«Резали, варили, строгали»: художник Александр Пономарев о проекте «Павильон обратного времени»

Мы поговорили с Александром Пономаревым о том, как создавалась 12-и метровая инсталляция «Павильон элементов обратного времени»

С 22 по 25 мая в Гостином дворе художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев и архитектор Алексей Козырь при поддержке галереи Surface Lab Art представили 12-метровую инсталляцию «Павильон элементов обратного времени». Арт-объект был показан в рамках ежегодной выставки АРХ МОСКВА 2024, где был назван лучшим кураторским проектом. 

Александр Пономарев (1957, Днепропетровск, Украина, СССР) окончил Орловское художественное училище в 1973 году и Морское инженерное училище в Одессе в 1979 году, проработал несколько лет офицером парусного экипажа на различных кораблях ВМФ России. 

За последние тридцать лет он организовал более сотни художественных проектов и выставок. В 2007 году представлял Россию на 52-й Венецианской биеннале современного искусства. В 2009 году пришвартовал свою художественную подводную лодку в Университете Ка’Фоскари на Гранд-канале в рамках 53-й Венецианской биеннале. С 2000 года участник ряда экспедиций в Антарктику и Арктику на научно-исследовательских судах РАН. Он является инициатором проведения биеннале современного искусства в Антарктике и создания первого наднационального антарктического павильона в Венеции.

В 2017 года он стал комиссаром первой в истории Антарктической биеннале современного искусства под патронатом ЮНЕСКО на исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов». В 2023 году «Я безумен только в норд-норд-вест». В 2014 году журнал Foreign Policy назвал его одним из ведущих мировых мыслителей. Является членом Российской Академии художеств и был награжден Министерством культуры Франции Офицером искусств и литературы. Его работы находятся в ведущих частных и государственных коллекциях произведений искусства.

«Павильон элементов обратного времени» представляет образ скалы, сформированной строительным краном и рядами промышленного стеллажей, напоминающих природные слои горных пород. Стрела крана держит над глыбой ветряную мельницу, преобразующую энергию ветра в энергию вращения с помощью лопастей называемых парусами. Исследуя вопрос о круговороте стихий и текучести жизни, художник обращается к древнейшему материалу, подвластному человеку — глине. Глина — разновидность почвы (земли), образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе взаимодействия с воздухом и водой. При добывании глины человек смешивает материал с водой, а получившуюся субстанцию обжигает. Сменив различные состояния, глина вновь возвращается в твердое состояние, чтобы отныне служить человеку. 

Редакция NOW поговорила с Александром о том, как возникла идея создания инсталляции, ее связи с философией и смыслах, которые авторы заложили в свою работу.

Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания инсталляции «Павильон элементов обратного времени»? Можете подробнее объяснить, что вы хотели передать через образ бесконечного движения жизни и изменчивости вещей?

Идея инсталляции возникла странным образом. В первую очередь, я разрабатываю концепцию искусства свободных стихий — она описана и расширена моими друзьями как некая философско-культурная концепция. Если очень кратко, она заключается в том, что вслед за древними греками – Платоном, Демокритом — мы склонны описывать три стадии возникновения мира: хаос, фюсис и космос. Фюсис создается олимпийскими богами из хаоса, а далее необходимы человеческий дух и логос, чтобы творить космос. 

В этом смысле свободные стихии, в которых мы живем, на самом деле не так и свободны, потому что они не зрячи. Чтобы помочь им прозреть, нужен художник — человек, который привнесет свой духовный опыт и благодаря которому возникнет новая форма, образ. 

Когда организаторы АРХ Москвы предложили нам с моим другом и коллегой Алексеем Козырем подумать на эту тему, у нас возникла идея сделать объект, который объединит свободные стихии — ветер, воду, землю, камень – каким-то определенным образом. Так возникла идея стрелы времени, и мы начали вспоминать, каким образом происходят геологические процессы, вспомнили такое понятие как выветривание, когда вода ветер, активность биом, колебание температур перетирают гранит поднявшихся пород. И в этом время стихия ветра и время превращают эту магму в так называемую плутоническую горную породу, в белую целебную глину. Мы ее используем в медицине, косметологии, на различных производствах. Человек, привнеся свои знания, привлекая науку, опыт, добывает эту глину и повторяет путь природного рождения камня, но уже в ускоренном виде и с использованием технологических процессов.

В этом смысле стрела времени в нашей инсталляции как бы меняет направление. Взаимодействие всех этих стихий с человеческим разумом рождает новый камень, новый гранит, а он, в свою очередь, уже в архитектуре в искусстве образует формы и объемы, при помощи которых архитекторы строят дома, а художники — инсталляции, объекты. Так и родился «Павильон элементов обратного времени». Конструкция, подвешенная под потолком Гостиного двора – это замкнутое кольцо с парусами, сделанное по типу мельниц, которые стоят на берегах океана и символизируют процессы выветривания. Стрела крана – это стрела времени, а павильон внизу очень интересным образом спроектировал Алексей Козырь и архитекторы его мастерской: его стены подобны стеллажам и собраны как каменные породы в пещерах – слоями, но это уже искусственный камень. 

Почему вы выбрали именно глину как один из основных материалов для своей инсталляции?

Глина используется для производства керамогранита, который мы применяли, а также железо, материю, паруса, дерево — вот материалы, из которых сделан наш павильон. 

Как вы видите связь между древнейшими материалами и современными промышленными механизмами в вашем произведении?

Если иметь в виду гранит или магматические породы, мы прослеживаем весь процесс и разрушения, и ускоренного становления химических элементов во взаимодействии стихии и духа. Как раз все они связаны в нашем произведении при помощи композиции, форм, динамики и выразительности. 

 Фото: Екатерина Гейтс. Предоставлены Surface Lab Art

Какие символические значения вы вкладываете в элементы вашей инсталляции, такие как строительный кран, промышленные стеллажи и ветряная мельница?

Символическое значение крана — это стрела времени, которая может идти в одну сторону, но иногда она закручивается и направляется в другую, время ускоряется. И ветряная мельница – это по сути геологические процессы выветривания.

С какими вызовами вы столкнулись при создании такой масштабной инсталляции?

Когда создаешь подобную крупную инсталляцию, конечно, самое сложное – это соблюсти сроки и технику безопасности. Мы привезли девять машин, это большие веса, которые необходимо разгрузить, чтобы не оказать излишнего давления на пол. Очень сложно поднимать такую конструкцию — ее необходимо собирать аккуратно и профессионально. Конечно, нам очень повезло с ребятами, которые работают на кране, особенно с Виктором — он замечательный крановщик, миллиметровщик. Ну и конечно, ее нужно было смонтировать в очень короткое время, поэтому нам пришлось переночевать в Гостином дворе. Зато мы с радостью в шесть часов посмотрели на новое солнышко. 

Ваша инсталляция вдохновлена философией Гераклита Эфесского. Как его идеи о цикличности природы нашли отражение в вашем произведении?

Инсталляция вдохновлена философией Гераклита, как и философией Платона и древнегреческой традицией в целом, имея в виду цикличность природы и способ ее создания. В этом смысле практически все наши работы так или иначе поднимают подобные важные и серьезные вопросы, и мы считаем, что как раз взаимодействие с природой, со стихией и есть самое главное рассуждение о цикличности природы, о конечности человеческой жизни. Это и есть смысл искусства, это и есть высшее проявление великой архитектуры, которая тоже отражает эти мысли и проблемы в своих формах, в своей эстетике и влияет на всю культуру и человеческую жизнь.
Какие технологии и методы вы использовали для создания инсталляции?

Самые простые: резали, варили, строгали, натягивали, приглашали людей, которые могут делать качественно хорошие вещи. 

Как вы думаете, что должны почувствовать зрители, когда увидят вашу инсталляцию?

Мне сложно, как Алексею Аркадьевичу, представить, что должны почувствовать зрители. Но сам жанр инсталляции позволяет, в отличие от картины или скульптуры, каким-то образом расфокусировать зрение и восприятие. Человек может находиться в разных точках, в том числе внутри объекта. Когда он смотрит на поднимающуюся стрелу и стоит под этим большим объектом — возникает большое количество возможностей для восприятия и чувствования. 

Каковы ваши впечатления от работы друг с другом на этом проекте?

Мы с Алексеем Козырем в нашем культурном пространстве давно олицетворяем успешное взаимодействие архитектуры и искусства. Работать нам хорошо, мы по темпераменту совпадаем: я более темпераментный, Алексей более уравновешенный, как и положено архитекторам. Мы уже давно нашли возможности для совместной плодотворной работы, давно притерлись друг к другу и радуемся достижениям каждого. Например, на открытии нашей инсталляции Алексей представил замечательную модную коллекцию – это одна из сторон его деятельности. Мы все за него волновались, но получилось очень здорово.

Также нашим важным партнером в проекте стала галерея Surface Lab Art и ее основатель Ахмет Кагиров. Вместе с ним мы уже делали совместный проект «Уроборос» в Гизе, и было радостно вновь объединить усилия ради создания чего-то масштабного. Конечно, работа в команде — это то, что делает процесс создания любой моей инсталляции особенно ценным. Вы идете к общей цели, получая удовольствие от процесса исследования и созидания.

Как вы считаете, как изменится восприятие вашей инсталляции в будущем, учитывая её философскую основу и связь с природными процессами?

По итогам АРХ Москвы мы хотели бы и далее показывать эту инсталляцию — в другом пространстве, контексте, например, на улице. Придется какие-то вещи укрепить, какие-то приспособить, но хотелось бы, чтобы она жила дальше, а мы со своей стороны, будем совершенствовать и философскую основу, и конструктивную составляющую. Само восприятие объекта меняется каждый раз и во многом зависит от того, в каком пространстве или контексте он демонстрируется.

Что бы вы хотели пожелать молодым художникам и архитекторам, которые только начинают свой путь в искусстве и архитектуре?

Молодым художникам я всегда желаю одно и то же. Каждый художник должен идти к себе, не подражать никому — идти к ощущению своих чувств и мыслей и стараться их выкристаллизовать.

Автор заглавного фото материала — Алексей Народицкий. Предоставлено Surface Lab Art.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive