном ансамбле.

 Чем отличается НУР в этом году от предыдущих лет?

— НУР в 2024 году отличает более выразительный упор на молодых художников. Если предыдущие годы в лайн-апе оказывались преимущественно опытные участники, то в этом году он делится 50 на 50. От них команда фестиваля ждет самые интересные результаты, ведь отсутствие опыта освобождает и от рамок.

Молодые художники в программе 2024 представлены преимущественно авторами и коллективами из Казани — Nadya Kimelyar Х Yusuf Bikchantaev, ИС х ЕМ, Formate, Nickkras. Чтобы одновременно четыре представителя Казани фигурировали в основной программе с инсталляциями — такого еще не было.

Фото предоставлено фестивалем

 Можете рассказать подробнее о выборе локаций для фестиваля?

— Каждый год команда фестиваля ходит по городу в поисках новых мест: за 3 предыдущих года НУР охватил уже 27 локаций в разных частях Казани. На выбор влияет необычная архитектура сооружений и общественных пространств, история их появления, контекст, связи с культурой и жизнью самой Казани, желание выявить что-то неизведанное, пешая и транспортная доступность и, конечно, безопасность нахождения на площадке.

После такой «экскурсии» формируется карта фестиваля, на которой всегда оказывается минимум 10 локаций. Она составляется таким образом, чтобы при желании гость смог пройти все инсталляции за один фестивальный день и оценить каждую — с учетом, что работают они не круглосуточно и открываются в разные периоды времени. По этой причине штаб фестиваля рекомендует следовать выверенному до мелочей маршруту. Мы очень стараемся делать его максимально удобным! 

 Какие ключевые работы стоит особенно отметить?

— В первую очередь, это работа «s — lab x Тинькофф» под названием Storm, которая  предлагает прикоснуться к границе стихии и цивилизации и символизирует иллюзию защищенности, заключив в себе шторм как метафору опасности и мощи. Художница Анастасия Слабиняк в коллаборации с художником лазерных шоу Ксенией Медведевой и саунд-артистом Таней Маландиной стала финалисткой open call в 2024 году, и команда Formate как организатор фестиваля высоко оценила авторскую идею. Кураторы помогли художнице доработать концепцию и реализовать ее, что еще раз доказывает, как важно начинающим авторам пробовать свои силы и подавать заявки на фестивали и не бояться просить помощи. Эту работу гости увидят в Южном корпусе Пушечного двора, который станет доступным только в дни фестиваля. 

Вторая интересная работа создана коллективом Ilia Balakin x EGO x Vsevolod Taran x Alexander Karelin x Атом. Группа энтузиастов выступает как независимые художники из международной мультимедиа продакшен-студии SILA SVETA. Центральный элемент их инсталляции Eye — сцена-ракушка во дворе Национального музея РТ, превращенная в око искусственного интеллекта. Зрачок перед сценой олицетворяет ИИ, который с помощью нейронных сетей в реальном времени по-своему интерпретирует человека и пространство вокруг него. Эта работа очень сложна технически и демонстрирует взаимодействие широкого спектра инструментов в создании медиаискусства. Кстати, инсталляция создана совместно с Атомом — брендом, который разрабатывает первый российский серийный электромобиль. 

Один из самый ожидаемых участников фестиваля — творческий дуэт французского художника-визуалиста Ноэми Шипфер и японского архитектора-музыканта Таками Накамото NONOTAK. В их портфолио — персональная выставка в Каннах и сет-дизайн для «Джона Уика 4», а в Казани они покажут масштабную аудиовизуальную инсталляцию Volume. Тысячи квадратных метров строительных лесов, сотни источников света и звука создают особое пространство внутри Подземной галереи Баумана — эта часть главной пешеходной улицы Казани тоже откроется специально для гостей фестиваля, и в обычные дни проникнуть туда невозможно. 

Организатор фестиваля НУР, мультимедийная студия Formate, разместит инсталляцию «Фрагменты» в еще одной новой локации — Консисторской башне Казанского Кремля. Работа внутри памятника ЮНЕСКО исследует феномен фрагментарности человеческой памяти. Как и в жизни, постепенно воспоминания складываются в знакомые визуальные образы, сгенерированные нейросетью. Наподобие человеческого мозга, который цепляется за ассоциации, она воспроизводит чуть искаженные очертания объектов и событий будто бы из глубокого сна. Инсталляция создана при участии музыканта Йусуфа Бикчантаева и медиахудожника Innapau.

Любопытный дуэт ИС х ЕМ получился у художницы Ирины Сафиуллиной и сокуратора НУР Евгении Мусиной. Создавая объемные инсталляции и камерные объекты с национальными мотивами, Ирина работает с чувственным преобразованием реальности. В свою очередь, Евгения чаще взаимодействует со светом и ролью отражений в образовании формы. Инсталляция Medūsa соединяет образы живого существа и мифологического персонажа: мотивы талисманов-оберегов с головой Медузы Горгоны и органические узоры сплетаются в металлических элементах, которые в то же время подчеркивают связь древнего и современного. Небольшое естественное движение металла сливается в равномерное звучание и образует брызги света в застывшем бетонном море — боуле самого большого в России экстрим-парка «УРАМ».

 Каковы были критерии отбора участников для фестиваля, особенно учитывая международный масштаб события?

— Фестивалю очень важно каждый раз удивлять даже самого искушенного зрителя, и большое значение имеет концептуальность работ — вместе с тем их техническая реализуемость. Кураторы обращают внимание на применение новых интересных инструментов, демонстрацию их достоинств и взаимодействий.

В 2024 году чрезвычайно важным критерием была работа с локацией — этот критерий есть всегда, но на этот раз каждому художнику предоставлялся на выбор один спот на карте с подробным описанием пространства, его фотографиями и историей. Все инсталляции программы локативны, поэтому их очень интересно смотреть. 

Фото предоставлено фестивалем

 Как вы оцениваете влияние фестиваля НУР на развитие медиаискусства в России и на международной арене?

— Как уже говорилось, фестиваль помогает открыть новые имена — и это не просто слова. Участники НУР знакомятся друг с другом, делятся опытом, могут тут же вступить в творческую коллаборацию. Конечно же, с участием на фестивале они становятся заметнее для кураторов других событий, связанных с медиаискусством. Художники, чьи работы были представлены в программах НУР прошлых лет, получали приглашения к сотрудничеству и участию на фестивалях, и для нас как организаторов осознавать свой вклад в индустрию очень приятно.

 Как местные жители и гости Казани воспринимают фестиваль, и как он влияет на культурную жизнь города?

Мы гордимся тем, что за 4 года НУР стал одним из самых ожидаемых событий года. Когда анонсировали фестиваль, еще зимой, гости тут же воодушевились и приобрели билеты, хотя мы на тот момент еще не раскрыли ни одну локацию и ни одного участника. С каждым годом мы бьем рекорды и замечаем, что фестиваль посещают абсолютно разные люди всех возрастов. Особенно мы рады детям — вход для них на фестиваль всегда бесплатный.

Со временем мы увидели, что у гостей развивается вкус, появляется свое видение. Какие-то инсталляции им нравятся менее, какие-то — более, а некоторые из них очень просят навсегда оставить в городе. Все отзывы штаб фестиваля фиксирует и старается учитывать, чтобы сделать программу максимально интересной. 

Фото предоставлено фестивалем

 Какие вызовы и сложности вы сталкиваетесь при организации такого масштабного мероприятия?

Независимый статус фестиваля НУР — это и огромный бустер, и большая сложность. Все события Formate организует, вкладывая собственные средства. При этом мы чувствуем огромную поддержку со стороны города — различные институции и министерства ежегодно предоставляют фестивалю уникальные локации. Спасибо им за это!

Отдельную благодарность мы хотим выразить нашим уважаемым партнерам, которые поддерживают амбициозные идеи и вносят свой вклад в развитие фестиваля. Их помощь и доверие неоценимы.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive