Зачем идти на выставку «Первая позиция. Русский балет» в Санкт-Петербурге

До 21 мая можно посетить экспозицию, которая открылась в центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Рассказываем, почему вам обязательно стоит это сделать

Само название выставки — «Первая позиция. Русский балет» — говорит о ее ценности и актуальности. В прошлом году отмечалась важная дата — 150 лет со дня рождения великого русского антрепренера и популяризатора русского искусства заграницей Сергея Павловича Дягилева, деятельности которого посвящена отдельная часть экспозиции. Этот уникальный проект прослеживает историю русского балета со времен начала европеизации России при правлении Петра I и развития Императорских театров до современности. Аудиогид с классической музыкой и небольшими сценками-диалогами с первых минут посещения заставляет почувствовать себя не просто сторонним наблюдателем, а участником балетного представления.

Двухэтажное пространство выставки поделено на тематические разделы. Первый — «Императорский балет», посвящен зарождению балетной традиции в нашей стране и историческим событиям, оказавшим на нее влияние. Рассказ о становлении балета в дореволюционной России дополнен фотографиями и предметами быта, а также скульптурами и произведениями живописи. Анна Ялова, директор «Манежа» и один из кураторов проекта, поделилась концепцией сочетания экспонатов:

«Балетные постановки, а чаще всего и сами балерины, всегда были источником вдохновения и музами для многих деятелей искусства, им посвящали стихи — и их тоже, кстати, можно услышать в аудиогиде к выставке. Поэтому не удивительно, что художники часто изображали балерин на своих полотнах. <…> К тому же история балета в России насчитывает 350 лет, а живопись и скульптура в XVIII-XIX веков была единственным инструментом, чтобы запечатлеть для потомков актуальные образы».​

Организаторами выставки также выступили Агния Стерлигова и Александр Кармаев из Planet9 и художник Павел Каплевич.

Помимо биографий артистов, большое внимание уделено оформлению спектаклей, представлены чертежи декораций, эскизы костюмов, схемы расположения фигур в танце. Здесь и бутафорская Рыба-кит для балета «Конек-горбунок», и наброски причудливых костюмов Бабочек к «Роману бутона розы и мотылька», и рисунок корабля к постановке «Корсар». Длинный красный коридор с экспонатами и картонными инсталляциями переносит в балетное закулисье. 

Далее зритель попадает в раздел «Русский дух», а точнее, в галлерею ярких образов «Русских сезонов» Дягилева. Здесь эскизы Бакста и воплощение его идей в виде костюмов всевозможных цветов, вышитых бисером, жемчугом, камнями, соседствует с французскими афишами с изображениями балерин. Волшебный сценический мир, поразивший когда-то публику Парижа и Монте-Карло, воссоздан и представлен посетителям выставки. Экспозицию отличает сочетание документальности и технологичности, поэтому помимо бронзового бюста Сергея Павловича вы увидите его реалистичную голограмму.

В разделе «Советский балет» телевизор с характерными помехами показывает «Лебединое озеро», а на черно-белой фотографии улыбаются друг другу Майа Плисецкая и Юрий Гагарин. Время связи конструктивизма и балета, новых имен танцевальной сцены, попыток переосмыслить традиционные постановки передано с чувством ностальгии. С полотна Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «Девочки-сильфиды. Балет Шопениана» ласково смотрят танцовщицы в нежно-голубых пачках. 

Этот и другие элементы балетной одежды подробно представлены в разделе «Костюмерный цех». Переходя от тяжелых тканей Дягилевского времени к сетчатым юбкам и облегающим трико, можно проследить эволюцию профессионального костюма. Советуем закладывать на визит не менее двух часов, потому что только здесь вам захочется надолго остановиться и внимательно рассмотреть детали разнообразных нарядов.

В «Школе» основные этапы развития балетного образования представлены в виде наглядной схемы, понятной и интересной даже тем, кто никогда не слышал о позициях ног и комбинациях движений у станка. Главной фигурой раздела, безусловно, выступает Агриппина Яковлевна Ваганова. Она сформировала систему обучения классическому танцу, которая по сегодняшний день используется во всем мире. Вы познакомитесь с базовыми элементами балета, узнаете сколько фуэте подряд способна сделать балерина и что в обязательном порядке изучают будущие звезды сцены. 

Подробно о том, как работают мышцы танцора в момент исполнения сложных элементов, рассказывает мультимедийная инсталляция в разделе «Анатомия тела». Герои видео — солисты Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов. «В ходе подготовки мы советовались с докторами, занимающимися биомеханикой человеческого тела, с физиками, которые помогли нам разбирать движения с позиции точных наук и формул», — говорит Анна Ялова.

Если в наушниках зазвучала одна из самых известных композиций авторства Петра Ильича Чайковского, значит вы подошли к разделу «Лаборатория лебединого озера». Сколько раз менялся сюжет балета о девушке, заколдованной в лебедя? Почему в разных интерпретациях Одетта выживает или гибнет? Как представлял себе эту историю любви Рудольф Нуреев? Ответы на любые вопросы и факты о всемирно любимой постановке, а также видео с разными исполнениями танца маленьких лебедей собраны на втором этаже «Манежа». 

Креативный продюсер Павел Каплевич поделился: «Я жду посетителей всех возрастов. Мы, собирая эту выставку, думали о самом широком адресе. Всех ждем — всем рады!». Экспозиция действительно интересна всем, кто хочет окунуться в танцевальный мир и узнать, как русский балет завоевал «первую позицию».

Читайте также:

Подготовила: журналист, фотограф Дарья Илькевич

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive