Агентство ACCENT стало одной из ключевых креативных сил в культурной инфраструктуре Москвы — команда реализует масштабные выставки, создает паблик-арт, выстраивает диалог между художниками и городскими структурами, запускает проекты в поддержку кино и современного искусства.
Мы поговорили с Ксенией Фаресовой, управляющим партнером ACCENT, о том, как строится архитектура таких инициатив, почему философия «обмена с превышением» стала частью ДНК агентства и зачем сегодня важно делать ставку на креатив, команду и осмысленные коллаборации.
— Ксения, как родилась идея создания агентства ACCENT? Что стало отправной точкой и какую задачу вы ставили перед собой на старте?
— Пять лет назад я решилась зарегистрировать юридическое лицо, помню, как долго искала название, как придумывали первый фирменный стиль. Но на самом деле в организации мероприятий я уже более 15 лет, со второго курса университета, а в то время еще академии (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова).
До, так сказать, официального создания агентства я успела провести много городских, федеральных и даже международных мероприятий, поработать с совершенно разными заказчиками и брендами, но сердце мое всегда склонялось именно к сфере культуры.
— В названии агентства — слово «акцент». На что сегодня вы ставите главный акцент в своей работе? Как это отражается в проектах?
— Всю профессиональную жизнь основной ценностью для меня было именно общение с людьми, возможность закрыть их потребности, решить какие-то непростые задачи. Есть такой термин «обмен с превышением». Он обозначает ситуации, в которых ты отдаешь больше, чем от тебя ждут. Я думаю, это прям целая философия, которую мы разделяем во всех процессах. Так было с самого основания, и это точно главный акцент.

— Вы работаете на стыке публичного искусства, архитектуры, выставок, брендов и городской инфраструктуры. Как вы определяете границу между креативным проектом и социально значимым высказыванием?
— Очень интересный вопрос, но, стоит отметить, что искусство, что бы мы не брали за истину, само по себе субъективно. Всегда стоит ориентироваться на изначальную задумку художника. Поэтому так важна работа куратора, так важно создавать понятные механизмы взаимодействия объекта со зрителем, так важно постараться донести заложенный смысл, особенно в современном искусстве.
Мы всегда стараемся учитывать это в наших проектах. Ведь, на самом деле, можно просто «пробежаться по выставке», а можно ее «попробовать понять, прочувствовать». И, поверьте мне, это совершенно разный жизненный опыт.
Я очень настаиваю именно на втором варианте, но он, конечно, требует большей вовлеченности и ресурса, зато какой может быть результат. Иногда, если повезет, соприкоснувшись по-настоящему с искусством, можно найти ответы на какие-то давно волнующие вопросы или просто вдохновиться. Это однозначно стоит затраченных сил.
— Ваше агентство стало одним из немногих, кто умеет не только придумывать арт-объекты, но и согласовывать их с городскими структурами. В чем секрет успешной реализации проектов в публичной среде?
Прямо по-честному секретов нет. Это всегда результат долгой и сложной, часто монотонной работы, которая, к сожалению, на все затраченные усилия, не всегда — даже с нашим опытом — может увенчаться успехом.
В скольких невероятных локациях в городе мы хотели что-то установить и не смогли — сейчас уже и не посчитать. Это моя личная боль, и очень надеюсь, что в ближайшем будущем сам процесс согласования станет гораздо более понятным для всех. За пять лет мы создали и установили более 40 объектов паблик-арта. И тут все-таки есть один главный секрет — «дорогу осилит идущий».
— Вы перезапускали государственные культурные институции, в том числе сеть выставочных залов Москвы. С какими вызовами вы столкнулись и что вам удалось изменить?
— Это был очень интересный период моей жизни. Имея значительный опыт работы в рамках государственных институций, я понимала, как сложно будет реализовать именно «перезапуск».
Мы сделали отличную стратегию развития. У нас была очень сильная команда, которой я до сих пор очень благодарна за веру и вовлеченность. Основная задача, которую мы ставили перед собой — поддержать молодых художников, создать такие условия, чтобы искусство стало более понятным и доступным для самого широкого круга людей, при этом сохранить традиции, преемственность.
Наш слоган — «Искусство рядом» — полностью отражал концепцию. Объективно, мы успели осуществить не все задуманное, но мы точно вывели «Выставочные залы Москвы» на новый уровень. Совершенно замечательный ребрендинг, школа кадров, классные партнерские программы, новое позиционирование в СМИ, сильные выставочные проекты, благоустройства и ремонты, аукционы молодого искусства и — отдельная значимая для меня победа — выставка Шагала в галерее «Беляево». Потрясающий опыт.
— Вы курируете масштабные выставки — от «Суриковского» до TikTok-экспозиций. Как находите баланс между традицией и новым языком искусства?
Над каждым проектом работает отдельная команда, если мы говорим про выставки, и очень важную роль в ней играет куратор. Именно этот человек находит баланс между всеми объектами экспозиции.
— ACCENT — это не только продакшн, но и креатив. Как вы выстраиваете процессы внутри: где рождается идея и кто за что отвечает?
— Условно можно разделить наши проекты на два основных типа, где заказчик приходит с конкретной концепцией, которую нужно реализовать, и где надо придумать саму концепцию или даже изначальную идею.
У нас есть штатная команда, которая работает по обоим направлениям, но часто мы привлекаем фрилансеров на проектную работу. Очень здорово, что со многими мы работаем уже годами. Такой формат позволяет нам очень оперативно собрать полноценную команду под проекты разного типа и объема.

— Как вы формируете команду и привлекаете к сотрудничеству художников и архитекторов? Есть ли стратегия по работе с молодыми именами?
— Отбор всех творческих позиций мы осуществляем на основании портфолио. За многие годы я все еще очень радуюсь рекомендациям от коллег и сообщества, но часто мы находим и настоящие «бриллиантики» среди выпускников вузов. Конечно, чтобы вырасти, молодые специалисты всегда сначала работают с наставниками, набирают опыт, но стоит отметить, что именно в креативе их свежий взгляд бывает особенно ценным.
— Вы запустили программу поддержки молодых художников, киноиндустрии, участвуете в благотворительных и образовательных инициативах. Почему для вас это важно и как вы выбираете, куда инвестировать ресурс?
Программа поддержки молодых художников была реализована в рамках «Выставочных залов Москвы». Агентство поддерживает различные инициативы по развитию сообщества культуры в целом. У нас есть целый отдельный формат — бескультурные мероприятия, где мы сами формируем повестку и среду, в которой можем открыто обсуждать реально волнующие индустрию вопросы с экспертами в формате «без галстуков».
Как я и говорила выше, самое ценное для меня — это люди. Команда, заказчики, партнеры. Мне никогда не было достаточно просто реализовать проект, перевернуть страницу и идти сразу дальше. Мне важно чувствовать, что мы делаем что-то большее, чем просто продакшен выставок, объектов искусства или мероприятий. И мы это делаем.
— ACCENT работает с брендами — от Sber до Mercedes-Benz. Как вы строите диалог между искусством и бизнесом? И когда коллаборация становится по-настоящему интересной?ё
— В любых коллаборациях стоит всегда исходить из принципа win-win для всех участников процесса. Лучше сразу предусмотреть несколько различных предложений для обсуждения, где учтены потенциальные интересы каждого.
Начинать диалог нужно с самого желанного, даже если оно кажется вообще невозможным к осуществлению. Часто бывает, что сегодня что-то точно нельзя осуществить, не позволяет бюджет или сроки, но если идея затронула чье-то сердце, она обязательно найдет свою реализацию в другой раз. Интересная коллаборация — запоминающаяся, про которую хочется рассказать.
Нельзя бояться мыслить масштабно, в душе мы все дети, которые просто хотят, чтобы их удивили.

— Каким вы видите будущее ACCENT? Есть ли амбиции выйти за пределы Москвы или России? В какие сферы вам хочется пойти дальше?
— Амбиции однозначно есть, и прямо сейчас мы работаем над масштабным проектом в сфере культуры для стран БРИКС. Это полностью инициированный агентством проект, который отражает две мои профессиональные сферы интересов: культуру и международные отношения.
С регионами мы работаем не так часто, как хотелось бы, потому что для команды — это совершенно отдельное удовольствие. Сейчас сложно точно говорить про планы на этот год, но, надеюсь, сможем реализовать проекты не только в столице.
Думаю, на ближайшие пару лет структурирование и рост агентства, работа с сообществом и международные проекты — мой основной фокус внимания, а дальше посмотрим.
Читайте также: