«Франсиско Инфанте. Метафоры бесконечности»
Новая Третьяковка

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» охватывает более 60 лет художественных поисков одного из ключевых российских авангардистов. В экспозиции собраны свыше 400 работ из фондов Третьяковской галереи, личного собрания мастера и других коллекций. Посетители смогут увидеть живопись, графику, кинетические объекты. Особый интерес представляют авторские «артефакты» — созданные Инфанте геометрические конструкции из зеркальной пленки.
Художник исследует «природу бесконечности», обращаясь к геометрии как к универсальному языку для отражения реальности. Отражая пейзаж, эти формы не столько дублируют его, сколько создают новую оптику. Экспозиция впервые объединяет объекты из разных циклов, включая «Треугольник», «Круг» и «Спирали», а также воссоздает инсталляцию «Фотографическое пространство моей комнаты», которая не выставлялась в музее с момента своего создания.
ЦСИ Винзавод

Галерея pop/off/art, основанная искусствоведом Сергеем Поповым в 2004 году, празднует 20-летие масштабной выставкой «Порывы и дуновения». Это проект художника, преподавателя и члена редакционного совета «Художественного журнала» Ивана Новикова. В экспозиции можно увидеть искусство сразу нескольких поколений: от советского нонконформизма и концептуализма до актуальных молодых авторов. Произведения собраны из более чем трех десятков коллекций — музейных, корпоративных и частных. Так, каждый имеет возможность увидеть ключевые художественные тенденции последних десятилетий.
Выставка разбита на четыре тематических блока: «Жизнь любви», «Сила покоя», «Скрытое беспокойство» и «Битва со временем». Каждый раздел напоминает об эмоциональных полюсах: от лирических откровений до напряженной тревоги. Это наглядная демонстрация того, как «дуновения» художественных идей становятся «порывами», рождая новые смыслы и формы. Так галерея pop/off/art, уже два десятилетия пребывающая в эпицентре арт-процессов, продолжает открывать малоизвестные имена, сохраняя при этом связь с классиками современного отечественного искусства.
Галерея Здесь на Таганке

Современные технологии все глубже проникают в искусство, генерируя мощный контраст между стремительной техно-эйфорией и критическими пророческими взглядами. Эта выставка останавливается на моменте триумфа инноваций и одновременно фиксирует их влияние на наш мир — от воплотившихся фантазий до несбывшихся ожиданий.
Главной точкой отсчета служит искусственный интеллект. Глеб Солнцев, один из пионеров его творческого применения, открывает мир цифровых генераций других авторов — Rinatto L’bank, Юрия Чернышева, Darina Dash. Работа Сергея Шеховцова символизирует неизбежное вторжение «эпохи гаджетов», а оригинальные интерпретации Михаила Рубанкова, Ивана Симонова, Julia Cyberflora, Дмитрия Горбунова, Ryaskartstyle и других творцов формируют общий портрет цифровой реальности — от ярких надежд до рациональных прогнозов.
VS Gallery

Созданные на стыке алгоритмической строгости и пластической выразительности, работы Данила Карамушкина, который не раз удивлял посетителей Русского музея, ММОМА, PERMM и корейского CICA Museum, исследуют тонкую грань между числом и материей. На выставке художник представил более 30 скульптурных объектов, в которых математический код порождает физическую форму. В основе каждой — сложные компьютерные паттерны. Их Карамушкин переводит в 3D-модели, а затем воплощает в керамике или фарфоре по принципам модульного конструктивизма. Особую роль играет ручная обработка, позволяющая соединить «холодную» логику программирования с теплотой классического материала. А специальный видеоряд иллюстрирует путь от абстрактной формулы к объемному объекту. «Живые алгоритмы» становятся логичным продолжением постоянного поиска баланса между технологическими инновациями и фундаментальными художественными практиками.
Кстати, если вам нравится наблюдать за синтезом технологий и современного искусства, загляните на выставку-экспедицию «Лед. Жизнь» в Санкт-Петербурге. Пространство Севкабель Порт позволяет отправиться в научно-художественное путешествие по ледяной планете. На площади 2500 квадратных метров зрители исследуют природу льда во всех его проявлениях — от арктических глубин до технологий будущего. Экспозиция оформлена в виде космического корабля. Проводником в этом театрализованном исследовании становится аудиогид с голосом Константина Хабенского. В залах представлены редкие артефакты, включая ледяной керн возрастом 603 тысячи лет, поднятый с глубины 3465 метров в Антарктиде, а также технологии атомного ледокольного флота. Особая роль отведена работам современных художников, передающих ледяную стихию через символы хрупкости, замкнутости и трансформации.
Выставочные залы РОСИЗО

Выставка «Формы и образы. Лаки» посвящена феномену русской лаковой живописи, которая, вобрав в себя восточные и западные традиции, обрела неповторимое национальное звучание. В экспозиции представлены не только такие предметы быта, как шкатулки, подносы, ларцы, пудреницы, но и иконы, эскизы костюмов и декораций. На их примере можно проследить влияние русской живописи XVIII–XIX веков и народной культуры на стиль художников-миниатюристов.
Особое внимание автор экспозиции уделили центрам лакового искусства: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй и Жостово. Например, посетители узнают, почему палехские миниатюры часто наполнены лирическим мотивом — танцами, свиданиями, музыкой, а жостовские подносы отличает богатая цветочная роспись. Фольклорная линия позволяет окунуться в мир сказок и былин, а мультимедийная часть выставки раскрывает технологию создания лаковых изделий на примере действующих предприятий народных промыслов.
«Метафизические зеркала Худякова»
Марс

Юбилейная выставка Константина Худякова, одного из пионеров отечественного цифрового искусства, приурочена к его 80-летию и раскрывает тему «Рефракция реальности». В экспозиции представлено более двадцати работ, главной из которых стала интерактивная инсталляция «Не ждали» — цифровая панорама размером 220×550 см, дополненная AR-технологиями и анимацией для максимального эффекта погружения.
Заслуженный художник РФ и вице-президент Российской академии художеств исследует в своих «метафизических зеркалах» взаимодействие света, пространства и цифровых алгоритмов. Стерео-лайт-панели, созданные путем скрупулезного синтеза множества виртуальных снимков, дарят иллюзию трехмерной глубины без каких-либо специальных очков. Автор осмысляет замедление света в различной среде и связывает его с идеей «материализации» мысли настоящего художника. Вместе с партнером-инженером Худяков превращает научный эксперимент в поэтический диалог между цифрой и воображением.
«Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики»
Люмьер-Холл

Экспозиция посвящена цветной гравюре укиё-э эпохи Эдо (XVII — первая половина XIX века) — японскому искусству, вобравшему в себя жизнь горожан, обаяние гейш, страсть актеров кабуки, а также очарование флоры и фауны. Само понятие «укиё-э», пришедшее из дзэн-буддизма, подчеркивает быстротечность каждого момента и умение наслаждаться им. Представленные на выставке гравюры не только украшали интерьеры знати Страны восходящего солнца, но и служили своеобразной «рекламой» театров и чайных домов, став одной из ярчайших культурных особенностей расцвета современного Токио.
Период Эдо также выделяется бурным развитием литературы, поэзии и театра, а художники Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро подарили миру шедевры ксилографии. Среди них не только классические пейзажи горы Фудзи, цветение сакуры или сцены битв, но и портреты знаменитых красавиц и актеров. Посетители экспозиции смогут увидеть 63 гравюры, в том числе из знаковых серий: «36 видов Фудзи» Хокусая, «53 станции Токайдо» Хиросигэ, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя и «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ. Каждая из работ наглядно демонстрирует мастерство и секреты уникальных восточных мастеров.
Читайте также: