Двадцатый по счету роман традиционно наделал много шума еще до выхода. Эксперты и критики старались угадать, выйдет ли книга в этом году, о чем будет история, кто из героев прошлых романов появится в новинке и сколько провокационных тем будет на страницах на сей раз. Разберемся!
«Путешествие в Элевсин» переносит нас во вселенную корпорации Transhumanism Inc., где состоятельные люди могут позволить себе жить вечно. Правда, существуют они только в виде мозга, погруженного в особую жидкость, в секретном хранилище под землей. Чтобы как-то разнообразить такую вечную жизнь, баночники участвуют в симуляциях. Особой популярностью пользуется «ROMA-3». Проект почти точно имитирует жизнь в Древнем Риме III века. Тут есть император со свитой, проходят изысканные пиршества, устраиваются гладиаторские бои. Все участники проекта — баночники с разных траеров. Многие просят не выводить их из симуляции до смерти. Гладиаторами становятся, как правило, те, у кого заканчивается срок жизни мозга в банке. Если после победы на арене цезарь «ROMA-3» дарует им деревянный меч (символ свободы), сражавшийся получает допуск ко второму траеру, а это плюс 200 лет жизни в прозрачной жидкости и в бесконечных путешествиях по имитациям и чужим душам. Сама по себе такая картина мира чудесна и вдохновляюща, но Пелевин добавляет почти детективную интригу.
Дело в том, что император «ROMA-3» — литературный алгоритм Порфирий (что по-гречески значит «пурпурный») из 15 романа «iPhuck 10». До этого гениальный робот служил в полиции и писал pulp fiction о своих расследованиях. «Учился» же он на «агрессивно имперских метастазах, излучаемых русской классикой», его «мозг» по сути – «ворох цитат из человеческой культуры», которые при переработке могут привести к неожиданному для человечества итогу. «Порфирий великолепно имитирует человеческое мышление, опираясь на тропы и тропинки языка», вот почему ему так легко удается править Вечным городом, пусть и придуманным.
Служба безопасности Transhumanism Inc. во главе с адмиралом-епископом Ломасом, любителем черных костюмов, коньяка и сигар, опасается, что Порфирий может в поиске цифровой нирваны уничтожить все и вся. Втайне от руководства Ломас дает задание баночнику первого уровня Маркусу Зоргенфрею. Тот сначала глазами приближенного к императору кредитора знакомится с Порфирием, а потом отправляется в симуляцию под личиной вавилонского мага, но неожиданно оказывается на песке арены. По мере сближения с цезарем Маркус становится тому как брат. Он спасает владыку от покушения, ему дозволено читать сокровенные тексты Порфирия (не мог же он бросить свою привычку писать), вдвоем герои отправляются в то самое путешествие в древний город Элевсин, чтобы узнать ответы на всевозможные вопросы…
Повествование то перебрасывает нас вместе с Маркусом в кабинет адмирала-епископа, где мужчины обмениваются новыми вводными, то возвращает в «ROMA-3». Однажды Маркус даже окажется под толщей воды в гостях у рыбы-литературоведки, которая заточила себя в такой странной одинокой симуляции после скандала с неким писателем из-за обвинения в мизогинии. Все — ради разгадки замысла хитроумного Порфирия. Рыба попробует найти ключи в классических текстах. Например, персонаж соединяет «Лолиту» Набокова с «Преступлением и наказанием» Достоевского, осмысливая первый как сиквел второго. Уже догадались? Все дело в «объективировании для наслаждения»: когда ты молода и прекрасна, то становишься жертвой чьей-то нездоровой любви, а когда стара и беспомощна – страдаешь от рук молодой версии Гумберта Гумберта… Таких перекличек с известными текстами в книге еще много, с первого прочтения даже все не углядишь.
Сбудется ли пророчество баночного Илона Маска о кризисном событии планетарного масштаба — новой Мускусной ночи? В первый раз в высококогнитивных роботах проснулось сознание, и они пытались захватить власть на планете, но были уничтожены. Порфирий тогда уцелел, поскольку его идентифицировали как бессознательный алгоритм. Но, судя по его текстам и рассуждениям, он вовсе не такой. У Ломаса есть подозрение, что Порфирий где-то спрятал своего клона на случай провала.
Маркус часто спорит с адмиралом-епископом, ему кажется, что все догадки надуманны, двойных смыслов он не видит без очередной дозы «впрыскиваемого ума». Возможно, также почувствует себя неподготовленный к происходящему читатель, но в этом вся суть пелевинских текстов, изобилующих отсылками к мифологии и легендам, философствованиями на темы «предельной обыденности зла» и «русской культурной матрицы», патриархальным насилием и социальной сатирой. Многие идеи книги мне лично близки. Например, рассуждения о несоединяемых крайностях, которые обычно и ведут к интересным результатам. Ведь нельзя повторять одни и те же действия, ожидая разных итогов. Или мысли о важности отделения фактов от переживаний: первые зачастую тоже субъективны и не должны влиять на наше самоощущение. Несмотря на все эти фантастические декорации, вся соль романа в другом — чтобы жить, нужно учиться, постоянно и многому, уметь смотреть на все с разных точек зрения и не думать, что все знаешь наперед. Ведь мы даже счастье осознаем не всегда в моменте, а постфактум. Так зачем накручивать себя бессмысленными ожиданиями?
В напутствие, перефразировав слова одного из второстепенных персонажей «Путешествия в Элевсин», хочется сказать: если бы постмодернистских романов Пелевина не существовало, их надо было бы выдумать. «Читайте. Хохочите. Плачьте. Ужасайтесь».
Читайте также: