«Пригламуренный хаос»: блиц-интервью с участниками маркета WIN-WIN, работающими с фотоискусством

В преддверии маркета WIN-WIN мы поговорили с представителями секции FOCUS ФОТО о том, почему они работают с фотографией, о знаковых работах и о том, как поймать идеальный кадр

С 13 по 14 апреля в Центре современного искусства Винзавод
пройдет восьмой маркет современного искусства WIN-WIN, на котором начинающие и уже состоявшиеся художники, галереи, творческие объединения и независимые издательства встретятся для открытого диалога и продажи работ без посредников по демократичным ценам.

Впервые на маркете WIN-WIN будет запущена секций для художников с одним ведущим медиумом в искусстве. В секции FOCUS ФОТО будут представлены молодые художники, работающие в направлении фотоискусства и фотографии. Кураторами секции стали основатели галереи современной фотографии PENNLAB Николай Дмитриев и Михаил Краснов. 


В преддверии маркета мы поговорили с представителями секции о том, почему они работают с фото, о знаковых работах и о том, как поймать идеальный кадр. 

Катя Косова

Почему вы из всех медиумов искусства вы выбрали работу с фото?

До того как начать заниматься искусством, я много путешествовала и проводила время на природе, так что фотография стала одной из хороших возможностей переосмыслить весь приобретенный за это время опыт и выйти наконец из профессионального спорта безболезненно, заменив одно другим.

— Как вы можете описать свой стиль?

— Как пригламуренный хаос.

— На каких художников или фотографов вы ориентируетесь в творчестве?

— Стараюсь ни на кого не ориентироваться, но симпатизирую больше всего работам Сая Твомбли, Герхарда Рихтера, Петера Фишли и Дэвида Вайса и своих учителей – Владислава Ефимова, Алексея Зеленского, Ромы Мокрова и Рины Вольных.

— Как вы понимаете, что нужно сделать кадр? Приходит ли понимание в процессе съемки или вы заранее знаете, что необходимо?

— Просто смотрю в окошко камеры.

— Расскажите о знаковых для себя работах.

Вся серия «Трансформация видов», часть которой представлена на WIN-WIN, является для меня знаковой, потому что это и выпускной проект «Свободных мастерских», и одно из первых серьезных высказываний.

Катя Косова: «Чуня» из серии «Трансформация видов»

Алена Кондюрина

Почему вы из всех медиумов искусства вы выбрали работу с фото?

— Когда я только начала заниматься фотографией, это не было похоже на осознанный выбор – просто у меня был фотоаппарат, и я радовалась как ребенок возможности, нажимая на кнопку, фиксировать то, что вижу. Впрочем, я тогда и была ребенком. Позже я обнаружила, что при помощи этого медиума можно создавать новую реальность и рассказывать истории, и это окончательно развернуло меня в сторону фотографии.

— Как вы можете описать свой стиль?

— Мне кажется, я довольно мрачный рассказчик. Меня интересует грань между повседневным и нереальным, и иногда то, что происходит на этой грани – пугающее и неуютное, но очень для меня притягательное. Мне интересно наблюдать взаимодействие человеческого с мифологическим.

— На каких художников или фотографов вы ориентируетесь в творчестве?

— Я, скорее, могу сказать, кем вдохновляюсь. Моя самая большая и немеркнущая любовь с давних времен – Алек Сот. Когда я смотрю на его кадры, начинаю чувствовать какую-то вибрацию в воздухе, напряжение и одновременно меланхолию. И мне немедленно хочется начать что-то делать самой. Еще из сразу приходящих на ум имен – Вим Вендерс. Я люблю его и как режиссера, и как фотографа. Из российских авторов – это Игорь Самолет, Алиса Горшенина, Елена Аносова. Впрочем, имен, конечно, больше, и появляются все новые, что меня очень радует.

— Как вы понимаете, что нужно сделать кадр? Приходит ли понимание в процессе съемки или вы заранее знаете, что необходимо?

— Чаще всего я сначала вижу картинку в голове, и она там «чешется», пока я ее не сделаю. Но иногда бывает и так, что я сама не понимаю, что делаю, меня несет, и это мое любимое ощущение, очень захватывающее.

— Расскажите о знаковых для себя работах.

— Несколько лет назад я делала проект «Пункт Б» про кенотафы – венки, висящие вдоль дорог на месте катастроф. Они невозможно меня притягивали. Ездила по дорогам, останавливалась на обочинах, рассматривала их, фотографировала. С одной стороны, мой любимый жанр – «роуд муви», и это был такой «роуд муви» в реальности. Дороги – это вообще отдельный мир, многое, что мы видим там (если не проносимся мимо, а останавливаемся), мы не видим в повседневной жизни. У этой реальности свои законы и свой пантеон. С другой стороны, кенотафы, знак смерти, вынесенный за пределы кладбищенских оград, такое современное капище. Это интересно изучить. К тому же на мой взгляд, они очень красивы как объекты – сочетание выгоревших пластиковых цветов с живыми деревьями леса. Сейчас я больше не занимаюсь этим проектом – человеческого горя и смерти стало в нашей реальности слишком много.

Алена Кондюрина: «Березовая роща»

Ольга Погорелова


— Снимать всерьез я никогда не планировала и довольно долго считала себя графическим дизайнером, а фотографию занятием для неких других. И, кажется, мой стиль сформировался как раз под влиянием графики, рекламы, эстетики постеров и в целом работы внутри рекламной индустрии. А дальше все сошлось: появилась японская Yashica, широкая пленка, работы Todd Hido и Irving Penn и многое другое.

Я снимаю «предметку» и реже людей. Обожаю неодушевленное в кадре – с ним легко договориться, предметы послушно принимают нужную форму, замирают в композиции и выдают нужное мне настроение. Часто я вижу какие-то разрозненные предметы где-то рядом, и кадр получается спонтанно, быстро, на эмоциях. Недавно я сильно опаздывала на встречу, потому что уже в дверях поняла – нужно срочно снять один кадр, в холодильнике лежит пара артишоков. Берегу эти мои импульсы, без них никак. Сейчас я пытаюсь проявить внутри себя тему для серии работ, чтобы эта тема была глубже, чем заметки на кухонном столе. Искать саспенс в «предметке» сложно.

Денис Тихомиров

— Почему вы из всех медиумов искусства вы выбрали работу с фото? 

— Я выбрал фотографию достаточно случайно, наверно, за счет ее доступности с точки зрения входа в медиум и того, что вокруг проходила много фотособытий. Фотография как медиум меня привлекает своей неразрывной связью с реальностью и тем, что произведение всегда возникает на стыке авторской задумки и мира вокруг, что всегда вносит свой элемент случайности. Еще меня привлекает статичность фотографии и возможность ощущать прошедшее время в настоящем.

— Как вы можете описать свой стиль?

— У меня нет одного стиля в фотографии, иногда это постдокументальная фотография, где мне важен мой субъективный взгляд на происходящее вокруг, часто это то, что называют перформативной фотографией.

— На каких художников или фотографов вы ориентируетесь в творчестве?

— Мне нравится Вольфганг Тильманс, Роберт Адамс. Из постсоветского пространства – Сергей Братков и Борис Михайлов.

— Как вы понимаете, что нужно сделать кадр? Приходит ли понимание в процессе съемки или вы заранее знаете, что необходимо?

— Я обычно разделяю фотографирования на два типа проектов. В первом случае я предварительно разрабатываю концепцию, провожу подготовительную работу, и сделанный снимок становится лишь завершающим этапом. Второй тип более интуитивный, обычно я ограничиваю себя каким-то местом и могу снимать его месяцами, ищу образы вовне, которые бы выражали мое состояние, тем самым через внешнее пространство стараюсь понять себя.

— Расскажите о знаковых для себя работах.

— Знаковый для меня проект, над которым я работал много лет назад, когда служил в армии – съемка всего, что со мной происходило на протяжении года. Это мне дало первое понимание, что такое проект и как работать с выбранной темой. Потом для меня были очень важны проекты, которые я создавал, учась у Сергея Браткова. Он сформировал новое понимание фотографии как одного из медиумов современного искусства.

Горячий Пирожок

— Почему из всех медиумов искусства вы выбрали работу с фото?

— Фотография всегда присутствовала в моей жизни. Сначала это были поиски эстетики и желание приблизиться к стандартизированной красоте. После появилось желание фиксировать честность. Так я перешла к документальной съемке. В какой-то момент захотелось создавать и контролировать визуальные образы, манифестировать свою позицию, использовать перфоративную практику в своих работах, а фотография стала отличным способом фиксации и коммуникации со зрителем.

— Как вы можете описать свой стиль?

— Концептуальная фотография, китч-фотография.

— На каких художников или фотографов вы ориентируетесь в творчестве?

— Не люблю останавливаться на списках. Я воспринимаю отрасль искусства как огромный организм, который живет благодаря взаимодействию художников из разных областей, каждый привносит что-то свое, развивает этот механизм и развивается сам.

— Как вы понимаете, что нужно сделать кадр? Приходит ли понимание в процессе съемки или вы заранее знаете, что необходимо.

— Каждый кадр я обдумываю заранее. Чтобы реализовать ту или иную идею, я подготавливаю реквизит, нахожу нужную локацию, полностью продумываю визуал. Сам процесс съемки – контролируемый и организованный, и, как правило, результат мало отличается от эскиза.

— Расскажите о знаковых для себя работах.

— Проект «Любить арендовано» не только мой первый проект, но и самый личный и болезненный. Работа над ним заменила мне психотерапию и «проторила дорожку» к современному искусству. Меня волновала проблема отношений между мужчиной и женщиной. Здесь я рассматривала тему сексуализации и место женщины в современном обществе. 

Горячий Пирожок: «На подзарядке»

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive