Письма, исповеди и каталоги: что мы знаем о коллекционерах

Именами коллекционеров изобразительного искусства часто названы галереи и музеи. Посетители используют эти имена как нарицательные и часто даже не подозревают, через какие испытания проходили люди, чтобы потомки могли запросто увидеть их коллекции. Мы нашли пять книг о таких людях и заметили, что рассказывать о коллекционерах и художниках можно в разных литературных жанрах: помимо биографий и каталогов, составленных исследователями, есть мемуары и сборники вымышленных писем

«Письма к Камондо»

Эдмунд де Вааль 

Издательство: «Книжники»

Сборник вымышленных писем известного художника-керамиста Эдмунда де Вааля к графу Моисею де Камондо — наследнику династии еврейских финансистов и коллекционеру. Письма эти могли быть только вымышленными, ведь автор родился спустя 30 лет после смерти Камондо. Литературная форма, выбранная Ваалем, чтобы рассказать о семье с интересной и трагической судьбой, позволяет ему не только упоминать события из жизни Комондо, но и размышлять об искусстве и истории в целом. Наследник династии, которую прозвали «Ротшильдами Востока», Моисей де Камондо в начале XX века собрал в своем парижском доме уникальную коллекцию произведений искусства подарил ее французскому народу, завещав назвать музей именем Ниссима де Камондо, — это имя носил и его отец, и его сын, погибшей на войне в 1917 году. Сам Моисей умер в 1935-м, а его дочь и хранительница музея Беатрис, вместе со всей семьей погибли в Освенциме в 1943-м. Но музей по-прежнему существует.

«Письма к Камондо»

«Коллекции Ивана и Михаила Морозовых»

Наталия Семенова

Издательство: «Слово»

Два брата из клана текстильных магнатов Морозовых были увлечены коллекционированием живописи французских и русских художников. Искусствовед Наталья Семенова предлагает познакомиться с полной коллекцией, собранной братьями, через динамичную хронику их жизней. Моне и Ренуар, Сезанн и Гоген, Матисс и Пикассо, Врубель и Левитан, Серов и Коровин, Головин и Шагал — картины этих художников знакомы нам с детства, потому что их собрали и сохранили братья Морозовы — люди с тонким вкусом, истинной страстью к искусству, купцы и продолжатели рода знаменитого Саввы Морозова. Автор книги работала консультантом выставки в ГМИИ «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», которая была главным проектом Музея в 2022-м.

«Коллекции Ивана и Михаила Морозовых»

«На пике века. Исповедь одержимой искусством»

Пегги Гуггенхайм. Перевод с английского Кузнецова Светлана

Издательство: Ad Marginem

Жизнь Пегги Гуггенхайм (1898-1979), главной покровительницы художников начала прошлого века, связана со многими вехами мировой истории. Ее отец, Бенджамин Гуггенхайм погиб на «Титанике», ее дядя Соломон Гугенхайм — основатель знаменитого музея в США. Пегги Гуггенхайм была замужем за художником-сюрреалистом Максом Эрнстом. В ее коллекции были собраны работы Пикассо, Поллока, Ротко и Дюшана. Мемуары этой влиятельной в мире искусства женщины откровенно рассказывают о том, как выстраивалось ее деловое партнерство со многими художниками, ставшими знаменитыми, и об истории современного искусства, свидетелем и двигателем которого она была.

«На пике века. Исповедь одержимой искусством»

«Павел Третьяков. Купец с душой художника» 

Алдонин Сергей

Издательство: «Родина»

Основатель Третьяковской галереи сначала собирал европейскую живопись. Покупка первой картины русского художника положила начало системному коллекционированию, и это была работа Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Третьяков начал заново открывать миру русскую живопись, популярность которой к середине XIX века была не слишком высока. В результате — его дом в Лаврушинском переулке, который достраивался и перестраивался под нужды художественной коллекции, смог продемонстрировать практически энциклопедию русской жизни в картинах и скульптурах. И, как мы все уже знаем, дом купца Третьякова теперь известен любителям искусства по всему миру. Книга Сергея Алдонина рассказывает удивительную историю создания Третьяковской галереи.

«Павел Третьяков. Купец с душой художника» 

«Георгий Костаки. Каталог к 100-летию коллекционера»

Издательство: Государственная Третьяковская Галерея

Георгий Костаки в начале XX века стал собирать антикварную мебель и посуду. Потом заинтересовался иконописью. Потом приобрел картины Кандинского и Шагала. Он открывал новые имена в кубизме и абстрактном экспрессионизме. И в историю он вошел именно как исследователь русского авангарда. Его приглашали читать лекции в английские и американские университеты и музеи. Первое иллюстрированное издание, посвященное коллекционеру, также публикует документы 1970-х, которые долгое время были засекречены. Они рассказывают о периоде, когда власти пытались бороться с частными коллекционерами. 

«Георгий Костаки. Каталог к 100-летию коллекционера» 

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive