Первые выставки
Появление экспозиций и музеев в России связывают в первую очередь с эпохой правления Петра I, который стал родоначальником моды на коллекционирование искусства среди высшей аристократии. Во время визита в Амстердам он приобрел большую коллекцию картин и разместил ее в одном из увеселительных дворцов Петергофа — Монплезире. Так, в России появилась первая картинная галерея, однако к ее посещению в то время допускалась только элита.
Правитель не ограничивался одним искусством и часто устраивал «смотрины» различных изделий и товаров для узкого круга людей. В 1714 году это увлечение переросло в открытие первого музея страны — Кунсткамеры. Больше всего она прославилась своей особенной коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Позже дело Петра I продолжила императрица Елизавета Петровна, разместившая собрание картин в Летнем дворце.
Мануфактурные выставки
Пока художественные галереи жили прошлым и оставались недоступными для общей массы жителей страны, выставки прикладного искусства совершили значительный прорыв. В 1829 году на берегу Невы состоялась первая публичная Выставка российских мануфактурных изделий, а царь Николай I утвердил первое «Положение о выставке» в России. Событие имело громадный успех и в 1830 годы подобные выставки начали проводить в столице и других губернских городах. Кроме того, в 1850-е появляются и первые сельскохозяйственные и кустарно-промышленные выставки, которые оставались одними из самых популярных вплоть до революции 1917-го.
Массовые авангардные выставки
Наступление XX века ознаменовало существенные преобразования музейного и выставочного формата в сторону демократизации. Долгие годы большинство экспозиций демонстрировали искусство предшествующих поколений, что привело к критике устоявшегося музейного формата во всем мире. Один из крупнейших поэтов французского романтизма Альфонс де Ламартин писал: «Мне надоели музеи, эти кладбища искусств».
Авангардные художники удачно воспользовались моментом и стали инициаторами перемен. Родоначальник абстрактного искусства Василий Кандинский предложил открыть в России музеи, в которых будут собраны произведения «Левого фронта искусств». Левый фронт боролся за утверждение нового революционного искусства в противовес классическому культурному наследию. Так, в 1920 годы возникло более 20 музеев в Москве, Петрограде и других городах. Их появление дало сильный толчок развитию выставочной индустрии в стране до прихода соцреализма.
Соцреализм
Свободное для художников время продлилось недолго и с наступление 1930 годов на пути распространения авангардного искусства встала цензура и соцреализм. Советское государство взяло под свой контроль все художественное пространство страны, а искусство стало отражением перемен, произошедших в обществе и культуре. Музейные пространства заполнили легальные консервативные и «политически окрашенные» выставки художественного искусства, а еще выставки техники, оружия, фотографии, народного хозяйства. Ни одна картина или экспонат не могли попасть в музей или галерею минуя цензуру. Главным достижением эпохи главенствующего соцреализма стало открытие ВДНХ в Москве.
Вместе с тем все это время в хранилищах советских музеев находились огромные коллекции авангардного искусства, которые не выставлялись из-за их «буржуазности». Только в оттепель, в 1956 году, прошла выставка Пикассо, которая вызвала ожесточенные споры среди населения страны. Окончательно авангардное, а на тот момент уже вполне классическое, искусство укрепилось в музеях только в 1980-х с выставки «Москва — Париж».
Андеграунд
В это время андеграундные художники, существовавшие за бортом официальной культуры, презентовали свое творчество на подпольных выставках, квартирниках и даже на поле. «Бульдозерная выставка», проведенная неофициальными художниками на Беляевском пустыре, стала знаковым событием в истории советского андеграунда. Правда, под предлогом проведения работ по благоустройству района техника уничтожила произведения искусства на глазах у их создателей. Благодаря широкому общественному резонансу, после этого запустился процесс перехода неофициального искусства в статус легального. Тем не менее, художники, не соответствующие ценностям советской власти, были гонимы государственными органами вплоть до перестройки. Только после 1985 года к ним стали относиться терпимо.
1990 годы
Девяностые открыли двери всему новому и необычному. Начались эксперименты с иностранными музеями, выставочные пространства стали доступны для аренды частным организациям, а по всей стране прошли семинары по обмену опытом выставочных работников. Выставочная индустрия резко начинает наращивать количество проводимых мероприятий и задействованных городов по всей стране.
В это время на художественной сцене столицы зародилась первая волна арт-активизма. Появились художники, кураторы, галеристы и критики, определившие вектор развития современного искусства на будущие десятилетия. Художник Александр Шабуров разыграл собственную смерть на выставке «Кто как умрет». Авдей Тер-Оганьян с помощью алкоголя довел себя до состояния объекта на выставке «В сторону объекта» и лежал в качестве единственного произведения на полу. Сергей Братков представил провокационную выставку из серии фотографий, где накрашенные дети предстали в вызывающих образах. Дмитрий Гутов залил галерею «Риджина» 25 тоннами грязи и проложил через нее мостки из свежеструганых досок, отсылаясь к знаковой оттепельной картине Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице».
Также начали появляться первые мультимедийные выставочные проекты. Пионеры российского медиа-арта Ефимов и Чернышев организовали интерактивный аттракцион с манекенами, кнопками и механизмами. А Сергей Шутов установил на пружинах металлических кроватей звукосниматели, которые реагировали на движение зрителей и конвертировали звук в минималистичный саундтрек. Параллельно воспроизводилось абстрактное видео с актрисой Аликой Смеховой, зачитывающей старые любовные письма художнику.
После 2000-х
С окончанием второго тысячелетия в России сформировался ответственный и масштабный подход к выставкам. Отечественные музеи и галереи начали стремительно развиваться, налаживая международную систему сотрудничества с крупными зарубежными партнерами, а выставочная деятельность от некогда хаотичного пришла к более институциональному виду.
Выставки современного искусства только со временем стали привычным явлением — появились частные галереи, в которых были представлены оппозиционные художники, расширилась тематика выставок и музеев. В 2010-х появились музеи ГУЛАГа, толерантности, музей мусора. Выставки все чаще затрагивали актуальные темы — экологию и переработку отходов, нейросетевое творчество, историю советского авангарда.
Один из последних примеров — выставка «Панк-культура. Король и Шут» в московском «Винзаводе». В «Цехе Белого» ее авторы исследуют культурный феномен панка в России и во всем мире, а «Цехе Красного» воссоздают вселенную «Короля и Шута». Более того, на выставке представлено пространство от «Яндекс Музыки», стилизованное под аутентичный виниловый магазин, в котором собрана коллекция из 42 культовых панк-альбомов.
Именно сейчас современное искусство выходит далеко за пределы галерей и музеев. Все чаще стихийные экспозиции появляются в публичных пространствах (кафе, рестораны, бары), а художников привлекают к созданию рекламных материалов, медиаконтента, дизайна одежды и предметов интерьера.
Читайте также: