— Как, почему и когда был основан бренд Roma Uvarov Design?
Моему бренду уже семь лет. Все началось, когда я учился в университете на факультете рекламы и PR. Модой я заниматься не хотел и не планировал, но пока я был студентом, бесплатно помогал локальным дизайнерам. Позже у меня появилось собственное видение и понимание всех производственных процессов, и я захотел попробовать себя в чем-то подобном. Тогда я начал с футболок с вышивками, что быстро мне надоело.
Мне всегда хотелось заниматься творчеством, прямо ТВОРЧЕСТВОМ. Собственно и на пиарщика я поступал, чтобы иметь преимущество и уметь продвигать свой продукт. Поэтому тогда под своим брендом я делал разные «штучки», экспериментировал, но все это было связано с дизайном одежды. Первые мои коллекции, кстати, вышли еще в Краснодаре, когда я был студентом и жил в общаге.
— А как ты оказался в Москве?
Мне Москва вообще никогда не нравилась, но перебраться сюда было необходимостью. Если ты не в Москве, то ты так и остаешься локальным брендом «где-то там». Так что я сдал диплом, выписался из общежития и сразу после университета переехал.
— Кто основной потребитель твоего бренда?
Ой, ну в самом начале это были очень молодые люди, лет до 27, те, кто готов к экспериментам. Сейчас все наоборот — от 28 до 45. В основном это женщины, реже — мужчины. Ведь мы мужской одежды мало производим, но если бы делали акцент на ней, уверен — мужчин было бы больше. Что интересно, молодежь выбирает что-то попроще и поскромнее, хотя казалось бы, они могли бы выбрать что-то яркое и провокационное. В общем, да, основная аудитория у нас взрослая, но мне это даже нравится.
— Какая у вас бизнес-модель и окупаемость?
Бизнес-модель? Я даже, кажется, не знаю, что это такое. Все где-то на уровне чувств. Сейчас мы вот отказались от дикого творчества и экспериментов. Понимаем, что людям нужна просто одежда. Они даже не знают, где покупать базовые вещи. А у нас с базой все плохо. Поэтому я исчерпал свой творческий потенциал, мне больше интересно изучать маркетинг и запросы потребителя, углубляться в производство. Так и вышло, что сейчас мы в процессе трансформации той самой бизнес-модели в более коммерческую. А с окупаемостью все просто — сейчас бренд окупается, спросите мое руководство, они подтвердят, что мы давно зарабатываем на этом. Но начинал я, конечно, на свои деньги без всякой прибыли.
— Стоит ли ждать коллекцию базовой одежды от Ромы Уварова?
Я говорю базе — «нет». Но люди к нам приходят не чтобы эпатажно одеться, а просто чтобы одеться. Наша аудитория просто не носит каждый день базовую одежду, черные футболки, однотонные худи — это не про них.
— Когда у бренда случился рывок?
У меня все шло по плану — логично и спокойно. Никакого вау-эффекта, все было спланировано. Мы тщательно изучаем аудиторию и точно знаем тех, кому мы нравимся и кому можем понравиться.
— На ваш бренд как-то повлияли санкции?
Резко они на нас не отразились, мы были в какой-то степени подготовлены. Проблемы выявляются постепенно. Например, наши поставщики ткани закупились на несколько лет вперед и продолжают системно работать с нами, но цены заметно выросли, почти в два раза. Но есть хорошие новости — на апсайкл не распространяются никакие санкции!
— А что думаешь о российских попытках сделать Fashion Week?
Ну, не удалось, не сложилось. Все-таки мероприятие проходило в рамках «Московских Сезонов», оно изначально направлено только на то, чтобы развлекать туристов. И людей повеселить им удалось: люди с саблями на подиумах, барышни танцуют в исторических костюмах. Но самое главное, бренды, которые в этом всем участвовали, не получили никакого выхлопа и поддержки аудитории. Неделя Моды в Москве не должна быть привязана к «Московским Сезонам» и другим муниципальным структурам.
— Как думаешь, бренды знали, на что они идут? Или они просто хотели показать себя?
Честно, не знаю. У всех были большие ожидания, но никто здесь не обеспечит тебя рекламой, байерами и прессой. Это прежде всего про площадку. Я думаю, мы могли бы сделать красивый качественный показ даже в Зарядье, но мы в этом не участвуем. Сейчас не время для веселья.
— А были приглашения?
Конечно, очень много, очень навязчивые и системные. Писали, как минимум, раз в неделю.
— Как вообще ты относишься к такого рода госзаказу?
Я считаю, что это здорово, когда государство дает деньги на твой классный проект. Не на пропаганду традиционных ценностей, войны и чего-то подобного. Я делал коллаборацию с «Ленинкой», рассказываю на лекциях про апсайкл, когда-то принимал участие в Mercedes-Benz Fashion Week, в конце концов. Это круто, когда государство может выделить тебе действительно больше деньги. Но главное делать свое дело и делать хорошо, а не обслуживать заказчика.
— Давай отвлечемся и поговорим как раз про апсайкл. Как ты к этому пришел?
Апсайкл со мной с самой первой коллекции. Я одержим этой идеей, в ней есть какая-то «зацикленность». Все, что у меня есть в достатке, я всегда могу логично и правильно использовать. Я очень люблю вещи. Я обрастаю тем, что коллекционирую. Именно это и становится материалом для моих коллекций. Апсайкл — это мой внутренний бзик, это больше, чем про экологию и помощь окружающей среде.
— Помимо твоего дома, где еще берете вещи для создания коллекций?
Это долгий ресерч по соцсетям, ради этого захожу даже в «Одноклассники». Иногда люди сами пишут и приносят что-то. Также ищу на «Авито», в секондах и винтажных маркетах. Очень помогают контейнеры для приема ненужного трикотажа, пряжи, фурнитуры и бижутерии, которые мы расставили по всей Москве. Обязательно сделайте на этом акцент, чтобы люди про них не забывали! Они есть, например, в Британской Высшей Школе Дизайна, ресторане «Дом культур» и библиотеке имени Ленина.
— Расскажи теперь про последнюю коллекцию.
Больше об этой коллекции хочется рассказать, все-таки, когда она поступит в продажу. Пусть пока это будет загадкой. Сейчас нам нужно произвести эту коллекцию в тираже, а это все-таки апсайкл, сами понимаете. Нам для этого нужно очень много материалов: трикотажа и шерстяных вещей. Хотите больше узнать — несите ненужные вещи в наши апсайкл-боксы!
— А бывает так, что остаются лишние материалы после производства?
Нет, мы вообще никогда ничего не выкидываем. У нас все идет в ход. Если что и остается, мы продаем через «Авито», отдаем студентам фэшн-факультетов. А вообще — я такой задрот, что даже распечатки какие-то использую и с обратной стороны.
— Расскажи, за кем ты сам следишь из российских дизайнеров? Носишь чьи-то вещи?
Нет. Я вообще не ношу локальные бренды. Я всегда в поиске того, кто мог бы мне понравиться, чтобы я прямо хотел носить эту одежду, но такого российского бренда еще нет. Посмотри вообще на мою футболку из секонда с идиотским принтом, где бы я здесь нашел такую? У Чапурина? (Смеется)
— А что ты носишь тогда?
Я ношу винтажную одежду, ношу брак и образцы с нашего производства. Одежды у меня вообще в избытке, иногда даже приходится продавать что-то в stories и устраивать гаражные распродажи.