«Человек и нейросети: кто кого создает?»
Новая Третьяковка
Совместный проект «Яндекса» и Третьяковской галереи на Крымском Валу приглашает поразмышлять над отношениями искусственного интеллекта и человека. В экспозицию вошли работы современных художников, исследующих тонкие связи между человеческим сознанием, культурой и нейросетями.
Выставка представляет собой технологичное путешествие сквозь разные формы искусства — живопись, перформансы, цифровые инсталляции — в стремлении понять, где заканчивается мысль человека и начинается логика алгоритмов. Здесь нейросети становятся не только предметом исследования, но и полноправными соавторами художественного процесса.
Проект вырос из художественной лаборатории, участники которой вместе с разработчиками изучали поведение алгоритмов, процессы машинного обучения и физику серверов. Этот опыт позволил художникам создавать работы, сопоставляющие опознавательный функционал машин с человеческим взглядом, показывать сложность декодирования информации и продемонстрировать новый взгляд на взаимодействие технологий и искусства.

ЦСИ Винзавод
Выставка «Границы видимости» — важная часть масштабной антологии современного искусства. Художники, такие как Владимир Потапов, Леонид Цхэ, Дмитрий Булныгин, Марина Белова, Алексей Политов размышляют о природе зрения и о том, что оказывается за пределами привычного восприятия.
Экспозиция строится через разные точки обзора: от периферийного зрения до отражений и косых траекторий. Куратор Сергей Хачатуров предлагает гостям выйти за рамки границ видимости, чтобы через фрагменты и зеркальные искажения собрать новое, сложное и глубокое представление об окружающем мире.
Посетители выставки могут увидеть, как каждый из авторов по-своему исследует тему: один работает с эффектом рассеянного взгляда, другой — с иллюзией или множественным преломлением образа. Сквозь все многообразие техник и ракурсов выставка подчеркивает идею о том, что истинная реальность часто ускользает от человека.

Az/art
Анатолий Белкин — художник, культуртрегер и один из заметных участников неофициального искусства Ленинграда 1970-х годов. В экспозицию вошло более 70 его работ из собраний Музея AZ и частных коллекций: живопись, графика, бронзовые скульптуры и коллажи.
Проект посвящен исследованию разрыва между артистическим почерком Белкина и одной из ключевых тем его творчества — эрозией культурного слоя и фрагментацией памяти. Особое место занимают графическая серия «Азбука», скульптура, посвященная Генри Дэвиду Торо, коллаж «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие работы, которые демонстрируется широкой публике впервые.
Выставка делится на несколько тематических блоков: «Письменность», «Архитектура», «Вещи и персонажи», «Альбом». Каждый из них раскрывает отдельный аспект работы художника с языком, формой и исторической памятью.

«Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро»
Центр «Зотов»
Выставка раскрывает творческую и личную историю Михаила Матюшина и Елены Гуро — основателей русского авангарда. Их жизнь и творческие поиски стали единым целым: в экспозиции переплетаются живопись, графика, скульптура, редкие архивные документы, музыкальные сочинения Матюшина и поэтические опыты Гуро в актерском звучании. Особое место занимают ранее не выставлявшиеся рисунки и акварели из семейных архивов, восстановленные по рукописям произведения, а также единственная сохранившаяся конструктивистская скрипка, звучание которой можно услышать на выставке.
Для удобства гостей пространство разделено на пять тематических блоков — от первых шагов авторов в искусстве до их последних работ перед уходом из жизни. В каждом разделе звучат музыкальные темы Матюшина, перекликаясь со стихами Гуро, для полного погружения в эпоху. Атмосферу дополняют редкие фотографии, личные вещи и рукописные книги. Организаторы выставки создали интерактивную зону, где можно попробовать соединить принципы авангардной живописи и поэзию, создав собственную открытку в стиле Михаила Васильевича и Елены Генриховны.

Галерея на Трубной
Художница Мария Полушкина обращается к теме женщины и ее внутреннего мира, сочетая простоту формы с глубокими размышлениями о жизни. Через серию авторских работ можно проследить повседневность сквозь призму личного опыта. Не обошлось и без опоры на наследие авангардного искусства.
На выставке представлены композиции, в которых мягкие линии и округлые формы символизируют пластичность натуры и свободу самовыражения. Женские образы показывают разные состояния — одиночество, радость, принятие, внутреннюю силу. Картины отличаются лаконичностью цветов и форм, сохраняя при этом тонкий психологический подтекст.
Героини Марии живут в собственном мире, где ценится опыт, память и умение оставаться верной себе. Каждое полотно становится самостоятельной историей о взрослении, выборе и внутренней гармонии.

Галерея на Шаболовке
Эта выставка приглашает посетителей во внутренний мир Натты Конышевой — художницы, которая искусно превращает повседневные вещи в пространство чудес. Ее особый «репортаж» соединяет элементы гротеска, документальности и внутренней свободы, превращая городские сцены и бытовые зарисовки в живописные фантазии.
В экспозиции представлены почти пять десятков работ: портреты художников и поэтов столичной богемы, уличные зарисовки, сцены шумных вечеринок и тихих прогулок. Впервые можно увидеть редкую графику из частных коллекций и воссозданный уголок мастерской Конышевой — место, где реальность растворялась в игре красок и форм. Каждый экспонат выглядит как легкая ирония над привычным миром, в котором за случайным эпизодом всегда скрывается уникальная история.

«Яков Хомич. В поисках короля Джулиана»
Art & Brut
Путешествие на Мадагаскар стало отправной точкой для новой серии работ, где художник Яков Хомич через краски и образы передает атмосферу далекого острова. Природа, люди, дух традиций — все это слилось в яркий рассказ о жизни на краю света.
Гости выставки могут увидеть портреты лемуров, напоминающие живопись Анри Руссо, и сцены из деревенской жизни, полные контрастных цветов и искренних эмоций. Каждая работа словно оживляет маршрут путешествия — от густых тропиков до шумных поселений.
Экспозиция выстроена так, чтобы посетители могли буквально пройти путь художника: карту маршрута перенесли на пол галереи, а экспонаты распределили по тематическим зонам.

Читайте также: