Музей МХАТ
В музее легендарного театра проходит выставка, посвященная 100-летию Иннокентия Смоктуновского — актера, которого уже при жизни называли гением и «космическим артистом». Его появление на сцене и в кино в эпоху «оттепели» произвело впечатление культурного феномена: герои Смоктуновского всегда были сложными, глубокими и абсолютно узнаваемыми.
Авторы экспозиции делают акцент на мхатовском периоде жизни актера, который начался в 1976 году. Посетители могут увидеть редкие сценические костюмы и фотографии, цитаты из воспоминаний и интервью, уникальные архивные документы. Таким образом каждый получает возможность заново открыть для себя его знаковые роли артиста на сцене МХАТа: Иванова и Иудушку Головлева, дядю Ваню и доктора Дорна, профессора Серебрякова и Гаева, Людовика XIV и Иоганна Себастьяна Баха. Сквозь все многообразие персонажей выставка подчеркивает удивительную цельность актерского мира Смоктуновского — человека, чей голос и манеру невозможно спутать ни с кем другим.

Галерея Китай-город
Виктория и Сергей Афонские уже много лет работают с графикой, передавая самые разные настроения и образы. На выставке представлены 54 работы: гуашевые натюрморты Виктории, где центральным мотивом становятся цветы, ветки и дорогие сердцу вещи, и мягкие рисунки Сергея, выполненные углем и сангиной.
Несмотря на разные творческие приемы, оба автора тонко чувствуют натуру. Натюрморты Виктории погружают в спокойную атмосферу уюта и размышлений о времени, а пейзажные циклы Сергея рассказывают о природной силе и красоте. Вместе эти графические листы складываются в гармоничный диалог — о том, как мы воспринимаем жизнь и храним ее мгновения.

«Качалов — Чацкий. Горе от ума»
Дом-музей Станиславского
Выставка освещает историю одной из ключевых пьес русской драматургии — «Горе от ума» — и роль, которую В. И. Качалов играл на сцене МХТ три десятилетия подряд. Здесь можно увидеть эскизы костюмов, архивные фотографии, декорации и редкие документы, связанные с постановками 1906, 1914, 1924 и 1938 годов.
Особенно интересны материалы о «возвращениях» Качалова к образу Чацкого. В ранней версии он сыграл поэтичного юношу, позже открыл философскую глубину героя, а перед юбилеем театра воплотил более строгий и зрелый характер. Этот долгий путь артиста показывает, как менялся и сам спектакль: каждое новое воплощение открывало все новые грани грибоедовского текста.

«Re-member. Вспомни и воссоединись»
Марс
Этот иммерсивный проект создан художницей и куратором Динарой РА, которая исследует сакральную геометрию, осознанность и природу творческого потенциала. Экспозиция разворачивается по «актам», словно театральное действие, где каждое пространство наполнено световыми инсталляциями, авторскими текстами и цифровыми проекциями. Посетители выставки становятся соучастниками эксперимента, погружаясь в атмосферу глубинных вопросов о мироздании и собственном «Я».
Если вам близок язык современного искусства, работающего на стыке технологий и эмоций, стоит заглянуть и на выставку «Лед. Жизнь» в петербургском Севкабель Порт. Это масштабная «экспедиция» в пространстве размером около 2500 квадратных метров. Посетители будто попадают на космический корабль, где знакомятся с научными фактами о льде, видят антарктический керн возрастом 600 тысяч лет и узнают об атомном ледокольном флоте. Здесь есть и необычные объекты: от бобслейных саней, которые участвовали в Олимпийских играх, до артефактов, созданных современными художниками, вдохновленными хрупкой и завораживающей красотой морозного мира.

«Шаг, что превращает вход в выход»
Галерея на Песчаной
Вероника Алферова в своих работах исследует городское пространство и его «невидимые» символы — указатели, решетки, двери, которые мы проходим каждый день, не задумываясь. Кажется, что один поворот головы или движение ноги может внезапно перенести нас из привычной зоны в новую реальность.
Произведения Алферовой демонстрируют, как уличные детали становятся своеобразными маркерами внутреннего состояния человека. Художница подчеркивает: зачастую наши дороги непредсказуемы, и важен момент, когда «вход» может оказаться «выходом». Это живописные метафоры о свободе и неизбежном перемещении вперед.

Галерея Здесь на Таганке
Павел Юдин представляет авторский подход, который он назвал «супребарокко». В его работах переплетаются мотивы супрематизма и барочных плафонов: фигуры часто парят, композиции насыщены сложными ракурсами, а цвета — очень яркие и эмоциональные.
Смысл «супребарокко» Юдин раскрывает через эффект зрительского «восторга и ужаса», когда красота и напряженность соседствуют. Некоторые картины напоминают о старинных фресках, но в них ощущается современный нерв и масштаб. Автор стремится показать, как классические приемы могут звучать совершенно по-новому в современном контексте, если придать им динамику и простор.

Галерея Печатники
Пять художниц — Ольга Журова, Ираида Покладова, Владислава Гарбузова, Ирина Привознова и Юлия Эрдни-Араева — объединились, чтобы в красках воссоздать то самое теплое время, когда лето уже идет на спад, но солнечные деньки еще радуют ярким светом. Их работы — это и уютные дачные вечерние посиделки, и запах костра, и нестареющая красота увядающих садов.
В экспозиции соседствуют натюрморты с цветами, тихие пейзажи и портретные зарисовки. Каждое полотно пропитано безмятежностью летних месяцев, а порой и легкой ностальгией по тем дням, когда кажется, что природная гармония никогда не закончится. «Бабье лето» напоминает нам о бесценных моментах, которые хочется сохранить в памяти до следующего сезона.

Читайте также: