«Креатив — отдельный сектор экономики»: интервью с Дмитрием Маркиным, директором по развитию «Суперметалла»

Поговорили с Дмитрием Маркиным о том, как открывался «Суперметалл», почему к креативной индустрии приковано большое внимание и о том, какие проекты команда планирует запустить в будущем

С 27 по 29 сентября в МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Суперметалле» и центре дизайна Artplay пройдет «Креатех Фест». В программе фестиваля – более 50 дискуссий, стратегических сессий и воркшопов на темы промышленного дизайна, урбанистики, робототехники, саунд-дизайна и технического продакшна, а также арт-инсталляции, выставки, шоу и вечеринка «Ньютон для чайников».  

Среди участников: директор по развитию кластера «Суперметалл» Дмитрий Маркин, генеральный директор Artplay Дарья Устинова, музыкант Никита Забелин, руководитель компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов и др. 

В преддверии мероприятия редакция NOW поговорила с Дмитрием Маркиным, директором по развитию «Суперметалла» о том, как открывался проект, почему к креативной индустрии приковано большое внимание и о том, какие проекты команда планирует запустить в будущем.

— Расскажи о себе, как ты вообще начал работать в этой сфере?

— Я попал в креативную сферу в 2016 году, когда подрабатывал администратором в маленькой фотостудии на улице Правды, параллельно работая в «РЖД», в безопасности Московской железной дороги. В фотостудию я пришел почти случайно – там работала девчонка, которая мне нравилась. Так что пусть хоть кто-то попробует мне сказать, что работать в фотосутудии админом – это отстой!

 Расскажи о том, как открывался «Суперметалл». Как вы искали локацию и какой был вообще изначальный план запуска?

— Я в команде не так давно, с апреля 2022 года, и в проект меня пригласили, когда он уже был запущен. Моя задача – развивать и привлекать внимание. Наша команда (команда девелопера Алексея Капитанова, известная проектами «Хлебозавод» и «Флакон». – прим. ред.) более 10 лет занимается созданием концептуальных пространств из бывших промышленных территорий. Мы находим недвижимость, разрабатываем и воплощаем концепции, а дальше – реализовываем как готовый арендный бизнес. Мы всегда находимся в перманентном поиске интересных объектов, чтобы создавать новые кластеры и развивать городскую среду. 

 Как удалось создать новый объект притяжения для горожан такого уровня, хотя, казалось бы, креативных пространств в столице уже не мало?

— Тут не согласен — кластеров с активной внутренней средой не так много, как кажется. Что помогает создавать такие пространства? Уникальный опыт, невероятное умение Капитанова собирать эффективные команды и конечно же всесторонний скрупулезный анализ. Если рассматривать «Суперметалл», то пришли к решению, что для привлечения внимания к пространству, нужно сделать что-то уникальное. Мест с дизайн-кодом, который так сильно бы впечатлял, очень мало, из нового я могу назвать только «ГЭС-2», Центр «Зотов». Это мое личное субъективное мнение, если мы говорим именно про креативные пространства схожего масштаба. 

Так, лобби корпуса «ЦЕХ» стало нашим главным архитектурным обелиском. Мы пожертвовали значительной частью площади, для того чтобы реализовать архитектурную концепцию, разработанную Алексеем Капитановым и Марией Яско (Yo yo bureau. – прим. ред.). Да, мы получили меньше коммерческих площадей, но за счет дизайн-кода и концептуальной идеи мы довольно быстро привлекли к себе внимание нашей целевой аудитории.

В качестве вектора внутреннего дизайна выбрали довольно грубый индустриальный стиль, и чтобы сделать среду более комфортной, эти бетонные и металлические фактуры промышленного толка были уравновешены волнообразными формами и бурным озеленением. За счет чего получился такой прекрасный контраст. До сих пор получаю эстетическое удовольствие, смотря на осенние утренние лучи, пробивающиеся сквозь мансардные окна и балки перекрытий. 

 Расскажи о фестивале «Креатех Фест», чего ожидать посетителям?

— Думаю, что одна из причин, которая повлияла на появление «Суперметалла», это сведения о планах МГТУ им. Баумана расширяться. Университет увеличил единовременно свою площадь практически вдвое, построив вокруг нас порядка 170 тысяч квадратных метров новых корпусов.

Помимо развития инфраструктуры, изменения коснулись и внутренних аспектов. В начале года нас пригласили принять участие в стратегической сессии вместе с новым ректором Михаилом Гординым, где было обозначено желание соединить инженерию и креатив, ранее практически не связанные. Так что посетители фестиваля будут свидетелями начала достаточно серьезной коллаборации, которая повлияет на креативные индустрии и на сам университет.

На фестивале будет стратсессия с представителями Бауманки, креативного рынка и бизнеса, очень крутая образовательная программа вокруг темы совмещения креатива и инженерки. А в конце — тусовка на «Суперметалле» с перформансом TESLA от Никиты Забелина.

Ты сам будешь выступать там в качестве спикера?

— В образовательной части я не участвую, но буду одним из кураторов стратегической сессии. Так как мы сделали значительный вклад в формирование программы «Креатеха», нашей основной задачей было познакомить бауманцев с резидентами и другими партнерами из креатива. Что касается своей роли в этом проекте, я позиционирую себя как «интегратор» или «объединитель».

 Почему к креативой сфере сейчас такое большое внимание?

— Вокруг креатива сейчас много хайпа, как когда-то вокруг IT. Наверное, самое важное — то, что это отдельный сектор экономики, хоть и небольшой в масштабах ВВП нашей страны — по разным оценкам, около 2,5 %. Этот фактор и является главным драйвером, который притягивает все больше и больше внимание как со стороны органов государственной власти, так и крупных компаний. И также я считаю, что основные принципы креатива, такие как коллаборации и коммуникации, применимы во всех отраслях. Нужен ли креативных подход инженеру на заводе, госслужащему, частному предпринимателю или продюсеру съемок? Определенно да, креативное мышление — это мультипликативный софтскилл. Это мое личное мнение.

— Расскажи о том, насколько перспективно дальнейшее развитие городских креативных пространств.

Учитывая внимание к креативке и анализируя опыт зарубежных государств, где эта отрасль занимает более значительную долю в ВВП, у кластеров есть большой потенциал, потому что именно они являются аттракторами данного рынка. При правильном управлении и стремлении создавать что-то по-настоящему живое мы получаем потрясающую коммуникационную среду. Правильный подбор резидентов, активное взаимодействие с ними и с партнерами извне. Проект «Креатех» — яркое тому доказательство.

 Планируете ли вы какие-то новые проекты?

— Конечно! Например, в следующем году мы запустим наш первый международный проект — на Бали. И как я сказал, мы находимся в постоянном поиске подходящих объектов для ревитализации и джентрификации.

Есть ли у тебя проект, над которым ты мечтаешь поработать или воплотить в жизнь?

— Конкретного проекта нет, но мне бы хотелось вместе с Алексеем Капитановым, Евгением Харламовым (директор «Суперметалла». — прим. ред.) и всей нашей командой прикоснуться к созданию полноценного общественного пространства. Так, чтобы принять участие не только в развитии пространства, но и разработки концепции, строительстве и всем остальном. Я бы даже назвал это мечтой.

— А какой самый любимый, над которым ты уже работал?

— Тут очевидно. «Суперметалл». Иного не дано. Я фанатик.

«Креатех Фест» пройдет с 27 по 29 сентября 2023 года. Вход на мероприятия свободный для всех желающих по предварительной регистрации. Билеты на вечеринку можно приобрести на сайте.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive