Выставка «НИИ ФИЛАРЕТОВА»: мудборд художницы Елены Филаретовой

Изучаем новую экспозицию вместе с автором

22 мая в ММОМА на Гоголевском бульваре откроется выставка «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный проект петербургской художницы Елена Филаретовой, подготовленный музеем вместе с бюро BERNASKONI. Выставка включает более 150 работ, над которыми художница работала с 2019 по 2024 год. Редакция NOW поговорила с Еленой, чтобы узнать, что вдохновляет ее на творчество и искусство.

Елена Филаретова

ВОСПОМИНАНИЯ

Осознанный сон

Много визуальной информации, мест и форм я беру из снов, которые мне снились в детстве, сейчас уже реже. Мой отец как-то научил меня заходить в осознанный сон: у него была другая методика, а я придумала собственную. Мне было, наверное, лет 10, и когда я засыпала, я представляла песочные часы или фигуру человека, которая крутится, например, по часовой стрелке. Когда ты в состоянии бодрствования, то, если попытаешься представить, как она плавно, медленно крутится, то увидишь, только отрывки. Я видела только фрагменты и мне было сложно, приходилось представлять, как будто бы додумывать каждую позицию. В какой-то момент довольно-таки быстро я понимала, что это фигура начинает очень плавно двигаться, очень плавно, совершенно само собой — ее было видно четко. Я могла ее разглядеть, не затрачивая силы на то, чтобы ее двигать. Дальше сразу же за ней я представляла места, в которых я родилась. В основном это Васильевский остров — перекресток Гаванской и Малого проспекта где я родилась и жила с родителями. Все дома и архитектура были очень знакомы для меня и мне не сложно было представить место и оказаться там, сразу же пойти делать какие-то свои дела. Образы людей из этих снов совершенно нечеткие: когда смотришь на человека, его лицо не очевидное и меняется, может включать в себя несколько лиц и несколько направлений. Пока я беседую с кем то из сна я могу представлять там кого угодно и этот человек приобретает лицо представленного мною.

СТРАХИ

Кинофобия

До 10 лет я не носила линзы и очки, но еще в школе в третьем классе мне диагностировали близорукость минус 3. Все детство я не очень четко видела, и предметы, которые я не могла разглядеть, напоминали мне собак — я очень боюсь собак, так как в детстве несколько раз случайно оказывалась внутри лающей стаи бродячих псов, без возможности позвать на помощь. Один раз это было с мамой: мы были в деревне, переходили поле, когда издалека на нас налетело около 8-10 псов, не помню чем все закончилось и как мы ушли, другие разы я была одна и собаки встречали меня поздним вечером на Васильевском острове на Шкиперском протоке, где раньше был рынок, сейчас там уже давно торговый центр. Когда я шла из школы все пеньки, все мусорные мешки и прочие вещи которые я не могла идентифицировать вызывали у меня страх. Подходя к очередному пятну я пыталась понять, что это за объект, и перед глазами всплывало около 10-15 различных вариантов того, чем же может быть это пятно. Сейчас вспоминая эти моменты, я могу найти аналогии с тем что рисую, потому что это очень близко и очень похоже на те ощущения, которые я получала тогда, как ребенок, от картинки собаки или пня, которая может в моей голове приобретать любые формы и любой смысл.

КНИГА

Герман Гессе «Игра в бисер»

Я прочитала эту книгу когда училась в школе, и как многие книги из юности она наиболее мне запомнилась. В романе Германа Гессе описана «игра в бисер», параллель к которой я могу провести через рассуждения о тотальной коллаборации — способе взаимодействия художника с внешним миром при помощи произведения искусства посредством интеграции произведения в различные сферы человеческой деятельности с вовлечением других участников в процесс создания, экспонирования или взаимодействия произведения. Тотальная коллаборация расширяет рамки физического и информационного поля произведения искусства, вовлекая в него неограниченное количество участников и процессов, где каждый вносит свой вклад в произведение искусства.

«Игра в бисер» в романе Германа Гессе — это искусство сочинения метатекста, синтез всех отраслей искусства в одно, универсальное искусство. Основой игры становятся музыка и математика. В качестве музыкальной основы игры в бисер берут клавирные и органные пьесы композиторов XVII века — от Иоганна Якоба Фробергера до Алессандро Скарлатти. «Игра в бисер» отсылает к концепции игры Йохана Хейзинги: игра — основа человеческой культуры, деятельность более высокого порядка, чем все, что связано с сиюминутной пользой и потреблением.

МУЗЫКА

Georges Aperghis — Machinations

Когда мне было 16 лет я увлекалась музыкой и посещала необычные музыкальные концерты в городе, изучала музыку разных лет, и то, какой она могла быть в самом начале. Меня всегда привлекала полиморфность, эксперимент и новые образы, как визуальные так и звуковые формы. Одно из самых любимых произведений — Machinations Жоржа Апергиса, осталось в моем сердце и памяти, иногда, когда нахожусь наедине с собой начинаю воспроизводить его в голове и чувствую спокойствие.

Жорж Апергис — французский композитор греческого происхождения, родился в 1945 году в Афинах. Перебравшись в Париж в 1963-м, приобщается к сериализму, конкретной музыке и поискам Яниса Ксенакиса. Увлекаясь музыкальным театром, он раскладывает сценическое действие на составляющие, находя новые пути объединения их с музыкой, где голос становиться ведущей силой музыки, сквозящей через сатиру, поэзию, социум, стихию иррационального.

В этом более позднем произведении четыре женщины используют свой голос, низведенный до элементарных фонем, которым соответствуют различные объекты, раскладываемые на их столах. Всем действием руководит дирижер-звукооператор. Таким образом, это фонетически-символическое пост-музыкальное пространство фактически становиться самостоятельным видом искусства. Запись была сделана в IRCAM (Институт исследования и координации акустики и музыки — исследовательская организация, созданная по поручению Жоржа Помпиду Пьером Булезом для современных музыкальных и музыковедческих исследований).

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive