Основательница бренда Red September Ольга Васюкова об особенностях моды в России и одежде как арт-объектах

Продолжаем общаться с яркими представителями отечественной индустрии. На этот раз поговорили с Ольгой Васюковой, которая научит вас воспринимать дизайн одежды как еще один вид искусства

С чего начинался бренд? Когда ты поняла, что хочешь запустить собственную марку? 

На самом деле таких мыслей не было. После окончания Polimoda (Институт моды и дизайна в Италии, прим. ред.) меня пригласили в Польшу работать в Reserved, и параллельно я продолжала вести свои соцсети, в которых рассказывала о своем творчестве и учебе. Постепенно вокруг них стало собираться коммьюнити — дизайнеры, ювелиры, художники и просто очень творческие люди, вовлеченные в креативную среду. И однажды мне написали в Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России) мои будущие партнеры, которые наблюдали за моими проектами, и предложили создать собственный бренд.

Получается, ты запустила бренд, когда была еще в Польше? 

Несколько месяцев я провела между Гданьском и Москвой, но это был просто ад. Каждую пятницу я бежала после работы на станцию, чтобы успеть на автобус до Калининграда, и оттуда ночным рейсом улетала в Москву. Все выходные встречалась с командой, с которой мы выстраивали будущий бренд, и в воскресенье вечером я летела обратно — и так по кругу. Это продолжалось примерно четыре месяца, но потом я окончательно поняла, что пора возвращаться. 11 ноября 2018 года я со всеми чемоданами приземлилась в Москве, и теперь мы считаем, что это официальный день рождения бренда.

Ты успела поработать в Reserved, которые принадлежат LPP. Расскажи, в чем разница в работе на себя и в крупной компании?

В крупных проектах уже выстроена система работы, существует вертикальное управление, фиксированное рабочее время — ты находишься в своем департаменте, рабочей зоне комфорта. Ты знаешь, что будешь делать сегодня, завтра, но это подходит для тех, кто ищет стабильность. В собственной локальной марке работа строится иначе, когда все процессы замкнуты на одном человеке. Работа с маленькой командой предполагает распределение всех рабочих процессов между небольшим количеством людей. Поэтому особенно важно — выстроить коммуникацию с людьми, с которыми ты работаешь. Каждый день что-то случается, мы постоянно находимся в стрессовом состоянии и решаем возникающие форс-мажоры. Стоит еще понимать, что в России сильно отличается подход к разработке и созданию вещей, все производственные процессы выстроены по-разному. Все, чему я четыре года училась во Флоренции, до сих пор приходится адаптировать под локальную индустрию, в такие моменты случается хаос, но работать становится еще интереснее.

Откуда появилось название бренда?

Какой-то романтической истории нет. Изначально у нас был логотип с медведем. В первом посте на моей личной странице в социальных сетях была история о моем знакомстве с резиновым олимпийским медведем, который после закрытия Олимпиады 1980 года улетел и стал никому не нужен. Он приземлился и чувствовал себя потерянным. Начал вести очень странный образ жизни. Он пил, его били, он не мог найти себя. В итоге я его подобрала и предложила работать амбассадором бренда. Получилась забавная история. А что касается «Красного сентября», то «красный» — это сильный символ, который для каждого характеризует что-то свое, вызывая яркие эмоции. А «сентябрь» — мое личное.

Почему решила перевести название на английский? 

Изначально было название «Колхоз Красного сентября». Тогда у меня была маленькая капсула рубашек с Фаиной Раневской. Но когда мы уже познакомились с другими членами нашей команды, начали думать, хотим ли мы разговаривать только с людьми на локальном рынке или планируем позиционировать себя более открытым брендом для аудитории в Азии, Европе и Америке. Поэтому мы решили изменить нейминг и сделать его более интернациональным, чтобы коммуникация с нашей аудиторией стала проще.

Ты позиционировала бренд больше как творческий проект?

Да, и сейчас тоже творческая составляющая превалирует в бренде, но мы пытаемся найти баланс, чтобы быть понятными разной аудитории. Ориентира на коммерцию не так много. Мы только к этому идем, потому что все очень творческие, и хочется не просто зарабатывать деньги, а делать что-то полезное, красивое, каждой коллекцией мотивировать людей на развитие какого-то взгляда. Я считаю, что содержание должно превалировать над формой. Для меня это важнее, чем выпускать всем понятную базовую одежду, на которой проще зарабатывать деньги. Но я так же понимаю, что фокусироваться на коммерческой части нужно, чтобы продолжать делать творчество. Хотя у меня все-таки больше интереса именно в искусстве, которое мы создаем. И мне кажется, это очень важно сохранить, чтобы у бренда была жизнь.

Но при этом ты даже сложные артовые вещи делаешь пригодными для обычной жизни.

Red September — это арт, который адаптирован для реальности, и мне нравится, что все больше людей это считывают. Очень важно, чтобы одежда была не просто арт-объектом, а чтобы ее носили, в ней проживали важные жизненные моменты и с ее помощью строилась коммуникация с миром.

При этом ты сама, как мне кажется, просто одеваешься.

Я одеваюсь так, потому что все время провожу в офисе, и мне приходится адаптироваться к среде, в которой нахожусь. В течение дня мне нужно принимать поставки, доставать из упаковок ткани и фурнитуру, проводить время на складе или производстве. В моем «рабочем» гардеробе несколько пар одинаковых джинсов, черных маек и худи. 

Одна из культовых вещей, с которой сразу ассоциируется твой бренд, — куртка с квадратными плечами Tetra Pak. Как она появилась?

Началось все не с куртки. Изначально появился плащ, который я сшила для выпускной коллекции в Polimoda. Я тогда вдохновлялась Олимпиадой и 1980 годами, эстетикой того периода. Я работала с коллажами: мой стол был завален разными фотографиями. Как-то у меня так получилось, что на кадре мальчик шел по улице с бидоном молока, а рядом лежала фотография пакета Tetra Pak. Я посмотрела и подумала: «Почему он несет молоко в бидоне? Почему он не может нести тетрапак на плече?». Тогда я начала пробовать, и родились эти квадратные плечи.

Да, и они попали в одну из твоих первых коллекций, которую показывали на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. 

Сначала эта коллекция из восьми луков была моей выпускной работой в Polimoda. А потом, когда уже запустили бренд, мы провели показ в Питере. Там попробовали, посмотрели, что к чему, потом еще что-то дошили и развили эту тему плеч Tetra Pak. В итоге презентовали уже более развернутую коллекцию в Москве. 

Твои коллекции часто связаны с прошлыми десятилетиями. Как ты находишь баланс, чтобы чувство ностальгии не переходило грань простого копирования архивов?

Очевидные повторения — уныло и скучно. В чем здесь тогда моя работа? Я родилась в историческое время перемен, перестройку 1990-х, те моменты, когда все менялось очень стремительно. Я видела появление западной поп-культуры и начало суперинтересного периода нашей истории. Можно сказать, что я как компьютер — моя операционная система обрабатывает всю информацию, которая в него попадает. Это мой базис, я вижу и запоминаю все, что происходило и происходит. Весь мой опыт — синергия эмоций и событий, которые я проживала и видела. Все это со мной резонирует и сочетается. Я могу вдохновиться какой-то вещью, но результат будет совершенно иной.

А ты при этом ориентируешься на социальную повестку или эти совпадения случайны?

Мне очень важны и интересны люди, поэтому я поднимаю в своем творчестве вопросы, которые волнуют любого человека. Эти вопросы близки и для меня — это и есть взаимосвязь между нами. Она никак не связано с повесткой. Я не хочу на нее тратить время.

Как ты представляешь, кто будет носить модели Red September постоянно? 

Я надеюсь, никто не будет так делать. Очень важно разнообразие. Мне было бы интереснее видеть людей, которые интерпретируют свое восприятие мира через одежду, совмещая совершенно разное в своем образе и формируя собственный стиль. Чем больше эмоций, настроений и желания экспериментировать у человека, тем лучше. Именно поэтому чем больше классных, интересных брендов, тем лучше для индустрии в целом, ведь тогда у людей есть выбор. У каждого дизайнера есть какая-то собственная картина мира, но важнее, когда эти творения представлены в одной галерее. И на них можно смотреть по-разному. Это и есть персональная уникальность и стиль.

Получается, что и к коллаборациям ты хорошо относишься? 

Да, но при этом я сейчас оцениваю свое моральное состояние и понимаю, что пока не открыта для коллабораций. В любом случае отлично, когда случается синергия двух творческих потенциалов и появляется больше разных взглядов, которые дополняют друг друга. При этом коллаборация — всегда риск, ведь результат может быть как полностью провальным, так и впечатляющим. Мы уже видели совместные творения марок, которых лучше бы не было. Суть первых коллабораций заключалась в том, чтобы совместить то, что раньше никогда не пересекалось: это давало новый импульс для развития индустрии. Очень важно, чтобы коллаборация всегда была осмыслена.

А если бы тебе предложили выпустить с кем-то совместную коллекцию прямо сейчас, кто бы это был?

Я бы точно не делала коллаборацию с другими модными брендами. Мне было бы гораздо интереснее сфокусироваться на работе с другими дисциплинами. Вероятнее всего, это было бы взаимодействие с художниками или режиссерами. Чтобы это была некая мультидисциплинарная работа. Можно соединить разные плоскости воедино, а не просто выпустить очередной дроп одежды. Мне интереснее интегрировать мои вещи в другие направления творчества — в видео, фильмы, арт-объекты, перформансы.

Как бренд существует в новых реалиях? Что происходит с производством?

Основное производство у нас в России, хотя сейчас мы рассматриваем и другие страны. У нас есть экспериментальный цех, в котором мы разрабатываем все новые коллекции и потом уже отправляем их на производство. Что касается материалов, то мы как работали с Италией, так и продолжаем работать. Те производства, которые нам создавали нам ткани, от нас не отказались. Они оказались максимально лояльными и во многом идут нам навстречу. Но, конечно, бывают трудности с логистикой. Есть некоторые фабрики, например, в Португалии и Испании, которые сейчас в принципе не сотрудничают с Россией. Но я верю, что ситуация стабилизируется и максимально оптимистично смотрю в будущее. Мы будем продолжать работать и стараться находить оптимальные решения.

Сильно ли изменились цены на ткани, фурнитуру?

На ткани да, выросли, но сейчас для нас благоприятный курс валют. Обычно фабрики просят 30% предоплаты. Нам же сейчас выгоднее заплатить всю сумму сразу, чтобы в будущем не случилось пересчетов, когда курс резко подрастет и себестоимость ударит по нашим клиентам, ради которых мы все это и создаем.

Red September — единственный российский бренд, который оказался на Pitti Uomo в этом году. Расскажи, что это значит для тебя?

Для меня не так важно, когда проект назвали успешным, о нем кто-то написал. Важнее получить объективную оценку со стороны. Если я создам неудачную коллекцию, то нас никуда не позовут и никто про нас не напишет. Я переживаю процесс создания. Для меня важен сам момент появления коллекции на свет, через нее я выстраиваю свою коммуникацию с людьми. Одна история для меня заканчивается, начинается новая. А то, что происходит после выхода коллекции, уже важно нашему коммьюнити. Да, мы появились на Pitti Uomo, для нас важно, что мы смогли масштабироваться. Это новая ступень, на которую мы смогли подняться и продолжаем работать дальше. Да, люди, которые этим интересуются, посмотрели, увидели, что есть такой российский бренд. А для нас главное, что мы смогли сделать это.

Как ты оцениваешь тогда свое признание? Ведь для многих дизайнеров, например, важно оказаться на страницах модных изданий.

Для меня важно изучать новое, анализировать свою работу, учиться и развиваться, расти в творческом и профессиональном плане. Для меня такие вещи имеют большую ценность, чем просто оказаться на обложке какого-то издания. Я хочу реализовать себя в творчестве, чтобы результат моей работы был важен для людей, чтобы они любили и носили мои вещи.

Раз уж мы заговорили о внешних коммуникациях, то как сейчас строится диалог с байерами? 

Так совпало, что в начале этого года мы как раз начали планировать выход на российский рынок. С новой осенне-зимней коллекцией мы появимся во многих российских мультибрендовых магазинах — КМ20, ЦУМе, Babochka и других. Когда байеры начали приходить к нам, некоторые говорили, что вообще не знали о нас и были приятно удивлены качеством и дизайном вещей. Бренд продолжает продвигаться на рынках США, Японии, Европы. 24 февраля у нас как раз было начало байерской сессии, и буквально в процессе согласования заказов некоторые новые концепт-сторы отменили свои закупки. Да, это было ожидаемо. Главное, что наши постоянные клиенты разместили заказы и продолжают движение дальше вместе с нами, поддерживая бренд.

Без поддержки на западном рынке, наверное, не случилось бы и появления Билли Айлиш на SNL и Биг Шона на Coachella в вещах бренда. Расскажи, как это было?

Все очень просто — их стилисты запросили наши вещи, которые также представлены в Лос-Анджелесе. В этом плане в США все гораздо проще: стилисты не боятся брать для звезд вещи молодых и неизвестных марок. Да и у самих селебрити тоже нет никаких предрассудков. Да, это, конечно, приятная новость, но мы не выделяем звезд среди своей аудитории. Получилось максимально прозаично — сначала мы даже пропустили появление музыкантов, пока кто-то из знакомых не написал, что Билли появилась в нашей юбке. Примерно то же самое случилось и с Шоном в брюках из последней коллекции.

А кого бы ты сама хотела сделать амбассадором?

Я максимально спокойно отношусь к селебрити и инфлюенсерам. Мне кажется, сейчас некий период застоя, когда нет какого-то яркого героя. То есть в 1980-х был Цой, потом Бодров, Лагутенко, Дельфин, Земфира. Это такие знаковые фигуры, которых можно было бы назвать героями своего времени, которые объединяли несколько поколений и несли четкую принципиальную позицию. Сейчас я не могу назвать такого человека, хотя, возможно, я просто его не знаю. Поэтому я хочу, чтобы мои вещи носили люди и жили в этой одежде, а не просто появлялись на красных дорожках. А со звездами — их одели, они выступили и все. На этом жизнь вещи и ее связь с человеком закончена. Для меня важно, чтобы то, что я создала с нуля, потом обрело жизнь, чтобы вещь шла вместе с человеком, и это был его собственный выбор. 

Расскажи о команде бренда, кто помогает тебе?

У бренда совсем небольшой штат. Есть бренд-менеджер, генеральный директор и пиар из агентства NOB, небольшой штат экспериментального производства и я. На мне разработка коллекции, выбор тканей и фурнитуры, закупка всех материалов, создание эскизов, макетов, разработка принтов. Маленькая команда — большой функционал.

И удается увеличивать объемы таким небольшим составом? 

Да, мы постепенно растем, и как раз на примере зимней коллекции можно будет это увидеть. Многие магазины заинтересовались нами, увеличивается узнаваемость бренда, растет спрос, на нас выходит все больше новых универмагов и концепт-сторов, мы масштабируемся и увеличиваем обороты. 

Поделись планами о будущем бренда. Ждать ли нам, например, обувь или кожаные аксессуары Red September? 

Сейчас я думаю в совершенно разных направлениях и областях творчества. С октября планирую начать получать еще одно высшее, но уже в другой сфере. Хочется внедрить эти знания и в сам бренд, чтобы развивать проект во всех направлениях. В этом случае я вдохновляюсь Acne Studios, которые смогли себя показать с разных сторон и помочь развитию аудитории бренда. Что касается коллекций, то здесь у меня нет никаких ограничений. У нас в ассортименте уже много разных категорий. В планах возможная работа с материалами из переработанного пластика. Вариантов много — можно экспериментировать.

Как думаешь, нужно ли сейчас брендам устраивать показы?

Мне кажется, обычный показ как формат уже устарел. Мне было бы интереснее интегрировать разные виды или направления творчества, устроить некий перформанс и погрузить зрителей в тот культурный код, который я закладываю в создание коллекций. Но это действительно трудозатратно, требует долгой подготовки и большого количества ресурсов. 

Каким был твой опыт с Mercedes-Benz Fashion Week Russia? 

Бренд трижды принимал участие в MBFW до пандемии — тогда все получилось довольно удачно. На тот момент для нас подобное мероприятие было актуально, мы тогда только начинали развиваться. Когда мы участвовали в MBFW, в Москву привозили представителей международных модных изданий, которые помогали маленьким проектам сразу оказаться на страницах и сайтах медиа. Это помогло и нам наладить контакт с журналистами, познакомиться со многими представителями индустрии. Но в виду сегодняшних событий зарубежные медиа и байеры вряд ли к нам приедут, а это представляло в MBWF для многих брендов главный интерес. Сейчас нам интереснее не просто показать на подиуме новую коллекцию, а, например, провести закрытое мероприятие для наших постоянных клиентов и друзей бренда, где соберется не просто аудитория, а полноценные участники процесса. Здесь марка напрямую будет разговаривать с каждым.

А что насчет новой Московской недели моды? Вас приглашали?

Да, но мы отказались. Нам часто приходят приглашения для участия в различных мероприятиях, но мы выбираем то, что может быть нам интересным. И считаем, что лучше пропустить какое-то мероприятие, чем потом жалеть об участии.

Что тебя смутило больше всего?

Наверное, тот факт, что акцент был больше сделан не на творческую арт-среду. Это было мероприятие все-таки больше для брендов с акцентом на коммерческой составляющей, то есть с бизнес-моделью на получение быстрой прибыли. И для этой задачи это была отличная площадка для встречи со своей аудиторией. Но наши клиенты редко совпадают с покупателями подобных проектов. Хотя я считаю, что и такие марки должны быть. Они делают свое дело, для таких брендов тоже должны быть мероприятия, где они смогут знакомить клиентов со своим продуктом. 

Думаю, что и твой будущий магазин в таком случае будет больше напоминать настоящее арт-пространство.

Да, это правда. Я не хочу запускать просто точку продаж. Если мы решимся открывать магазин, то это будет творческое пространство, объединенное с концептуальным ритейлом. Наша аудитория здесь сможет погрузиться в ДНК бренда, его стилистику. Инсталляции, современное искусство, возможно, коллаборации с художниками. Мы стараемся соблюсти баланс между коммерческой составляющей и творческим потенциалом. Мне важно, чтобы человек пришел к нам и не просто купил какую-то вещь, а действительно прожил определенный опыт, увидел, что стоит за Red September. Вероятно, в каком-то не самом далеком будущем мы что-то подобное все-таки откроем.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive