С 15 по 18 мая в Нижнем Новгороде пройдет ежегодная ярмарка графики «Контур». Одним из участников станет 11.12 Gallery, которая, в том числе, представит работы фотохудожницы и арт-директора архитектурного бюро Bomar Дарьи Шаровой. NOW поговорил с Дарьей о ее философии, творческом диалоге с Ромой Зверем и о том, как фотография молодого бербера повлияла на ее жизнь.
— Вы участвуете в ярмарке графики «Контур» вместе с Ромой Зверем. Как вы воспринимаете этот творческий диалог — два автора, две чувствительности, две оптики?
Воспринимаю это как новый опыт совместного участия. Каждый из нас выступит со своим искусством, своим видением и персональным взглядом. Это всегда интересно — наблюдать, как проявляются творческие единицы в одной дисциплине.
— Какой образ, чувство или идея объединяют представленные на выставке фотографии?
— Мои работы всегда объединяет искренность, вне зависимости от того, к какой именно дисциплине или теме они относятся. Думаю, это моя философия, которой я стараюсь следовать каждый день, именно то, что я вкладываю в свое творчество и деятельность. Знаете, это про то, какими категориями мы привыкли мыслить — для меня не существует слов «надо», «должен», «надо сделать красивый кадр, чтобы …». Для меня это про «я хочу». Следовать своим настоящим желаниям, мыслям и чувствам, давать им проявление вовне — это самое важное для меня как в творчестве, так и в жизни. Сама жизнь — это творчество. Только когда ты искренен в том, что тебе нравится, что ты хочешь показать и о чем рассказать, искренен с самим собой в том, какие инсайты тебя посещают, какие темы волнуют… Тогда есть энергия. В этом и заключается идея.
— Вы описываете свою фотографию как способ визуализировать сверхчувствительное восприятие. Как вы поняли, что это стало не просто фоном, а методом?
— Думаю, я выбрала фотографию как метод, потому что именно она может максимально приближенно передать то, что я вижу своими глазами. Иногда это становится довольно непростой задачей, потому что любое изображение сопровождается звуком, температурой пространства, запахами. Ту эмоцию, которую все это вызывает во мне, хочется передать с максимальной точностью, хотя я понимаю, что в таком спектре передать это невозможно. И тогда я усердно работаю над изображением. Спустя время я стала понимать, что видеосъемка помогает больше раскрыть этот спектр, поскольку есть и динамика в движении, и звук. На сегодняшний день я постоянно переосмысливаю методы передачи своего мироощущения, и я разрабатываю новую концепцию передачи в виде целого экспириенса. Очень хотела бы это реализовать. При этом в статике есть своя особенность передачи красоты в тишине. Поэтому фотография всегда будет оставаться доминантой в моей палитре инструментов.
— Вы говорите о Sensory Processing Sensitivity (SPS) как о важной составляющей своей работы. Можете привести пример, когда именно эта особенность дала вам уникальное видение сцены или человека?
— Каждая моя работа — живой пример. Каждый раз когда я делаю фотографию, я просто стараюсь максимально точно воспроизвести то, что я ловлю своим глазом, и каждый раз это челлендж. Ведь хочется передать все ощущения в объеме: и звук, сопровождающий кадр, и переживаемые чувства, как я описала выше. Иногда это легко понять по фотографии, если погрузиться, иногда чуть сложнее, главное — понять свое отношение к этому процессу и к фотографии как к искусству в целом.
Работая с человеком как с фигурой в кадре, я стараюсь запечатлеть эмоцию, которая передает то, как я чувствую этого человека. Чем ближе наш контакт, тем откровеннее получаются снимки. Например, на некоторых моих фотографиях можно увидеть отпечатки лямки на плече, клозап кожи или татуировки, необычное положение рук — эти детали можно заметить лишь при определенной степени погружения в другого человека. Встретив незнакомца на улице и сделав снимок, всегда можно наблюдать дистанцию и определенный уровень напряжения, потому что позволить себя сфотографировать на улице и самому сделать этот кадр — это всегда некий уровень стресса. Мое личное осознание этих вещей делает для меня этот процесс уникальным.
— Как вы выбираете места, в которых снимаете? Что вас привело к Марокко и Италии?
— Я вообще люблю путешествовать. Выбирая локацию, я стараюсь ориентироваться на тот экспириенс, который я могу там получить. Сколько уникальных мест я могу посетить, где и как я могу прочувствовать местную культуру, как я могу пообщаться с местными жителями… Иногда это просто мимолетные сцены, которые попадаются мне во время прогулки.
Зачастую мне кажется, что не я выбрала конкретное место, а оно меня: судя по инсайтам, которые меня там захватывают, и кадрам, которые мне дарит та или иная страна или город. Вообще важно фотографировать, не игнорируя свои чувства и эмоции: тогда кадры будут это передавать, создавая уникальную историю каждого путешествия. В Марокко я давно мечтала побывать, и вот несколько лет назад мне повезло побывать аж в 10 городах за одно путешествие. А Италия — просто одна из моих самых любимых стран. Она вдохновляет, радует и утешает в любое время.


— Вы говорили, что «сталкиваетесь один на один с городом». Что это за столкновение — и чему оно учит?
— Каждый раз, когда человек сталкивается с непривычным ему образом жизни, разительно отличающимся от привычного, он входит в некую зону дискомфорта и сталкивается с выбором: отрицать это (как и то, что существуют другие образы и способы жизни) или попытаться понять и погрузиться в себя через город, словно призму. Когда в путешествии мне советуют пройтись по излюбленным туристами местам, я делаю совершенно наоборот: начинаю гуглить места на местном языке. Мне нужен местный человек, местные традиции, пусть чуждые и незнакомые. Наблюдать за тем, как я отношусь к тому, что вижу, с чем сравниваю из пройденного и увиденного, вырабатывать каждый раз свое личное свежее мнение на ту или иную ситуацию, понимать, что со временем мнение может меняться, размышлять о ценностях других людей, их условиях жизни, лицезреть их строй и погружать себя в него — вот здесь я нахожу свой личностный рост. Не игнорировать то, что существует другая жизнь, а взглянуть на это, словно на откровение, которое тебе преподносит жизнь, принять это словно подарок и начать задаваться вопросами. В моем личном понимании мы можем познать себя лишь через других людей и новые места. Поэтому чем разнообразнее будет ваша жизнь, тем больше граней вы сможете в себе открыть. Города этим и прекрасны. В них много жизни, много энергии, а значит, и много граней. Через них мы можем понять, что делает нас людьми.

— Есть ли кадр, сделанный в поездке, который стал для вас лично поворотной точкой или откровением?
— Есть. Это портрет молодого мужчины бербера, который я сделала в Марокко во время путешествия в Сахару. Меня привлекли цвета его одежды в сочетании с его красивым лицом, и тогда я попросила его сесть и посмотреть прямо в объектив. Именно в объективе я встретилась с ним взглядом. В его глазах я увидела огромную глубину, и то, что они мне рассказали, трудно здесь описать. Там было много боли и в то же время много надежды и безмерной чистоты… Я до сих пор не могу забыть этот взгляд. С этого момента я поняла, что я должна глубже смотреть в людей, их чувства, задаваться вопросом о том, что кроется под красотой внутри. Это изменило мое отношение к фотографии, себе и людям в целом.
— Вы архитектор по образованию и арт-директор по профессии. Как опыт в архитектуре влияет на ваше фотоискусство?
— Когда изучаешь определенную дисциплину годами с разных сторон, начинаешь мыслить этими категориями в повседневной жизни. Более того, эта деятельность раз и навсегда формирует определенное восприятие пространства и фигуры — своей и чужой. То, как выстраивается композиция в голове, как линии соединяются в формы, да и сама глубина мыслительного процесса. Наступает момент, когда ты уже не помнишь, как ранее воспринимал мир. Это про определенное мышление и отношение не только к творчеству и работе, но и к жизни.
Кроме того, архитектура — это такая сфера, где одновременно надо проявлять характер, жесткость и гибкость, уметь постоять за свою идею, быть внимательным к расчетам, думать наперед, смотреть на предмет с разных сторон, выключать черно-белое мышление. Как ни странно, эти навыки достаточно важны, когда занимаешься творчеством. Думаю, ни для кого не секрет, что творец может легко потеряться в полете идеи, фантазии, много работ уходит в небытие, художника буквально «размазывает» по стенке. Такое бывает и с архитекторами, конечно, но определенные догмы всегда служат мощным ориентиром для продолжения движения вперед.

— Как вы относитесь к идее, что зритель может увидеть в вашем кадре не то, что видели вы — а что-то свое?
— Замечательно! Вообще слиться в едином диалоге понимания и восприятия одного и того же предмета — это уникальный и редкий подарок для художника и абсолютное откровение для зрителя. Поэтому я не гонюсь за идеей навязать свое видение, и нет цели заставить человека прочувствовать то же, что и я. Думаю, это и вовсе не обязательно. Я же лишь предлагаю соприкоснуться с моим внутренним миром. И пусть каждый через это соприкосновение увидит что-то свое.
— В эпоху визуального перенасыщения — в чем сила «тихой» фотографии?
— Сила «тихой» фотографии — в искренности своей деятельности и собственного вкуса. Визуальное перенасыщение — это сейчас тренд. Об этом говорят на каждом шагу и практически в каждой индустрии. Сила в том, чтобы уметь честно сказать себе и человеку напротив о том, что тебе не нравится, о том, что ты по-настоящему хочешь делать, и затем реально это делать. Сила — в умении быть самим собой. Забыть про тренды. Представить, что их не существует. Тогда можно незаметно начать создавать вневременное искусство.
— Есть ли фотография, которая для вас важна, но вы ее не показываете никому?
— Есть.
Читайте также: